Дело № 2-319/16
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 апреля 2016 года город Оха Сахалинской области
О городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Гончаровой Ю.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем ЗМВ с участием прокурора СТВ, истца МОГ, представителя органа опеки и попечительства – Управления образования городского округа «О» – БСГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Охинского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Охинского городского прокурора в интересах МОГ к администрации муниципального образования городской округ «О», комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «О», управлению образования муниципального образования городской округ «О» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ О городской прокурор в интересах МОГ обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ «О» (далее – администрация МО ГО «О»), комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «О» (далее – КУМИиЭ МО ГО «О»), управлению образования муниципального образования городской округ «О» (далее – управление образования МО ГО «О») о возложении обязанности включить МОГ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> в <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности по обеспечению специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что МОГ является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы муниципального образования городской округ «О» от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении доли жилой площади за несовершеннолетней М МОГ», за истцом была закреплена доля жилой площади в квартире, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МОГ, проходила обучение в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «С», находилась на полном государственном обеспечении и проживала в общежитии техникума. После окончания обучение в государственном образовательном учреждении МОГ, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> в <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений включена не была, поскольку за ней была закреплена доля жилой площади в указанной выше квартире. При этом, в связи с рождением ребенка у МОГ, в период прохождения обучения, общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения.
В этой связи в исковом заявлении прокурор поставил требования о возложении на управление образования МО ГО «О» обязанности включить истца МОГ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> в <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений, а так же о возложении на администрацию МО ГО «О» и КУМИиЭ МО ГО «О» обязанности обеспечить МОГ жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных в МО ГО «О» социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям и находящимися в черте <адрес>.
В судебном заседании помощник Охинского городского прокурора СТВ, истец МОГ заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика управления образования МО ГО «О» – БСГ, действующие на основании доверенности, в судебном заседании, пояснила, что МОГ в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> в <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений включена не была, поскольку за ней была закреплена доля жилой площади в <адрес>, не возражала относительно удовлетворения заявленных исковых требований.
Представители ответчиков администрации муниципального образования городской округ «О», комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «О» о времени и месте судебного разбирательства дела третьи лица извещены надлежащим образом, о причинах неявки своих представителей суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства дела не ходатайствовали.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков – Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела третье лицо извещено надлежащим образом, представило письменные объяснения на исковое заявление Охинского городского прокурора, в котором указало, что главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение лиц, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования <адрес>, а непосредственная обязанность по обеспечению таких лиц специализированными жилыми помещениями региональным законодательством возложена на органы местного самоуправления по месту учета этих лиц. Согласно данным объяснениям третье лицо просит о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствие своих представителей.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерства образования <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела третье лицо извещено надлежащим образом, представило письменные возражения на исковое заявление Охинского городского прокурора, в которых просило в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку постановлением главы муниципального образования городской округ «О» от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении доли жилой площади за несовершеннолетней М МОГ», за истцом была закреплена доля жилой площади в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, данное жилое помещение является пригодным для проживания. Согласно данным возражениям третье лицо просит о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствие своих представителей.
Представители третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков – <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела третьи лица извещены надлежащим образом, о причинах неявки своих представителей суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства дела не ходатайствовали.
Поэтому суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание, участвующих в деле лиц, их представителей.
Выслушав объяснения истца, прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, и исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме данных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных и иных учреждениях, создаваемых для детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В список включаются данные лица, достигшие возраста 14 лет. Предоставление лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам данной категории в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав лиц из детей, оставшихся без попечения родителей, на и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 52 статьи 5 Закона Сахалинской области от 03.08.2009 года № 79-ЗО «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Сахалинской области» установлено, что полномочия по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями осуществляет орган опеки и попечительства.
Основания и порядок обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сахалинской области регламентируются положениями Закона Сахалинской области от 27.06.2013 года № 69-ЗО «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сахалинской области» (далее – Закон Сахалинской области от 27.06.2013 года № 69-ЗО).
В соответствии со статьями 2 и 5 Закона Сахалинской области от 27.06.2013 года № 69-ЗО благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
По заявлению в письменной форме лиц данной категории, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения медицинских организациях и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Обеспечение жилыми помещениями этих лиц осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Законом Сахалинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству».
Жилые помещения предоставляются этим лицам в границах соответствующего населенного пункта по месту их жительства, а при отсутствии сведений о месте жительства – по месту их выявления и первичного устройства под опеку (попечительство), в приемные семьи либо в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.
Для предоставления жилых помещений данные лица обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Орган местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения сроком на пять лет и является основанием для вселения лиц данной категории в предоставленные жилые помещения.
Законом Сахалинской области от 03.08.2009 года № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству» государственные полномочия Сахалинской области по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам самоуправления муниципальных образований в Сахалинской области (пункт 35 части 1 статьи 4).
Законность подобной передачи полномочий такого рода проверена Конституционным Судом Российской Федерации, который в своем Определении от 05.02.2009 года № 250-О-П по жалобе муниципального образования – городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указал, что обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела МОГ является лицом относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к моменту рассмотрения настоящего спора судом, не пребывающим в образовательном либо социальном учреждении, попечительство над которым прекращено в силу закона – по достижение подопечным возраста 18 лет.
Данные обстоятельства сторонами спора не оспариваются. Доказательств, подтверждающих иное, сторонами спора суду не указано и не представлено.
Постановлением главы муниципального образования городской округ «О» от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении доли жилой площади за несовершеннолетней М МОГ», за истцом была закреплена доля жилой площади в квартире, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын МНК.
