дело №2-3541/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Емельяново «24» августа 2015 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,
при секретаре – Петухове С.В.,
с участием прокурора Свириденко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Калачева В. П. об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации кандидатом в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Малининой Ю. В.,
У С Т А Н О В И Л:
Калачев В.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным, отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ №, о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Малининой Ю.В.
Требования мотивированы тем, что решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № Малинина Ю.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №. Заявитель также зарегистрирован кандидатом в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ №, считает указанное решение избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Малининой Ю.В. незаконным, нарушающим равные избирательные права кандидатов, поскольку оно принято с существенным нарушением норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002г. (далее по тексту ФЗ № 67-ФЗ) и Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» № 8-1411 от 02.10.2003г. (далее по тексту - Закон края № 8-1411). Так, для регистрации кандидат Малинина Ю.В. представила заявление о согласии баллотироваться, указав принадлежность к политической партии «Патриоты России», и свой статус – член политической партии «Патриоты России», председатель комитета «Емельяновского местного отделения политической партии «Патриоты России» в Емельяновском районе. Эти же сведения воспроизведены в подписных листах кандидата Малининой Ю.В. Однако наряду с другими документами Малинина Ю.В. не представила избирательной комиссии – документ, подтверждающий принадлежность к партии и ее статус в ней, подписанный уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения, либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения, что является нарушением закона и основанием для отказа в регистрации, выразившиеся в создании одному из кандидатов наиболее благоприятных условий проведения избирательной компании в сравнении с другими кандидатами.
В судебное заседание Калачев В.П. не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя, представитель по доверенности Спирин А.А., заявленные требования поддержал по изложенным выше основаниям, просил отменить решение о регистрации Малининой Ю.В., поскольку подписные листы оформлены с нарушением требований закона, указаны сведения, не соответствующие действительности – сведения о принадлежности к политической партии и статус в ней, кандидатом документально не подтверждены.
В судебном заседании третье лицо Малинина Ю.В., ее представитель Бернацкая Е.Н. против заявленных требований возражали, поскольку нарушений при регистрации кандидата Малининой Ю.В. допущено не было, указывая на то, что кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо к иному общественному объединению, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Перечень, предусмотренный п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ, описывающий основания для отказа регистрации кандидата в депутаты, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата. К необходимым документам, положенным для предоставления законом документы, подтверждающие такую информацию о кандидате как - фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Соответственно такими документами являются - копия паспорта гражданина РФ, заверенная копия трудовой книжки или справка с места работы, а также копия документа об образовании. Указанные документы, Малининой Ю.В. были предоставлены своевременно, что подтверждается протоколом в получении документов о выдвижении кандидата. Остальная информация о кандидате, в случае непредставления подтверждения кандидатом, считается незаявленной. Таким образом, в действиях Малининой Ю.В. отсутствует какое-либо нарушение законодательства.
Представитель избирательной комиссии Муниципального образования Емельяновский район Бордуков А.М. (полномочия проверены) в судебном заседании пояснил, что нарушений со стороны территориальной избирательной комиссии Емельяновского района не было. Действительно, в представленных кандидатом Малининой Ю.В. документах имеется Постановление № общего собрания Емельяновского местного отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в Емельяновском районе о выдвижении кандидатов в депутаты от 04.07.2015г., Постановление Бюро Комитета Красноярского регионального отделения Политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» от 03.07.2015г. Документ подтверждающий, что кандидат является председателем Комитета «Емельяновского местного отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в Емельяновском районе, избирательной комиссии представлен не был. Тем не менее Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № № была зарегистрирована кандидатом в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Малинина Ю.В., в связи с тем, что указанные выше положения ФЗ предоставляют кандидату право указать свой статус в политической партии, обязанности предоставлять данные документы законом не предусмотрены следовательно, данная норма является диспозитйвной. Кандидат, имел возможность не указывать сведения о своем статусе в политической партии, и даже при общеизвестном условии о том, что последний имеет специальный статус, закон не обязывает кандидата в депутаты предоставлять данную информацию. Непредставление Малининой Ю.В. документа о своем заявленном статусе в партии, не является препятствием для регистрации кандидатом в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования заявителя не подлежащими удовлетворению, поскольку нарушений законодательства допущено не было, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Статьей 25 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» предусмотрено самовыдвижение кандидатов путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. В поддержку самовыдвижения кандидатов должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном пунктом 8 статьи 24 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к Федеральному закону. Указанная форма подписного листа содержит примечание, что если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе после сведений о месте жительства кандидата или после сведений о судимости кандидата. Таким образом, указание в подписном листе сведений о принадлежность к политической партии и статусе в данной политической партии кандидата является обязательным.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении, наряду с иными данными о кандидате, указывается его принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении.
Пунктом 2.2 рассматриваемой статьи установлено, что к заявлению, предусмотренному пунктом 2 данной статьи, прилагаются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина; б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Требований об обязательном предоставлении также копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения о принадлежности к политической партии, либо иному общественному объединению и статус в данной политической партии либо данном общественном объединении указанная норма не содержит.
Согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате не соответствуют действительности.
Согласно ч. 13 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
В силу требований подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно п.9 ст.20 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.
На основании п.1 ст.25 ФЗ № 67-ФЗ - окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.
Аналогично названным нормам п.2. ст. 12 Закона Красноярского края № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» определено, что в отсутствие образования окружных избирательных комиссии, их функции выполняют избирательные комиссии муниципального образования.
Судом установлено, что Решением Избирательной комиссии муниципального образования Емельяновский район № от ДД.ММ.ГГГГ полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № возложены на Избирательную комиссию муниципального образования Емельяновский район. Указанное решение опубликовано в газете муниципального образования п. Емельяново – «Емельяновские веси».
Законность действий по возложению полномочий Окружных избирательных комиссий на избирательную комиссию муниципального образования Емельяновский район, подтверждается также статьей 2 «Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных Комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий», утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 192/1337-5.
Как следует из пояснений сторон, материалов дела, Малининой Ю.В. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу № представлены документы в окружную избирательную комиссию Емельяновского района Красноярского края, в том числе представила заявление о согласии баллотироваться, указав принадлежность к политической партии «Патриоты России», и свой статус – член политической партии «Патриоты России», председатель комитета «Емельяновского местного отделения политической партии «Патриоты России» в Емельяновском районе. Эти же сведения воспроизведены в подписных листах кандидата Малининой Ю.В.
Малининой Ю.В. в соответствии с п. 2.2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предоставлены обязательные документы – паспорт, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Наряду с другими документами Малинина Ю.В. не представила избирательной комиссии – документ, подтверждающий принадлежность к партии и ее статус в ней.
Однако указанный недостаток не влечет отказ в регистрации кандидата, поскольку не входит в ограниченный перечень, предусмотренный п. 22-26 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку кандидат вправе указывать принадлежность к политической партии. Ссылка заявителя на положения подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, предусматривающего основанием отказа в регистрации кандидата – отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является несостоятельной, поскольку документы, подтверждающие принадлежность к партии и ее статус в ней, в данной ситуации не являются обязательными, т.к. кандидат выдвигался не политической партией, а выставил свою кандидатуру самостоятельно. Сведения о принадлежности к политической партии в данном случае являются факультативными, не обязательными для заявления.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения избирательной комиссии Емельяновского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидата в депутаты Малининой Ю.В., поскольку оно не противоречит требованиям закона, предусмотренных пунктом 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Калачева В. П. об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации кандидатом в депутаты Емельяновского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Малининой Ю. В. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 26.08.2015 г.
Судья: Лукашенок Е.А.