№ 2-462/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2012 года
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой Э.В,
при секретаре Кулбасовой Д.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чаркиной ФИО8 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Советском районе г. Астрахани о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначения досрочной трудовой пенсии,
у с т а н о в и л :
Чаркина М.Д. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Советском районе г. Астрахани о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначения досрочной трудовой пенсии, указав, что 19 августа 2011 года обратилась с заявлением в управление Пенсионного Фонда РФ в Советском районе г. Астрахани о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с достижением 25 летнего стажа педагогической деятельности. Решением начальника УПФР в Советском районе г. Астрахани № 663 от 19 августа 2011 года истцу было отказано в назначении пенсии, с указанием на то, что по состоянию на 19.08.2011 года, специальный стаж Чаркиной М.Д. составляет 20 лет 1 месяц 1 день. Управление Пенсионного фонда в Советском районе г. Астрахани отказывается включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей период работы: с 17 февраля 1993г. по 08 апреля 1996г. и с 20 сентября 1999г. по 27 июня 2001г. в должности педагога дополнительного образования в Государственном учреждении Астраханском областном Центре детского и юношеского творчества им. С.М. Кирова (4 года 11 месяцев 0 дней), нахождение в учебных отпусках (4 месяца 20 дней):
с 02 января 1984г. по 10 января 1984г (9 дней): 15 октября 1984г. по 29 ноября 1984г. (1 месяц 15 дней); с 20 июня 1985г. по 09 июля 1985г. (20 дней); с 01 января 1988г. по 05 января 1988г.; с 26 марта 1988г. по 06 апреля 1988г. (14 дней); с 25 мая 1988г. по 11 июля 1988г. (1 месяц 17 дней). Считает, что действия Пенсионного Фонда неправомерные, нарушают законное право истца на досрочное пенсионное обеспечение. Просила суд признать протокол комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани № 663 от 19 августа 2011 года в части отказа Чаркиной Марине Дмитриевне во включении отдельных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, незаконным. Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы в должности педагога дополнительного образования в государственном учреждении Астраханском областном Центре детского и юношеского творчества им. С.М. Кирова: с 17 февраля 1993г. по 08 апреля 1996г. и с 20 сентября 1999г. по 27 июня 2001г.; периоды нахождения в учебных отпусках: с 02 января 1984 года по 10 января 1984 года, с 15 октября 1984 года по 29 ноября 1984 года, с 20 июня 1985 года по 09 июля 1985 года, с 01 января 1988 года по 05 января 1988 года, с 26 марта 1988 года по 06 апреля 1988 года, с 25 мая 1988 года по 11 июля 1988 года. Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани назначить и выплатить пенсию со дня обращения, т.е. с 19 августа 2011 года.
В судебном заседании истец Чаркина М.Д., представитель истца Апян Г.М., действующий на основании доверенности, поддержали исковое заявление и просили удовлетворить его в полном объеме.
Представитель УПФ РФ в Советском районе г. Астрахани Боева Н.А. возражала против предъявленного искового заявления, пояснив, что на основании решения об отказе в назначении пенсии от 19 августа 2011 года из подсчета специального стажа Чаркиной М.Д. исключен период нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку истица в данные периоды работы не осуществляла педагогическую деятельность. Также исключен период работы в должности педагога дополнительного образования в государственном учреждении Астраханском областном Центре детского и юношеского творчества им. С.М. Кирова: с 01 ноября 1999 года по 27 июня 2001 года, поскольку данное учреждение не поименовано в Списках должностей и учреждений, утвержденных Постановлениями Правительства № 1067 от 22 сентября 1999 года, № 781 от 29 октября 2002 года. Просила в иске Чаркиной М.Д. отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 73-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании ч.ч.1, 2 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В соответствии с п. п. 4, 5 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пении по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Из Постановления Конституционного Суда РФ № 11-П от 03 июня 2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
Таким образом, различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии при разрешении дел по спорам о включении периода работы в специальный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.
