РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РФ
29 ноября 2021 года Железнодорожный районный суд <адрес> в составе: председательствующего Вельминой И.Н., с участием прокурора Сергеевой Е.С., при секретаре Кузьминой Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к Ежовой Татьяне Николаевне, Ежову Максиму Александровичу об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении права собственности, признании права собственности, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая на то, что Постановлением Главы г.о. Самара от 20.12.2010 года № 1772 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г.о. Самара от 25.05.2020 года №411, принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей.
В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Ежова Т.Н., Ежов М.А., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ г. № выданной МП г.о. Самара ЕИРЦ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, выданному Управлением Росреестра Самарской области Ежова Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником жилого помещения, расположенного по адресу : <адрес>
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Ежова Т.Н. приобрела вышеуказанное жилое помещение, площадью <данные изъяты> находящееся в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу за 1 000 000 рублей.
В соответствии с вышеуказанным договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имуществом г.о. Самара подготовлен проект Соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд и направлено в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением №.
Ответчик не выразил своего согласия на заключение соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара поддержала Копылова Ю.В. просила изъять жилое помещение, расположенное по адресу : <адрес> путем выкупа у Ежовой Т.Н.. за 1 000 000 рублей Прекратить право собственности Ежовой Т.Н.. на жилое помещение, расположенное по адресу : <адрес> После выплаты денежной компенсации Ежовой Т.Н. признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу : <адрес> за муниципальным образованием г.о. Самара. Снять с регистрационного учета Ежова Т.Н. и Ежова М.А.. по адресу : <адрес>
Ответчики Ежова Т.Н. и Ежов М.А. возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку данной суммы недостаточно, чтобы приобрести другое благоустроенное жилье, им не было известно в 2014 году, что дом аварийный, поэтому не согласны на компенсацию, им необходимо жилье, так как другого жилья у них нет, это единственное их место проживания. Ежова Т.Н. фактически приобрела жилое помещение по договору купли-продажи 12.09.2014 года за 1 700 000 рублей, о чем имеется расписка.
Представитель третьего лица У МВД России по г.Самаре извещен надлежащим образом, в суд не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица в соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего оставить без удовлетворения исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара, суд приходит к следующему.
Установлено, что Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года № многоквартирный дом, расположенный по адресу : <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г.о. Самара от 25.05.2020 года №, принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: г.<адрес> площадью <данные изъяты> и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей.
В жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты> зарегистрированы : Ежова Т.Н., Ежов М.А., что подтверждается справкой от 23.03.2021 г. № б/н, выданной МП г.о. Самара ЕИРЦ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года 63-АН № Ежова Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником жилого помещения, расположенного по адресу : <адрес>
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Ежова Т.Н. приобрела вышеуказанное жилое помещение, площадью 43,6 кв.м., находящееся в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу за 1 000 000 рублей.
В соответствии с вышеуказанным договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имуществом г.о. Самара подготовлен проект Соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд и направлено в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается уведомлением №.
Ответчик Ежова Т.Н. не согласна заключить данное Соглашение.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и статей 2, 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (подпункт "г").
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (подпункт "и").
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14).
ДД.ММ.ГГГГ Ежовой Т.Н. направлено уведомление о принятии Постановления Администрации г.о.Самара от 25.05.2020 № 411 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома»
ДД.ММ.ГГГГ Ежовой Т.Н. уведомление о подготовке проекта соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение, направлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд за 1 000 000 руб..
В проекте соглашения ответчику предложен лишь один способ обеспечения жилищных прав: денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, т.е. не предоставлено право выбора способа обеспечения жилищных прав.
Таким образом, Департаментом управления имуществом г.о.Самара нарушена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, не обеспечено право выбора способа обеспечения жилищных прав собственника.
В п.8.2 ст. 32 ЖК РФ Федеральным Законом от 27.12.2019 года № 473-ФЗ « О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный Закон «О фонде содействия и реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» внесены изменения: граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.";
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара считает, что в данном случае следует применить правила п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, и выплате подлежит только стоимость жилого помещения на момент его приобретения в размере 1 000 000 рублей.
Однако, с данными доводами истца суд не соглашается по следующим основаниям.
Часть 1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
При этом необходимо иметь ввиду, что ч.2 ст. 6 ЖК РФ опускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных эти актом.
Поскольку спорное жилое помещение приобретено ответчиком до вступления в законную силу положений ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ (12.09.2014 года ), то положения этой статьи обратной силы не имеют и не применяются к правоотношениям, возникшим до ее введения ФЗ от 2712.2019 года № 473- ФЗ.
Суд учитывает, что спорное жилое помещение является единственным постоянным местом жительства ответчиков, предлагаемая истцом компенсация за изымаемое жилое помещение в 1 000 000 рублей, не достаточна для приобретения равноценного благоустроенного жилого помещения, что может привести к нарушению конституционных прав ответчиков на жилище.
Поскольку Департаментом не обеспечено право выбора способа обеспечения жилищных прав собственника, в удовлетворении заявленных требований об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении права собственности ответчика и признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образованием г.о.Самара следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении требований об изъятии жилого помещения, производные требования о снятии ответчиков с регистрационного учета также подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара к Ежовой ФИО7, Ежову ФИО8 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении права собственности, признании права собственности, снятии с регистрационного учета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено 24.12.2021 года.
Судья Вельмина И.Н.