№2-122/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«08» июля 2019 г. с. Мокроусово
Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Фатхуллина Э.М.,
с участием: помощника прокурора Мокроусовского района Курганской области Змановского А.В.,
истца Гусевой Е.А.,
представителя ответчика Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области Зиминой И.В.,
при секретаре Ивановой Н.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусевой Елены Анатольевны к Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гусева Е.А. обратилась с исковым заявлением к Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН 1194501002717 от 31.05.2019 г., ИНН 4515005374) о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда в основании иска указав, что с 10.07.2017 г. работала в качестве специалиста по осуществлению воинского учета Администрации Мокроусовского сельсовета. 12.03.2019 г. специалистом сельсовета ей было вручено уведомление о расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации на основании п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ. Она не восприняла всерьез данное уведомление по причине отсутствия в нем: указания на организацию; от чьего имени оно выдано; должности, фамилии, подписи должностного лица его издавшего или вручившего. По истечении двух месяцев распоряжением Главы Мокроусовского сельсовета №№ от 13.05.2019 г. она была уволена с работы в связи с ликвидацией организации по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ. Истец полагает увольнение незаконным, поскольку уведомление о предстоящем увольнении не соответствует требованиям ч. 2 ст. 180 ТК РФ. Кроме того, по мнению истца произошла фактически не ликвидация организации, а реорганизация, так как в случае ликвидации Мокроусовского сельсовета имеется правопреемник с аналогичным наименованием, функции которого, права и обязанности не изменились, в том числе и в части ведения воинского учета и к нему присоединены два сельсовета. То есть, произошла реорганизация в форме слияния или присоединения (ч.1 ст.57 ГК РФ). В соответствии с ч. 5 ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудового договора с работником организации или учреждения. Сокращения численности или штата работников также не произошло, так как во вновь образованном Мокроусовском сельсовете штатная численность работников не уменьшилась, на ее место принят другой работник без должного опыта работы в указанной сфере. В нарушение требований ч.1 ст. 180 ТК РФ ей не была предложена другая имеющаяся работа. Также ее увольнение не было согласованно с военным комиссаром Варгашинского, Белозерского и Мокроусовского районов, как это предусмотрено п.22 «Методических рекомендаций по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления» от 11.07.2017 г. При увольнении копию распоряжения об увольнении ей не выдали, выходное пособие не выплачено, чем нарушены ее права, предусмотренные ст. 178 ТК РФ. Действиями ответчика по незаконному увольнению ей причинен моральный вред, который истец оценивает в 10000 рублей и просит взыскать с ответчика в соответствии со ст. 394 ТК РФ. На основании изложенного просила: восстановить ее на работе в качестве специалиста по осуществлению воинского учета Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН 1194501002717 от 31.05.2019 г., ИНН 4515005374); взыскать с Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН 1194501002717 от 31.05.2019 г., ИНН 4515005374) в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей (л.д.5-8).
Впоследствии истец Гусева Е.А. дополнила заявленные исковые требования и окончательно просила: признать незаконным и отменить распоряжение Главы Мокроусовского сельсовета №№ от 13.05.2019 г. об увольнении ее в связи с ликвидацией организации; восстановить ее на работе в качестве специалиста по осуществлению воинского учета Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН 1194501002717 от 31.05.2019 г., ИНН 4515005374); взыскать с Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН 1194501002717 от 31.05.2019 г., ИНН 4515005374) в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей (л.д.37).
Определением Мокроусовского районного суда Курганской области от 13.06.2019 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора привлечена Администрация Мокроусовского сельсовета (ОГРН 1024501598857 от 02.12.2002 г., ИНН 4515001891) (л.д.1-4).
Истец Гусева Е.А. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала и пояснила, что с уведомлением о предстоящем увольнении она ознакомлена под роспись 12.03.2019 г. специалистом Мокроусовского сельсовета ФИО9. С распоряжением об увольнении ознакомлена 13.05.2019 г., в тот же день ей была выдана трудовая книжка. С заявлением о выдаче копии распоряжения об увольнении она не обращалась. 13.05.2019 г. Глава сельсовета ФИО10. сказал ей выходить на следующий день на работу в общем порядке и она поняла, что она принята в новую Администрацию сельсовета на ту же должность, так как до 08.05.2019 г. отдала лично ФИО11. свое заявление о принятии на работу на ту же должность в новую Администрацию сельсовета с визой военного комиссара о согласовании ее на эту должность. С 14 мая 2019 г. она приступила к своим трудовым обязанностям и 14 и 15 мая принимала военные учетные дела от специалистов Карпунинской и Крепостинской Администраций как специалист военно-учетного стола Администрации Мокроусовского сельсовета. Однако 16 мая 2019 г. ей сказали передать все дела новому специалисту по осуществлению воинского учета ФИО12
Представитель ответчика Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН 1194501002717 от 31.05.2019 г., ИНН 4515005374) Зимина И.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что Администрация вновь образованного Мокроусовского сельсовета не является правопреемником Администрации преобразуемого Мокроусовского сельсовета в части трудовых правоотношений с работниками не являющимися муниципальными служащими. Увольнение Гусевой Е.А. с военным комиссариатом не согласовывалось. Относительно того, обращалась ли Гусева Е.А. с заявлением о принятии на работу в Администрацию вновь образованного сельсовета и действительно ли была допущена к этой работе 14 и 15 мая 2019 г., она ничего пояснить не может.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора Администрации Мокроусовского сельсовета (ОГРН 1024501598857 от 02.12.2002 г., ИНН 4515001891) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, сведений об уважительности причин неявки не предоставил.
Помощник прокурора Мокроусовского района Курганской области Змановский А.В. в судебном заседании полагал необходимым удовлетворить исковые требования Гусевой Е.А.
Заслушав участников, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Гусева Е.А. на основании трудового договора от 10.07.2017 г. заключенного с Администрацией Мокроусовского сельсовета в лице Главы Мокроусовского сельсовета (л.д.87) распоряжением №№ от 10.07.2017 г. Главы Мокроусовского сельсовета принята на работу в Администрацию Мокроусовского сельсовета специалистом по осуществлению воинского учета (л.д.86), в трудовую книжку истца внесена соответствующая запись (л.д.11-оборот).
Таким образом, работодателем истца являлась Администрация Мокроусовского сельсовета.
Согласно ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Уведомление о предстоящем расторжении трудового договора от 10.07.2017 г. на основании п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ специалисту по осуществлению воинского учета Администрации Мокроусовского сельсовета Гусевой Е.А. вручено 12.03.2019 г. (л.д.88).
Указанное уведомление вручено истцу представителем работодателя Администрации Мокроусовского сельсовета – ФИО13. (л.д.94,95-98).
Поскольку уведомление о предстоящем увольнении вручено истцу своевременно, его содержание не вызывает сомнений в его толковании, то доводы истца о незаконности ее увольнения в связи с несоответствием уведомления о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации не является основанием для вывода суда о незаконности увольнения истца.
Согласно ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя (часть 1).
С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись (часть 2).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (часть 4).
Согласно ч. 1 ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Распоряжением №№ от 13.05.2019 г. Администрации Мокроусовского сельсовета Гусева Е.А. уволена с 13.05.2019 г. с должности специалиста по осуществлению воинского учета Администрации Мокроусовского сельсовета в связи с ликвидацией организации на основании п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ, с распоряжением истец ознакомлена 13.05.2019 г. (л.д.89), в трудовую книжку истца внесена соответствующая запись (л.д.12-оборот).
Трудовая книжка истцу работодателем выдана (л.д.11-12), расчет произведен 14.06.2019 г. (л.д.90).
При отсутствии письменного заявления истца невыдача ей копии распоряжения об увольнении не свидетельствует о незаконности увольнения.
Также не является основанием для признания увольнения незаконным осуществление окончательного расчета с уволенным работником позднее предусмотренного ст. 140 ТК РФ срока.
Мокроусовской сельской Думой принято решение №1 от 18.02.2019 г. «О ликвидации Администрации Мокроусовского сельсовета», согласно п.1 которого Администрация Мокроусовского сельсовета подлежит ликвидации в срок до 30.12.2019 г. (л.д.60-61).
Из Выписки из ЕГРЮЛ от 13.06.2019 г. следует, что Администрация Мокроусовского сельсовета (ОГРН 1024501598857 от 02.12.2002 г., ИНН 4515001891) находится в стадии ликвидации (л.д.20-22).