Установлено, что Чаркина М.Д. 19 августа 2011 года обратилась в УПФ РФ в Советском районе г. Астрахани с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с достижением 25 летнего стажа педагогической деятельности.
Решением начальника УПФР в Советском районе г. Астрахани № 663 от 19 августа 2011 года истцу было отказано в назначении пенсии, с указанием на то, что по состоянию на 19.08.2011 года, специальный стаж Чаркиной М.Д. составляет 20 лет 1 месяц 1 день.
Судом установлено, что Чаркина М.Д. в период с 17 февраля 1993г. по 08 апреля 1996г. и с 20 сентября 1999г. по 27 июня 2001г. работала Государственном учреждении Астраханском областном Центре детского и юношеского творчества им. С.М. Кирова в должности педагога дополнительного образования. Данное обстоятельство подтверждены трудовой книжкой, справками и актами проверками.
Согласно «Списку должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 11067, должность «педагога дополнительного образования» включена в список должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с достижением 25 летнего стажа педагогической деятельности.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии педагогическая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу, поскольку это не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Таким образом, суд приходит к выводу, что период работы с 17 февраля 1993г. по 08 апреля 1996г. и с 20 сентября 1999г. по 27 июня 2001г. работала Государственном учреждении Астраханском областном Центре детского и юношеского творчества им. С.М. Кирова в должности педагога дополнительного образования, но подлежит включению в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения льготной пенсии, период работы с 01 ноября 1999 года по 27 июня 2001 года, поскольку должность «педагога дополнительного образования» включена в списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, вступившим в силу 01 ноября 1999 года, соответственно периоды работы в должности «педагога дополнительного образования» могут быть включены в специальный стаж только с 1 ноября 1999 года, поскольку до указанной даты должность «педагога дополнительного образования» ранее действующими «Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений» предусмотрена не была.
Периоды нахождения Чаркиной М.Д. с 02 января 1984 года по 10 января 1984 года, с 15 октября 1984 года по 29 ноября 1984 года, с 20 июня 1985 года по 09 июля 1985 года, с 01 января 1988 года по 05 января 1988 года, с 26 марта 1988 года по 06 апреля 1988 года, с 25 мая 1988 года по 11 июля 1988 года в учебных отпусках также не включены ответчиком в специальный стаж. Однако, согласно приказов Чаркина М.Д. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации в указанные периоды работодателем и за ней сохранялось место работы и заработная плата.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Поэтому период нахождения в учебных отпусках является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что периоды нахождения в учебных отпусках Чаркиной М.Д. подлежат включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к убеждению, что Чаркина М.Д. имеет право на включение периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако исковые требования об обязании назначить трудовую пенсию по старости удовлетворению не подлежат, поскольку у истца отсутствует стаж педагогической деятельности в 25 лет и на 19 августа 2011 года специальный стаж составляет 22 года 1 месяц 17 дней.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Чаркиной ФИО7 о признании незаконным отказа ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Астрахани в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии, удовлетворить частично.
Признать протокол комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Чаркиной ФИО9 во включении отдельных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, незаконным
Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы Чаркиной ФИО10 в должности педагога дополнительного образования в государственном учреждении Астраханском областном Центре детского и юношеского творчества им. С.М. Кирова: с 01 ноября 1999 года по 27 июня 2001 года; периоды нахождения Чаркиной ФИО11 в учебных отпусках: с 02 января 1984 года по 10 января 1984 года, с 15 октября 1984 года по 29 ноября 1984 года, с 20 июня 1985 года по 09 июля 1985 года, с 01 января 1988 года по 05 января 1988 года, с 26 марта 1988 года по 06 апреля 1988 года, с 25 мая 1988 года по 11 июля 1988 года.
В удовлетворении требований Чаркиной ФИО12 о признании незаконным отказа ГУ - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии отдельных периодов работы, в назначении досрочной пенсии и возложении на ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Астрахани обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца, со дня изготовления его полного текста, через Советский районный суд г. Астрахани.
Мотивированный текст решения изготовлен 16 февраля 2012 года.
Судья: Иноземцева Э.В.