ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Тигинян Е.В.,
с участием:
административного истца Шалганова С.А,
представителя административного ответчика прокуратуры г. Сортавала по доверенности Храмцовой Е.Л.,
представителя заинтересованного лица прокуратуры Республики Карелия по доверенности Храмцовой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Шалганова С.А. к прокуратуре г. Сортавала Республики Карелия о понуждении к действию,
установил:
Шалганов С.А. обратился в суд указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что при рассмотрении его заявления о предоставлении копий материалов, проведенной по его заявлению на имя Уполномоченного по правам человека, проверки прокуратурой, ему было отказано в этом. Прокуратурой не были приняты во внимание те обстоятельства, что он находится в местах лишения свободы, у него отсутствуют средства для оплаты услуг представителя и на изготовление копий за счет собственных технических средств. Он желает ознакомиться с результатом проверки и получить копии для обращения за восстановлением нарушенных прав. Просит обязать прокуратуру г. Сортавала ознакомить его с материалами надзорного производства № 780 ж-2018.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи, административный истец Шалганов С.А. уточнил требования: просит признать ответы заместителя прокурора г. Сортавала и прокурора г. Сортавала по его обращению об ознакомлении с материалами проверок неправомерным и необоснованным и обязать прокуратуру г. Сортавала ознакомить его с материалами проверки. В обоснование заявленных требований Шалганов С.А., ссылался на то, что не имеет физической возможности ознакомиться с материалами надзорного производства, так как находится в местах лишения свободы. Написать доверенность на представителя не может в силу условий содержания, так как с сестрой, которая может выступить его представителем, связи не имеет, поскольку ему не разрешены телефонные звонки. Указал на то, что в силу финансовых затруднений не может заключить соглашение с адвокатом для представления его интересов. Также указал на необходимость личного ознакомления по тем основаниям, что он намерен убедиться, что рассмотрено именно его обращение и в прокуратуре находится именно его заявление, с его подписью, так как у него имеются опасения, что представлено в прокуратуру не его заявление. С учетом изложенного считает, что ответы на его заявления об отказе в личном ознакомлении с материалами надзорного производства по его обращению имя Уполномоченного по правам человека нарушают его права и являются незаконными. Просит обязать прокуратуру г. Сортавала ознакомить его с материалами надзорного производства.
Представитель административного ответчика прокуратуры г. Сортавала и заинтересованного лица прокуратуры Республики Карелия Храмцова Е.Л. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что ответы на обращения Шалганова С.А. были даны на основании Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, в частности в соответствии с п. 4.15 данной Инструкции. Согласно п. 4.15 указанной Инструкции заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств. Обязанности прокуратуры знакомить истца лично или направить ему копии документов надзорного производства, у прокуратуры не имеется. Также отметила, что судом направлены в адрес истца копии документов из надзорного производства по заявлению Шалганова С.А., соответственно копии всех документы у него имеются на сегодняшний день. Просила в административном иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Судом в ходе судебного разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
Шалганов С.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия.
18.03.2019 и 08.04.2019 Шалганов С.А. обратился в прокуратуру г. Сортавала Республики Карелия с заявлениями, в которых просил ознакомить его с материалами проверки по его жалобе, направленной на имя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по результатам которых ему были даны ответы заместителем прокурора г. Сортавала А.С.-М. Магомедовым от 22.03.2019 на заявление от 18.03.2019 и прокурором г. Сортавала от 12.04.2019 на заявление от 08.04.2019.
По результатам рассмотрения его обращений, Шалганову С.А. разъяснено, что в соответствии с пунктом 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, заявитель либо его представитель по письменному заявлению вправе знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств; ознакомиться с материалами надзорного производства №780ж-2018 прокуратуры г. Сортавалы можно в прокуратуре г. Сортавалы в рабочие дни с 9 час. до 13 час. и с 14 час. до 18 час.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В силу пункта 3 статьи 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Порядок рассмотрения обращений и организации приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45.
В соответствии с пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45, обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Нормы законодательства не возлагают на органы прокуратуры обязанность обеспечивать возможность ознакомления осужденных к лишению свободы с материалами прокурорской проверки путем копирования таких материалов и отправки заявителю по месту отбытия наказания; гражданин в случае невозможности личной явки в органы прокуратуры не лишен возможности реализовать свои процессуальные права через представителя. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24, часть 2), не определяет порядок и условия реализации данного права - это относится к компетенции федерального законодателя. Законодатель, избирая конкретные механизмы осуществления прав, не может устанавливать такие правила, которые противоречили бы принципам уголовного судопроизводства и создавали неустранимые препятствия в реализации прав, приводя тем самым к фактическому их упразднению (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года N 3-П), но вместе с тем он не обязан во всяком случае гарантировать выдачу заинтересованным лицам копий запрашиваемых ими документов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2008 года N 65-О-О).
Отсутствие прямого указания на право лица получить копии материалов прокурорских проверок в статье 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», регулирующей общий порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений, не исключает возможность обеспечения права заявителя на ознакомление с материалами, затрагивающими его права и свободы, другим способом, в том числе с помощью адвоката или иного представителя. При этом пункт 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, конкретизируя это право, прямо закрепляет, что представитель заявителя по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 2066-О).
Как следует из материалов дела, письменное обращение Шалганова С.А. должностными лицами прокуратуры рассмотрено в соответствии с приведенными выше требованиями Федеральных законов и ведомственной Инструкции, в адрес заявителя в установленные сроки направлен ответ.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд признает необоснованными доводы административного истца о незаконности незаконными действий административного ответчика, связанных с рассмотрением обращения административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Шалганова С.А. оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
В окончательной форме решение суда изготовлено 16.07.2019.