Дело № 2а-378/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 сентября 2018 года р.п. Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,
с участием помощника прокурора
Ульяновского района Ульяновской области Н.С. Матвеева,
при секретаре Л.Ф. Калимуллиной,
Ю.Т. Долговой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области об обязании выполнить работы по строительству водозаборных артезианских скважин
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области об обязании выполнить работы по строительству водозаборных артезианских скважин, указав, что прокуратурой Ульяновского района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Ульяновский район» требований законодательства об обеспечении холодным водоснабжением населения Ульяновского района Ульяновской области. Проведенной проверкой выявлены нарушения законодательства, требующие обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением для восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц. В соответствии с пп. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». Согласно п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 17.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ. Согласно пп. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению -круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1 к Правилам. В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного приложения допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно. В соответствии с Правилами, а также п. 7.4 Свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» актуализированной редакции СНиП 2.04.-02-84, утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14 (далее - Свода правил СП 31.13330.2012) для населенных пунктов с численностью населения менее 5 тысяч человек величина допускаемого снижения подачи воды та же длительность снижения подачи не должна превышать 15 суток, а единовременный перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем на 24 ч, в населенных пунктах от 5 до 50 тысяч человек длительность снижения подачи не должна превышать 10 суток, а единовременный перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем на 6 час. Пп. «а» п. 31 Правил определено, что исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. На основании пп. «а» п. 33 Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества. Проведенной прокуратурой Ульяновского района проверкой установлено, что в летний период 2018 г. произошла проблемная ситуация с водоснабжением р.п. Ишеевка (население 11 008 человек) и с. Большие Ключищи (население 4 022 человека) Ульяновского района Ульяновской области. Так, в период с 18.06.2018 по 03.07.2018 на территории р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области действовал установленный муниципальным унитарным предприятием «Ишеевское» график подачи воды, согласно которого в каждом микрорайоне р.п. Ишеевка ежедневно ограничивалась подача водоснабжения не менее чем на 5 часов. Также в с. Большие Ключищи Ульяновского района Ульяновской области в период с 18.06.2018 по 09.07.2018 действовал установленный обществом с ограниченной ответственностью «Строитель» график подачи воды, согласно которому водоснабжение предоставлялось жителям с. Большие Ключищи с перерывом подачи водоснабжения по четным и нечетным дням (раздельно по улицам). Кроме того, 22.06.2018 в 17 час. 00 мин. прекращено водоснабжение многоквартирных домов №№ 15, 17, 19, 21 по ул. Полевая, №№ 1, 3 по ул. Ленина в с. Большие Ключищи Ульяновского района Ульяновской области. 24.06.2018 в 15 час. 00 мин. водоснабжение в кв. 3 д. № 21 п ул. Полевая в с. Большие Ключищи, расположенная на 1 этаже, восстановлено, однако водоснабжение на 2 и 3 этажах данного многоквартирного дома, а также в многоквартирных домах №№ 15, 17, 19 по ул. Полевая, №№ 1, 3 на момент проверки 24.06.2018 вовсе отсутствовало. Проведенным прокуратурой района анализом причин перебоев с водоснабжением выявлены системные проблемы в данной сфере, для решения которых администрацией района должных мер не принималось. Установлено, что действующие системы водоснабжения, находящиеся в собственности администрации муниципального образования «Ульяновский район», в указанных населенных пунктах не могут обеспечить нужды потребителей в летний засушливый период, поскольку дебет водоисточников не отвечает потребляемым населением объемам водоснабжения. В этой связи графики подачи воды в отдельных населенных пунктах в летний период устанавливаются ежегодно. Для обеспечения полноценного предоставления населению услуги по водоснабжению имеется потребность в проведении следующих работ. В р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области - необходимо строительство двух новых водозаборных артезианских скважин. В с. Большие Ключищи Ульяновского района Ульяновской области -необходимо строительство новой водозаборной артезианской скважины. Согласно ст.39 Кодекса об административном судопроизводстве РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Количество граждан, проживающих на территории р.п Ишеевка и с. Большие Ключищи Ульяновского района Ульяновской области, постоянно изменяется в виду естественных факторов (прибытие или убытие), демографических изменений (рождение и смерти), в связи с чем является неопределенным. Просит обязать администрацию муниципального образования «Ульяновский район» выполнить работы по строительству двух водозаборных артезианских скважин в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области; обязать администрацию муниципального образования «Ульяновский район» выполнить работы по строительству водозаборной артезианской скважины в с. Большие Ключищи Ульяновского района Ульяновской области.
В последующем исковые требования были уточнены, а именно обозначены сроки выполнения работ по строительству скважин в р.п. Ишеевка и в с. Большие Ключищи- до 31.12.2019 года.
Помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Матвеев Н.С. исковые требования с учетом уточнения поддержал, указав на то, что строительство двух скважин в р.п. Ишеевка и одной скважины в с. Большие Ключищи Ульяновского района обусловлено недостаточностью дебета имеющихся скважин в летний период, необходимость строительства скважин подтверждается ответом Администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 03.08.2018 года за № 01-22-2822.
Представитель административного ответчика МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области Новичкова Т.Б. исковые требования не признала, пояснив, что в силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В настоящее время водоснабжение р.п. Ишеевка осуществляется 9 артезианскими скважинами. В соответствии с договорами, заключенными между МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области и МУП «Ишеевское» о передаче в хозяйственное ведение артезианских скважин, все они переданы во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Уставом учреждения. То есть услуги по водоснабжению с 2015 года оказывает МУП «Ишеевское». В летний период за сутки из 9 скважин поднимают 4176 куб.м. воды. В зимний период водоснабжение подается из 4-5 скважин. Объем поднимаемой воды от 2200 до 2500 куб.м. в сутки. Данного объема достаточно для обеспечения водой населения р.п. Ишеевка. Кроме того, в 2016-2017 гг. проведен капитальный ремонт резервуара накопителя по адресу ул. Новокомбинатовская р.п. Ишеевка. Стоимость муниципального контракта составила 3 499 тыс. руб. Также для увеличения дебита воды в р.п. Ишеевка администрацией МО Ульяновский район» в июле 2018 года заключен договор с ООО «Спецводстрой» на промывку скважины №3 в р.п. Ишеевка. В начале августа 2018 года подрядчиком по указанному договору выполнены работы по гидродинамической очистке скважины №3, в результате чего дебит поднимаемой воды увеличился в 2,5-3 раза. В соответствии с СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» 2012, разделом 5 п. 5.1 при проектировании систем водоснабжения населенных пунктов удельное среднесуточное (за год) водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды населения должно приниматься по таблице №1. В соответствии с указанным расчетом, главным инженером ОГКП «Ульяновский областной водоканал» А.А. Кузнецовой произведен расчет водопотребления жителей р.п. Ишеевка, который составил 3270, 2 куб. м. в сутки, водопотребление жителей с. Большие Ключищи составило 763,44 куб. м. в сутки. Постановлением МУ Администрация МО «Ульяновский район» утверждена муниципальная программа «Ремонт и реконструкция объектов систем водоснабжения населенных пунктов муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области на 2017-2019 годы». В рамках вышеуказанной Программы Муниципальным учреждением Администрация муниципального образования «Ульяновский район» запланирована и проводится работа по строительству артезианских скважин для р.п. Ишеевка и ремонту систем водоснабжения с. Большие Ключищи. В настоящее время имеются проблемы по выделению и оформлению в собственность земельного участка под строительство скважин. В 2016 году был заключен муниципальный контракт, на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации, однако, в связи с отсутствием в собственности муниципального образования земельного участка, на котором имеется возможность установить артезианские скважины, данный муниципальный контракт не был реализован. Заявленные сроки исполнения решения суда об обязании выполнить работы по строительству двух водозаборных артезианских скважин в р.п. Ишеевка, водозаборной артезианской скважины в с. Большие Ключищи Ульяновского района, являются необоснованными и преждевременными. Не согласна с доводами, изложенными в судебных заседаниях помощником прокурора о том, что в данной программе заложены денежные средства в малой сумме, явно недостаточной для решения задач, поставленных Программой. В соответствии с ч. 2 ст. 18 закона ФЗ-131 решение вопросов местного значения исполняются за счет средств местных бюджетов, однако, в случаях и в порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Жилищный кодекс РФ определяет, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий используют бюджетные4 средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан (п.2 ст. 2). Конституция Российской Федерации определяет самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и распоряжения муниципальной собственностью, но при этом федеральное законодательство позволяет муниципалитетам вести свою деятельность в рамках своего бюджета, позволяя получать средства из бюджетов других уровней и иных легальных источников дохода. Водоснабжение населения - задача региональных властей, направленная на удовлетворение потребностей населения и обеспечения хозяйственной деятельности в регионе. Постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 года N 37/411-П утверждена Государственная программа Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области» на 2014 -2020 годы. В ней имеется подпрограмма «Чистая вода». Целями подпрограммы являются улучшение уровня жизни населения и повышение качества предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения и водоотведения. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: обновление основных средств, используемых для осуществления водоснабжения и водоотведения, обеспечение необходимой технологической надежности систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в результате строительства, реконструкции и ремонта объектов водоснабжения, находящихся на территории Ульяновской области; развитие и модернизация систем водоснабжения населенных пунктов Ульяновской области за счет строительства и реконструкции систем водоснабжения. Мероприятия по развитию объектов водоснабжения включают в себя строительство новых и реконструкцию существующих систем водоснабжения. Срок реализации подпрограммы- 2014-2020 годы. Система мероприятий подпрограммы направлена на обновление основных средств, используемых для осуществления водоснабжения и водоотведения, обеспечение необходимой технологической надежности систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, развитие и модернизацию систем водоснабжения населенных пунктов Ульяновской области. Для достижения поставленных задач подпрограммой предусмотрено предоставление из областного бюджета Ульяновской области субсидий бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств поселений и городских округов Ульяновской области, возникающих в связи с реализацией следующих мероприятий, предусмотренных муниципальными программами по развитию систем водоснабжения и (или) водоотведения в городском округе или поселении Ульяновской области (далее - субсидии): строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения; ремонт объектов водоснабжения и водоотведения; подготовка проектной документации, включающей соответствующие сметы, выполнение изыскательских работ, и проведение государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации, включающей соответствующие сметы, для строительства, реконструкции и ремонта объектов водоснабжения и водоотведения (далее - подготовка проектной документации); погашение кредиторской задолженности по оплате ранее выполненных работ по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, ремонту объектов водоснабжения и водоотведения, подготовке проектной документации (далее- погашение кредиторской задолженности). Организацию управления подпрограммой и текущий контроль за ходом ее реализации осуществляет Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. В случае предоставления бюджетам муниципальных образований Ульяновской области субсидий главным распорядителем данных средств является Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее - ГРБС). Субсидии перечисляются ГРБС в бюджеты муниципальных районов (с последующим перечислением их в бюджеты поселений) и городских округов Ульяновской области. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Ульяновской области осуществляется при соблюдении следующих условий: -представление органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования Ульяновской области ГРБС заявки на финансирование расходов на реализацию мероприятий подпрограммы в сроки и по форме, установленные ГРБС, с приложением следующих документов: -копии протокола определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по строительству, реконструкции, ремонту объекта водоснабжения и (или) водоотведения, подготовке проектной документации, финансовое обеспечение которых планируется осуществлять за счет субсидий: -копии муниципального контракта с подрядчиком на выполнение работ (услуг) по строительству, реконструкции, ремонту объекта водоснабжения и (или) водоотведения. подготовке проектной документации, финансовое обеспечение которых планируется осуществлять за счет субсидий; -иных документов, предусмотренных соглашением. Критериями отбора поселений и городских округов Ульяновской области для предоставления субсидий являются: -наличие программы по развитию систем водоснабжения и (или) водоотведения в городском округе или поселении Ульяновской области и наличие утвержденной в установленном порядке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; наличие утвержденной проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на осуществление строительства (реконструкции) объектов капитального строительства или наличие сметного расчета на объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (реконструкции); - финансовое обеспечение реализации мероприятий по развитию систем водоснабжения и водоотведения за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов поселений и, городских округов Ульяновской области и (или) внебюджетных источников в объеме не менее 1 процента общей суммы потребности в денежных средствах на финансовое обеспечение выполнения работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов водоснабжения и (или) водоотведения, подготовке проектной документации, определенной на основании сметной документации или по результатам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Пообъектный перечень мероприятий подпрограммы на очередной год утверждается Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на основании заявок муниципальных образований Ульяновской области на участие в реализации мероприятий подпрограммы. Прокурором заявлены не реальные сроки исполнения решения. Весь процесс оформления, от подачи заявки в Роспотребнадзор и до получения паспорта скважины и заключения санитарной экспертизы. Процедура длится от 300 до 450 дней - при наличии документов на право собственности на землю либо права распоряжения землей. В первую очередь, нужно обеспечить законность бурения. Лицензирование артезианских скважин - дорогостоящая и трудоемкая процедура. Перед началом работ необходимо пройти ряд обязательных инстанций, после чего можно приступить к бурению. После выполнения всех условий, выдается паспорт на артезианскую скважину. Затем делается пробный забор воды, который отправляется на экспертизу, после чего скважина заносится в реестр. Услуги по водоснабжению в с.Большие Ключищи оказывала ресурсоснабжающая компания- ООО «Строитель». С 01.08.2018 года сети водоснабжения с. Большие Ключищи переданы в ООО «Большевик». Водоснабжение в с. Большие Ключищи подается из 2 скважин и 2 каптажей, объем поднимаемой воды составляет 1104 куб.м. в сутки. В настоящее время ресурсоснабжающей компанией решается вопрос по ремонту водонапорной башни в с.Большие Ключищи и устранению порывов. К вопросам местного значения поселения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится организация в границах поселения электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Определять мероприятия в рамках организации водоснабжения населения - это право органа местного самоуправления. Администрацией МО «Ульяновский район» планомерно решаются вопросы по организации водоснабжения населения. До подачи искового заявления заключен контракт, в соответствии с которым в августе 2018 года (в момент рассмотрения искового заявления) организованы и выполнены работы - гидродинамическая очистка скважины №3, результатом которой стало увеличение дебита поднимаемой воды в 2-2,5 раза. В исковом заявлении об обязании МУ Администрация МО «Ульяновский район» выполнить работы по строительству двух водозаборных артезианских скважин в р.п. Ишеевка, водозаборной артезианской скважины в с.Большие Ключищи Ульяновского района приведены лишь сведения о том, что в течении 15 дней с 18.06.2018 г. по 03.07.2018 г. в р.п. Ишеевка и с 18.06.2018 г. по 09.07.2018 г. в с. Большие Ключищи действовал установленный график подачи воды. Каких- либо других аргументов и доводов для обязания администрации выполнить строительство артезианских скважин не приведено. Предлагаемый прокурором срок до 31.12.2019 года является недостаточным, неразумным, несоответствующим объему работ, которые необходимо выполнить. Требования об обязании муниципального образования в судебном порядке выполнить работы по строительству артезианских скважин в связи с перебоями воды в течении непродолжительного времени летом 2018 года (15 дней) являются необоснованными и преждевременными, в удовлетворении иска просила отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица МУП «Ишеевское» Мустафин Ф.З. исковые требования не поддержал, пояснив, что в хозяйственном ведении МУП «Ишеевское» находятся 9 артезианских буровых скважин с общим дебетом 4176 куб.м/сут., которые обеспечивают население р.п. Ишеевка питьевой водой. По нормативу данного дебета достаточно, чтобы обеспечить население р.п. Ишеевка питьевой водой. В среднем население р.п. Ишеевка потребляет воды менее 3000 куб.м./сут., при этом задействовано 4-5 скважин в зависимости от их производительности. Однако в летний засушливый период случаются перебои в водоснабжении населения из-за активного потребления воды на полив. Рассчитать водопотребление на цели полива невозможно. В летний период 2018 года по этой причине был установлен график подачи воды, который действовал кратковременный период, затем водоснабжение было восстановлено в полном объеме. В течении лета 2017 года перебоев с питьевой водой в летний период не было. Согласен с тем, что на перспективу строительство двух скважин для обеспечения населения р.п. Ишеевка питьевой водой необходимо, однако данная работа со стороны МУ «Администрация МО «Ульяновский район» проводится и необходимости в срочном строительстве данных объектов не имеется.
Представители заинтересованных лиц ООО «Строитель», ООО «Большевик», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно пп. 4.3 ч. 1 ст. 17 ФЗ Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Из содержания ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что организация водоснабжения населения на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Установлено, что в муниципальной собственности МО «Ульяновский район» Ульяновской области находятся 9 артезианских скважин, обеспечивающих питьевой водой население р.п. Ишеевка, а также 2 каптажа и 2 скважины, обеспечивающие питьевой водой население с. Большие Ключищи Ульяновского района Ульяновской области.
При этом скважины, обеспечивающие питьевой водой население р.п. Ишеевка, переданы в хозяйственное ведение МУП «Ишеевское», а 2 каптажа и 2 скважины, обеспечивающие питьевой водой население с. Большие Ключищи Ульяновского района Ульяновской области, переданы в аренду ООО «Строитель», который, в свою очередь, передал права и обязанности по договору аренды ООО «Большевик».
В судебном заседании также установлено, что подача питьевой воды населению р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области с 18.06.2018 года по 03.07.2018 года производилась не круглосуточно, устанавливался график подачи воды. Аналогичным образом осуществлялась подача воды в с. Большие Ключищи Ульяновского района Ульяновской области в период с 18.06.2018 года по 09.07.2018 года. В дальнейшем обеспечение питьевой воды населения было нормализовано.
Причиной введения графика подачи воды является интенсивный разбор воды населением, связанный с поливом садово-огородных культур в жаркий засушливый период.
На этом основании прокурором заявлены требования об обязании МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области выполнить работы по строительству двух водозаборных скважин в р.п. Ишеевка и одной водозаборной скважины в с. Большие Ключищи Ульяновского района.
Однако, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска прокурора.
В обоснование необходимости строительства скважин административным истцом приводится ответ Администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 03.08.2018 года за № 01-22-2822, данный заместителю прокурора Ульяновского района Биктимирову Т.Т. и содержащий выводы о том, что для водоснабжения р.п. Ишеевка необходимо строительство 2-х новых скважин с дебитом 768 куб.м./сут., а для водоснабжения с. Большие Ключищи необходимо строительство скважины с дебетом 240 куб.м./сут.
Однако, данные выводы не подкреплены никакими расчетами, кроме данных о дебете каждой скважины/каптажа и объема потребления воды за 2017 год по р.п. Ишеевка.
В то же время объективными данными подтверждено, что дебет 9 скважин, обеспечивающих питьевой водой население р.п. Ишеевка, составляет всего 4 176 куб.м./сут., а дебет 2 каптажей и 2 скважин, обеспечивающих питьевой водой население с. Большие Ключищи, составляет всего 1 104 куб.м./сут.
Согласно расчету водопотребления, произведенному ОГКП «Ульяновский областной водоканал» с учетом численности населения р.п. Ишеевка и с. Большие Ключищи, количества голов скота и птицы в личном подворье, а также расхода воды на полив, в р.п. Ишеевка данный показатель составляет 3 270,2 куб.м./сут., в с. Большие Ключищи- 763,44 куб.м./сут.
Таким образом, производительность имеющихся скважин/каптажей по факту больше необходимого расчетного водопотребления по нормативу.
Также следует отметить, что ответ, данный Администрацией МО «Ульяновский район» Ульяновской области прокуратуре Ульяновского района 03.08.2018 года за № 01-22-2822, подписан начальником управления топливно-энергетических ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства, строительства и дорожной деятельности А.С.С., в то время как его нельзя признать лицом, в единоличную компетенцию которого входит принятие решений о необходимости строительства скважин. Помимо всего прочего данные о дебете воды по скважинам/каптажу в с. Большие Ключищи в данном им ответе неверные.
