РЕШЕНИЕ
12 декабря 2023 года г. Самара
Судья Железнодорожного районного суда г. Самары Чиркова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу департамента управления имуществом городского округа Самара на постановление начальника отдела МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Яровенко Т.О. № 63045/23/184761 от 06.09.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Яровенко Т.О. № 63045/23/184761 от 06.09.2023 юридическое лицо – департамент управления имуществом г.о. Самара привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель департамента управления имуществом городского округа Самара обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права. В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Исходя из приведенных положений законодательства, государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, нуждающихся в их получении, реализуются органами местного самоуправления за счет выделенных на эти цели финансовых средств. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров? работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Процедура приобретения жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ требует определенных временных затрат, в связи с чем Департамент не имеет возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок. Департамент с момента возбуждения исполнительного производства не бездействовал, а принимал все необходимые меры к исполнению решения суда, но исполнить его в установленные судебным приставом-исполнителем сроки не смог по независящим от него обстоятельствам, так как требовались временные затраты на проведение определенных мероприятий по получению материальных ресурсов и финансовых средств, подбору и приобретению жилого помещения, оформлению документации, что свидетельствует об отсутствии умысла неисполнения решения суда со стороны Департамента. Департаментом во исполнение решения суда 20.06.2023 Калашникову В.С., Калашникову А.С., Чекашкиной В.А., Денисовой Л.В., Денисову В.М., Денисову А.Н. вне очереди подобрано жилое помещение, расположенное п адресу: <адрес>, однако, несмотря на своевременное уведомление, все члены семьи ознакомились с ним только 31.08.2023, по независящим от Департамента обстоятельствам. В ходе осмотра получено согласие на переезд в жилое помещение от Калашникова В.С.Ю, Чекашкиной В.А., Денисовой Л.В., Денисова В.М., Денисова А.Н. 03.09.2023 Калашников А.С. скончался. Внастоящее время подготовлен приказ и договор социального найма, документы направлены на согласование. Таким образом, вина Департамента в несвоевременном исполнении судебного решения о предоставлении жилого помещения отсутствует, в связи с чем, состоявшееся в отношении Департамента постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Копылова Ю.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала и просила ее удовлетворить.
Начальник отдела – старший судебный пристав МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Яровенко Т.О., будучи извещенной надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причину неявки суду не сообщила, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявляла. Суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив доводы жалобы, исследовав материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 6 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению им функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 30.07.2001 № 13-П полномочием налагать взыскание в виде штрафных санкций на должника в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, наделен судебный пристав-исполнитель. Указанное полномочие судебного пристава-исполнителя направлено на обеспечение установленного публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Частью 1 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Часть 2 этой же статьи КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Как усматривается из материалов дела, решением Ленинского районного суда г.Самары по гражданскому делу №2-304/2022, вступившим в законную силу 09.06.2022, суд обязал Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Калашникову B.C., Калашникову А.С., Чекашкиной В.А., Денисовой Л.В., Денисову В.М., Денисову А.Н. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным законодательством требованиям и находящееся в границах городского округа Самара.
На основании исполнительного документа, выданного Ленинским районным судом г.Самары, 14.10.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Идрисовой Л.Н. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу Калашникова А.С., и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе. Данное постановление направлено Департаменту управления имуществом г.о. Самара.
В связи с неисполнением Департаментом управления имуществом г.о. Самары в добровольном порядке требования, содержащегося в исполнительном документе в установленный срок, 18.11.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Идрисовой Л.Н. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлен новый срок для исполнения требования, указанного в исполнительном документе. Данное постановление вручено Департаменту управления имуществом г.о.Самары 08.12.2022. После чего были вынесены требования об исполнении решения суда, в которых были установлены сроки исполнения решения. Требование от 01.08.2023 получено Департаментом 02.08.2023.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В. №63045/23/2026411 от 18.01.2023 Департамент управления имуществом г.о. Самара признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Решением Железнодорожного районного суда г.Самары от 04.04.2023 указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Департамента управления имуществом г.о.Самара – без удовлетворения.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Яровенко Т.О. №63045/23/184761 от 06.09.2023 Департамент управления имуществом г.о. Самара признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
Решением Железнодорожного районного суда г.Самары от 04.04.2023 постановление начальника отдела-старшего судебного пристава МОСП по ИОИПР ГУ ФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В. от 18.01.2023 №63045/23/2026412 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента управления имуществом городского округа Самара оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения. Решение суда вступило в законную силу.
01.08.2023 судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Идрисова Л.Н. вынес требование об исполнении решения суда до 21.08.2023. Данное требование получено Департаментом управления имуществом г.о. Самары 02.08.2023.
Таким образом, во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок после наложения административного штрафа требования исполнительного документа исполнены не были, в связи с чем, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области 22.08.2023 составил в отношении Департамента управления имуществом г.о.Самары протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, а в дальнейшем 06.09.2023 Департамент управления имуществом г.о. Самара привлечен к административной ответственности с наложением административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В обосновании вывода о виновности депратамента в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, должностным лицом приняты во внимание в качестве доказательств материалы исполнительного производства №88802/22/63045-ИП, а также протокол об административном правонарушении.
Однако, анализируя в совокупности представленные доказательства, с выводами начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Яровенко Т.О. суд не может согласиться по следующим основаниям.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны правонарушения.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 26.11 КоАП РФ предусмотрено, что должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, предписывается оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, на решения должностных лиц проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Статьей 113 названного Федерального закона предусмотрено, что в случае нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве виновное лицо подвергается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Под неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, понимается как вообще отсутствие активности со стороны должника по реализации притязаний (имеются в виду случаи, когда должник не предпринимает никаких действий, объективно направленных на выполнение этих требований), так и некачественное их исполнение, совершение не тем способом, которого добивается взыскатель, необоснованная задержка в предоставлении окончательного результата и т.п.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из совокупности норм ст. 1,5, 2.1, 26.1, п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ следует, что принимая постановление о привлечении к административной ответственности административный орган должен установить не только событие административного правонарушения, но и доказать вину лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении. При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
Из представленных суду доказательств следует, что Департаментом во исполнение решения суда 20.06.2023 Калашникову В.С., Калашникову А.С., Чекашкиной В.А., Денисовой Л.В., Денисову В.М., Денисову А.Н. вне очереди подобрано жилое помещение, расположенное п адресу: <адрес>, однако, несмотря на своевременное уведомление, все члены семьи ознакомились с ним только 31.08.2023, по независящим от Департамента обстоятельствам. В ходе осмотра получено согласие на переезд в жилое помещение от Калашникова В.С., Чекашкиной В.А., Денисовой Л.В., Денисова В.М., Денисова А.Н. 03.09.2023 Калашников А.С. скончался. В настоящее время подготовлен приказ и договор социального найма, документы направлены на согласование.
То есть на момент составления постановления по делу об административном правонарушении №63045/23/184761 должностному лицу не было известно о смерти Калашникова А.С., скончавшегося 03.09.2023.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии вины Департамента в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и является основанием для освобождения его от административной ответственности.
При таких обстоятельствах, постановление начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по Самарской области Яровенко Т.О. № 63045/23/184761 от 06.09.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. № 63045/23/184761 ░░ 06.09.2023 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.17.15 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ - ░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░