Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-181/2021 ~ М-220/2021 от 14.09.2021

Дело № 2а-181/2021

УИД 10RS0009-01-2021-000447-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2021 года                                                                         пос. Муезерский

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Каськовича И.В., при секретаре Гринкевич Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова И.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении определенных обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Иванов И.В. (далее по тексту – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее по тексту – административный ответчик, Министерство) по тем основаниям, что на предоставленном на основании договора аренды земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, возвел жилой дом, площадью 14,7 кв.м., который поставлен на кадастровый учет (кадастровый ), дому присвоен адрес: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истцом в отношении указанного выше здания зарегистрировано право собственности. Дом имеет коммуникации: водоотведение, холодное водоснабжение; ДД.ММ.ГГГГ между истцом и АО «ТНС Энерго Карелия» заключен договор энергоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении ему в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером . Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в удовлетворении заявления, мотивировав свой отказ тем, что жилой дом не соответствует требованиям п.4.5 СП 55.133320.2016 «Свод правил. Дома жилые одноквартирные», подп.3, п.5 ст.39.17, пп.1, 14, 19 ст.39.16, п.8 ст.27 ЗК РФ. Указанный отказ истец считает неправомерным, поскольку положения ЗК РФ предусмотрено исключительное право истца, на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен находящийся на нем принадлежащий истцу дом, зарегистрированный в ЕГРН. Согласно ст.6 Водного Кодекса РФ ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров. Согласно проектному плану, являющемуся неотъемлемой частью межевого плана, расстояние от границы испрашиваемого земельного участка до водного объекта составляет 20 метров. На основании изложенного административный истец просит суд: 1. Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ 2. Обязать Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия предоставить земельный участок с кадастровым номером площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в центральной части кадастрового квартала , в собственность Иванову И.В. без проведения торгов; 3. Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Иванова И.В. государственную пошлину и судебные расходы, связанные с подготовкой административного искового заявления в размере 5000 руб.

Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Согласно представленным возражениям, просят в удовлетворении заявленных требований отказать. У Министерства отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления Иванова И.В., поскольку здание с кадастровым номером 10:19:0040108:250, площадью 14,7 кв.м. не позволяет разместить комнаты и иные помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения бытовых и иных нужд граждан и не соответствует параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (Классификатор видов разрешенного использования земельного участка, утвержденный Приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412; п.4.5СП 55.13330.2016), в связи с чем, предоставление испрашиваемого земельного участка на основании пп.6 п.2 ст.39.3, п.1 ст.39.20 ЗК РФ не допускается.

Заинтересованные лица: администрация Муезерского муниципального района, администрация Ледмозерского сельского поселения, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Администрацией Ледмозерского сельского поселения представлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому против удовлетворения заявленных требований не возражают. Рядом с земельным участком с кадастровым номером какие-либо участки и объекты недвижимости не расположены; распорядительные документы в отношении указанного земельного участка в Администрации отсутствуют.

Администрацией Муезерского муниципального района представлен отзыв, согласно которому возражений против заявленных требований не имеют.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Ст.218 КАС РФ предоставляет гражданину, право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Конституция Российской Федерации (ч.3 ст.36) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подп.5 п.1 ст.1).

В соответствии с положениями ст.39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи (п.1). Без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.20 настоящего Кодекса (пп.6 п.2).

Согласно п.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно подп.3 п.5 ст.39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

К таким основаниям относятся, в том числе:

- несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка (п.14 ст.39.16 ЗК РФ);

- предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п.19 ст.39.16 ЗК РФ).

В соответствии с п.5 ст.39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (п.1);

- принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю (п.2);

- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (п.3).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора заключенного между Администрацией Муезерского муниципального района и Ивановым И.В. (административным истцом), последнему для индивидуального жилищного строительства из земель населенного пункта в аренду на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок общей площадью 1500 кв.м. расположенный в центральной части кадастрового квартала , <адрес>, с кадастровым номером .

На вышеуказанном земельном участке административный истец построил жилой дом.

Распоряжением Главы администрации Ледмозерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ построенному жилому присвоен адрес: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее по тексту, в том числе, Министерство) с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность без проведения торгов.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу на основании подп.3, п.5 ст.39.17, пп.1, 14, 19 ст.39.16, п.8 ст.27 ЗК РФ и СП 55.133320.2016 было отказано в удовлетворении заявления. Свой отказ Министерство мотивировало тем, что здание с кадастровым номером 10:19:0040108:250, площадью 14.7 кв.м. не соответствует параметрам объекта индивидуального жилищного строительства и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.

Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером , расположенный в центральной части кадастрового квартала , <адрес>, образован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; арендатором является Иванов И.В. на основании договора аренды , государственная регистрация которого произведена ДД.ММ.ГГГГ. В пределах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером .

В соответствии с ранее действовавшим классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , а также действующим в настоящее время классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 №П/0412 на земельном участке с таким видом разрешенного использования как индивидуальное жилищное строительство (код 2.1) разрешено размещение жилого дома. При этом каких-либо ограничений сведения из ЕГРН по данному земельному участку не содержат.

Из выписки из ЕГРН следует, что здание с кадастровым номером является жилым, объектом индивидуального жилищного строительства, общей площадью 14,7 кв.м., расположено по адресу: <адрес>, год завершения строительства 2020. Собственником его с ДД.ММ.ГГГГ является Иванов И.В. Объект недвижимости, в пределах которого расположено здание имеет кадастровый .

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также с ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим федеральным законом сведений (ч.2 ст.1 Закона №218-ФЗ).

По смыслу положений ч.ч.3, 5 ст.1 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (п.2 ч.2 ст.7 Закона №218-ФЗ).

Указанные записи в ЕГРН в судебном порядке не оспорены, недействительными не признаны.

Право собственности Иванова И.В. на объект индивидуального жилищного строительства могло быть оспорено заинтересованными лицами путем подачи самостоятельного искового заявления. В рамках разрешения настоящего административного иска о предоставлении земельного участка в собственность суд оценку данной записи в ЕГРН давать не вправе.

Соответственно, на момент обращения Иванова И.В. с заявлением о предоставлении земельного участка его право собственности на расположенное на этом участке жилое здание было зарегистрировано, в ЕГРН содержались сведения о расположении указанного здания на испрашиваемом земельном участке, доказательств незаконности нахождения этого объекта недвижимости на данном земельном участке в материалах дела не имеется, что в силу ст.39.20 ЗК РФ обусловливает исключительное право административного истца на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов.

При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявления, приведенных в письме от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном административному истцу, у Министерства не имелось.

С учетом изложенного, требование административного истца о признании решения Министерства является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, заявленное истцом требование об обязании предоставить Иванову И.В. земельный участок в собственность без проведения торгов подлежит отказу, поскольку решение денного вопроса действующее законодательство относит к исключительной компетенции ответчика и понуждение его к совершению указанных действий является ограничением права на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный ст.10 Конституции РФ принцип разделения властей.

Определяя на основании п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ способ восстановления нарушенного права административного истца, суд возлагает на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность повторно рассмотреть заявление Иванова И.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с этим подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Расходы, связанные с подготовкой административного искового заявления, в соответствии с положениями ст.ст.106 и 103 КАС РФ являются судебными расходами.

Административным истцом понесены расходы по подготовке административного искового заявления в сумме 5000 руб., что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ и электронным чеком от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом категории сложности дела, фактических обстоятельств дела, объема реально проделанной при подготовке административного искового заявления работы, учитывая, что основное требование административного истца удовлетворено, суд полагает разумным и справедливым взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Иванова И.В. расходы, связанные с подготовкой административного искового заявления в сумме 3000 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст.180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Административное исковое заявление Иванова И.В. – удовлетворить частично.

2. Признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении Иванову И.В. земельного участка с кадастровым номером в собственность без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ .

3. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление Иванова И.В. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ.

4. В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Иванова И.В.: расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. 00 коп.; расходы, связанные с подготовкой административного искового заявления в сумме 3000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в порядке ч.2 ст.177 КАС РФ составлено 17.12.2021.

Судья                                                                                                    И.В. Каськович

2а-181/2021 ~ М-220/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванов Игорь Владимирович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений
Другие
администрация Муезерского муниципального района
администрация Ледмозерского сельского поселения
Суд
Муезерский районный суд Республики Карелия
Судья
Каськович Игорь Викторович
Дело на странице суда
muezersky--kar.sudrf.ru
14.09.2021Регистрация административного искового заявления
14.09.2021Передача материалов судье
15.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.10.2021Предварительное судебное заседание
08.11.2021Предварительное судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
17.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее