КОПИЯ
63RS0№-28
Дело №а-1376/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.о. Самара 23 июля 2019 года
Волжский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тимагина Е.А., при секретаре Жарковой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Рябовой М. И. о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Рябовой М.И. о взыскании налога на имущество за 2015 год в сумме 27 руб., за 2016 год в сумме 18 руб., пени в сумме 0,52 руб., земельного налога за 2015 год в сумме 2594 руб., за 2016 год в сумме 1513 руб., пени в сумме 78,52 руб., указав, что административный ответчик имеет задолженность по налогам. В установленные законом сроки административный ответчик исчисленные налоги и пени не уплатила, что явилось основанием для обращения в суд.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства и/или в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Рябова М.И., извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суд не уведомила, с ходатайством об отложении разбирательства дела и/или о рассмотрении дела в свое отсутствие, не обращалась.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу положений ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в п.1 ст. 3 НК РФ.
В силу ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 397 НК РФ (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 320-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 НК РФ).
В соответствии со ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 НК РФ установлено, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Рябова М.И. является налогоплательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
По данным налогового органа Рябова М.И. в налоговые периоды 2013-2016 годов является собственником следующего имущества:
- земельный участок с кадастровым номером 63:17:0903001:1144, по адресу:<адрес>;
- жилое помещение с кадастровым номером 63:17:0903002:1198, по адресу: <адрес>;
- жилое помещение с кадастровым номером 63:17:0902005:1679, по адресу: <адрес>.
Подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (п.п. 2, 3 ст.52 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговым органомв порядке ст. ст. 52, 53 НК РФ сформировано налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2015, 2016 гг. в сумме 4107 руб., об уплате налога на имущество за 2015, 2016 гг. в сумме 45 руб., со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Данное уведомление направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции №.
В силу положений статей 68, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик должен выплатить пени.
На основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога, направленное по почте, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано требование №, в котором Рябовой М.И. в срок до ДД.ММ.ГГГГ предлагалось уплатить задолженность по земельному налогу в сумме 4107 руб., пени в сумме 78,52 руб., задолженность по налогу на имущество в сумме 45 руб., пени в сумме 0,86 руб.
Данное требование направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции №.
В указанный срок требование в полном объеме не исполнено.
В силу ч. 4 ст. 288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно положениям п. п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании налога может возникнуть только тогда, когда была соблюдена вышеуказанная процедура по вручению (направлению) налогоплательщику налогового уведомления, а после неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок - требования об уплате налога.
Статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговый орган в силу п. 2 ст. 48 НК РФ имел право обратиться в суд с требованием о взыскании указанной задолженности с Рябовой М.И. не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 ст. 123.5 КАС РФ определено, что судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка № Волжского судебного района <адрес> был принят судебный приказ по делу №а-2579/2018, согласно которому с Рябовой М.И. взыскана задолженность в сумме 4231,04 руб. Определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, обращениек мировому судье с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени с административного ответчика подано по истечении установленного срока, ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании недоимки по налогам, пени в суд не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, пункт 3 статьи 48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
В соответствии с ч. 5 ст. 180, ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289. ч. 1 ст. 290 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований административного истца к административному ответчику о взыскании задолженности по налогам и пени в связи с пропуском срока обращения в суд.
Поскольку административный истец при подаче иска от уплаты госпошлины освобожден, судебное решение состоялось в пользу административного ответчика, судебные расходы относятся на счет федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Рябовой М. И. о взыскании задолженности поземельному налогу за 2015, 2016 годы, пени, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд <адрес>.
Судья: (подпись) Е.А. Тимагин
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: (подпись) Е.А. Тимагин
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи _______________________________ Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции _________________________________И.А.Жаркова (Инициалы, фамилия) "___" ______________ 20___ г. |