В данном жилом помещении, кроме истца, зарегистрированы – МГП (бабушка истца), ДД.ММ.ГГГГ года рождения - с ДД.ММ.ГГГГ; МАВ (дядя истца), ДД.ММ.ГГГГ года рождения – с ДД.ММ.ГГГГ; МНК (сын истца), ДД.ММ.ГГГГ года рождения – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Согласно акту проверки сохранности жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, закрепленного за МОГ, установлено, что жилое помещение № <адрес> находится в муниципальной собственности, расположено на четвертом этаже пятиэтажного дома, состоит из двух комнат, общая площадь <данные изъяты>, на момент проверки состояние квартиры хорошее (л.д. 14).
В то же время, согласно материалам дела, администрация государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «С» (далее- ГБПОУ С) обращалось с ходатайством о выделении истцу отдельной площади, в связи с беременностью последней. Кроме того, в ходатайстве ГБПОУ С, указано, что МГП выразила категорическое несогласие на совместное проживание (более того с будущим ребенком МОГ), ссылаясь на очень сложные взаимоотношения. На период составления ходатайства (ДД.ММ.ГГГГ) истец продолжала обучение и проживала общежитии техникума (л.д. 21).
Согласно ответу управления образования муниципального образования городской округ «О» от ДД.ММ.ГГГГ признать проживание истца в ранее занимаемом жилом помещении расположенном по адресу: <адрес> ул. 60 лет СССР <адрес>, невозможным нет оснований, так как общая площадь жилого помещения приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, соответствует учетной норме площади жилого помещения (л.д. 22).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в управление образования муниципального образования городской округ «О» с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с рождением ребенка (л.д.16).
Согласно ответу управления образования муниципального образования городской округ «О» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного истцу, признать проживание истца в ранее занимаемом жилом помещении невозможным нет оснований, так как на момент заселения фактически в квартире проживало два человека МГП и МАВ, общая площадь жилого помещения приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, соответствует учетной норме площади жилого помещения (л.д. 17).
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным ГБПОУ С от ДД.ММ.ГГГГ МОГ зачислена в ГБПОУ С ДД.ММ.ГГГГ. На начало обучения была заселена в общежитие техникума, период регистрации в общежитии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с рождением ребенка покинула общежитие по адресу постоянной прописки.
В судебном заседании истец пояснила, что в настоящее время, она совместно с сыном, проживает по адресу: <адрес>, в связи с тем обстоятельством, что по месту регистрации, не обеспечена учетной нормой жилья, а также поскольку взаимоотношения истца с МГП не сложились, последняя категорически не согласна на совместное проживание с истцом и её ребенком.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Сахалинской области от 27.06.2013 № 69-ЗО «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сахалинской области» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно подп. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание в жилом помещении признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Охинского районного собрания от 05.07.2005 № 2.53-7 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Охинском районе» установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в размере не менее 15 кв. метров.
Таким образом, учитывая, что истец была зарегистрирована в общежитии ГБПОУ С, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на момент её вселения в жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляла менее учетной нормы площади жилого помещения (14,48 кв.м).
Данные обстоятельства безусловно свидетельствуют об ущемлении прав истца, относящегося к категории лиц, которым действующим законодательством гарантируется право на повышенную, относительно иных граждан, социальную защиту.
При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованными требования Охинского городского прокурора о возложении на ответчиков спорных обязанностей в принудительном порядке в целях восстановления нарушенных прав истца.
Согласно Положению об управлении образования МО ГО «О», это управление является органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования. Управление образования МО ГО «О» в качестве органа опеки и попечительства несовершеннолетних осуществляет полномочия по выявлению и учету детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и детей, нуждающихся в государственной поддержке в отношении несовершеннолетних.
Постановлением администрации МО ГО «О» от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждена норма предоставления площади жилого помещения в размере 18 квадратных метров общей площади на 1 человека.
Согласно Положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городского округа «О» <адрес> Российской Федерации на КУМИиЭ МО ГО «О» возложены обязанности по управлению и распоряжению в установленном порядке объектами муниципальной собственности, а также по контролю за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества.
Вместе с тем КУМИиЭ МО ГО «О» не наделен правом самостоятельного (независимого от администрации МО ГО «О») решения вопросов о предоставлении специализированных жилых помещений по договорам найма гражданам из числа лиц, оставшихся без попечения родителей. Доказательств, подтверждающих иное, стороной ответчиков суду не представлено.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что на органы местного самоуправления МО ГО «О» в лице управления образования МО ГО «О» подлежит возложению спорная обязанность по включению истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> в <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений; на органы местного самоуправления МО ГО «О» в лице администрации МО ГО «О» и КУМИиЭ МО ГО «О» подлежит возложению спорная обязанность по обеспечению истца в установленном законом порядке по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенным жилым помещением, не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, находящимся в черте <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Охинского городского прокурора в интересах МОГ подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
Исковые требования Охинского городского прокурора в интересах МОГ к администрации муниципального образования городской округ «О», комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «О», управлению образования муниципального образования городской округ «О» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение – удовлетворить.
Возложить на управление образования муниципального образования городской округ «О» обязанность по включению МОГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> в <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений.
Возложить на администрацию муниципального образования городской округ «О» и комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «О» обязанность по обеспечению МОГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств бюджета <адрес>, жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, находящимся в черте <адрес>, не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, находящимся в черте <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через О городской суд <адрес> в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Ю.М. Гончарова
Решение в окончательной форме вынесено 25.04.2016 года.
Судья Ю.М. Гончарова
Копия верна: судья Ю.М. Гончарова