Факт недостаточности питьевой воды в летний период (по причине использования питьевой воды для полива) сам по себе не может являться достаточным обстоятельством для возложения на административного ответчика обязанности по строительству скважин. Объективно рассчитать такую потребность для летнего засушливого периода невозможно.
Необходимо также учесть, что строительство скважин, включающее проведение проектно-изыскательских работ, требует значительных капиталовложений, которые должны быть обоснованы и документально подтверждены специализированной организацией, с учетом проведенных геологических, гидрогеологических и тому подобных исследований. Любые капиталовложения должны быть экономически целесообразны. В то же время экономическая целесообразность строительства скважин для обеспечения потребности, расчет которой объективно установить не представляется возможным, вызывает сомнение.
Следует также принять во внимание, что представитель административного ответчика в судебном заседании не отрицала того факта, что с учетом перспектив роста населения р.п. Ишеевка вопрос о строительстве артезианской скважины является актуальным, со стороны органа местного самоуправления предпринимаются реальные действия в этом направлении.
Так, постановлением МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 25.05.2017 года № 430 утверждена муниципальная программа «Ремонт и реконструкция объектов систем водоснабжения населенных пунктов муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области на 2017-2019 годы».
В рамках вышеуказанной Программы Муниципальным учреждением Администрация муниципального образования «Ульяновский район» запланирована и проводится работа по строительству артезианских скважин для р.п. Ишеевка и ремонту систем водоснабжения с. Большие Ключищи.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 года N 37/411-П утверждена Государственная программа Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области» на 2014 -2020 годы. В ней имеется подпрограмма «Чистая вода». Мероприятия по развитию объектов водоснабжения включают в себя строительство новых и реконструкцию существующих систем водоснабжения. Срок реализации подпрограммы- 2014-2020 годы.
С учетом того, что строительство скважин требует значительных материальных вложений, для достижения поставленных задач подпрограммой предусмотрено предоставление из областного бюджета Ульяновской области субсидий бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств поселений и городских округов Ульяновской области, возникающих в связи с реализацией следующих мероприятий, предусмотренных муниципальными программами по развитию систем водоснабжения и (или) водоотведения в городском округе или поселении Ульяновской области (далее - субсидии).
В настоящее время имеются проблемы по выделению и оформлению в собственность земельного участка под строительство скважин. В 2016 году был заключен муниципальный контракт, на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации, однако, в связи с отсутствием в собственности муниципального образования земельного участка, на котором имеется возможность установить артезианские скважины, данный муниципальный контракт не был реализован. В настоящее время со стороны МУ «Администрация МО «Ульяновский район» решается вопрос относительно выделения и оформления в собственность земельного участка под строительство скважин.
С целью решения проблемы с водоснабжением населения в р.п. Ишеевка в летний период питьевой водой в 2016-2017 гг. проведен капитальный ремонт резервуара накопителя по ул. Новокомбинатовская р.п. Ишеевка. Стоимость муниципального контракта составила 3 499 тыс. руб. Также для увеличения дебита воды в р.п. Ишеевка администрацией МО Ульяновский район» в июле 2018 года заключен договор с ООО «Спецводстрой» на промывку скважины №3 в р.п. Ишеевка. В начале августа 2018 года подрядчиком по указанному договору выполнены работы по гидродинамической очистке скважины №3, что позволило повысить дебет воды. В настоящее время ресурсоснабжающей компанией решается вопрос по ремонту водонапорной башни в с.Большие Ключищи и устранению порывов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что убедительных и бесспорных доказательств необходимости строительства дополнительных скважин в р.п. Ишеевка и в с. Большие Ключищи Ульяновского района Ульяновской области, истцом не предоставлено, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Администрация Муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области об обязании выполнить работы по строительству водозаборных артезианских скважин, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ: Э.Р. КАСЫМОВА
Решение принято в окончательной форме 24 сентября 2018 года