Согласно п.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, единственным основанием для расторжения трудового договора с истцом послужила ликвидация Администрации Мокроусовского сельсовета, то есть увольнение произведено на основании п.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
Между тем положения ст. 61 ГК РФ, определяющей последствия ликвидации юридических лиц, не учитывают наличие специальной нормы, содержащейся в ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон №131-ФЗ), регулирующей вопросы правопреемства при преобразовании муниципальных образований.
Так, в соответствии с абз.10 ч. 5 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Законом Курганской области №126 от 31.10.2018 г. «О преобразовании муниципальных образований Мокроусовский сельсовет, Карпунинский сельсовет и Крепостинский сельсовет, входящих в состав Мокроусовского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (далее-Закон Курганской области №126) преобразованы муниципальные образования Мокроусовский сельсовет, Карпунинский сельсовет и Крепостинский сельсовет, путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование – Мокроусовский сельсовет Мокроусовского района Курганской области (пункт 1 статьи 1).
Днем создания вновь образованного муниципального образования является день вступления в силу настоящего закона (пункт 4 статьи 1).
Со дня создания вновь образованного муниципального образования преобразуемые муниципальные образования утрачивают статус муниципального образования (пункт 5 статьи 1).
В соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования (пункт 4 статьи 3).
В соответствии с Решением №24 от 30.04.2019 г. Мокроусовской сельской Думы учреждена Администрация Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (л.д.66).
Из Выписки из ЕГРЮЛ от 13.06.2019 г. следует, что Администрация Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН 1194501002717 от 31.05.2019 г., ИНН 4515005374) зарегистрирована в качестве юридического лица 31.05.2019 г. (л.д.19).
Решением №14 от 27.03.2019 г. Мокроусовской сельской Думы «О правопреемстве органов местного самоуправления Мокроусовского сельсовета» утверждено «Положение о порядке правопреемства органов местного самоуправления Мокроусовского сельсовета» (л.д.62-65), в соответствии с которым Глава Мокроусовского сельсовета является правопреемником Главы Мокроусовского сельсовета, Главы Карпунинского сельсовета и Главы Крепостинского сельсовета (далее-Главы преобразованных муниципальных образований) в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами (пункт 5).
Правопреемство устанавливается, в том числе в части вопросов, касающихся прав и обязанностей, вытекающих в соответствии с действующим законодательством о труде и о муниципальной службе из трудовых договоров, заключенных с муниципальными служащими преобразованных муниципальных образований (подпункт «б» пункта 5).
В соответствии с подп.3 п.7 Положения об Администрации Мокроусовского сельсовета, утвержденного Решением Мокроусовской сельской Думы №2 от 18.02.2016 г., лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности Администрации сельсовета, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими (л.д.55-58).
Из материалов дела следует, что истец Гусева Е.А. занимая должность специалиста по осуществлению воинского учета не относилась к муниципальным служащим Администрации Мокроусовского сельсовета, поскольку указанная должность не включена в реестры муниципальных должностей, утвержденных Решениями Мокроусовской сельской Думы №16 от 19.05.2017 г. и №26 от 30.04.2019 г. (л.д.128-129, 130-131), в штатном расписании на 01.01.2019 г. не относится к должностям муниципальной службы (л.д.92), оплата труда указанного работника регулируется специальным распоряжением №№ от 12.03.2018 г. «Об оплате труда работников, осуществляющих первичный воинский учет на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» (л.д.104-110) и согласно должностной инструкции (л.д.114-119) осуществляла деятельность не по решению вопросов местного значения, а исключительно деятельность по осуществлению воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что на занимаемую истцом до увольнения должность специалиста по осуществлению воинского учета не распространяются положения о правопреемстве в трудовых правоотношениях с муниципальными служащими, указанные в подпункте «а» пункта 5 «Положения о порядке правопреемства органов местного самоуправления Мокроусовского сельсовета», утвержденного Решением №14 от 27.03.2019 г. Мокроусовской сельской Думы.
В то же время, из существа приведенных положений Федерального закона №131-ФЗ и Закона Курганской области №126 следует, что при ликвидации органов местного самоуправления переход прав и обязанностей к органам местного самоуправления вновь образованного муниципального образования осуществляется без каких-либо исключений.
В соответствии с «Положением о порядке правопреемства органов местного самоуправления Мокроусовского сельсовета», утвержденным Решением №14 от 27.03.2019 г. Мокроусовской сельской Думы «О правопреемстве органов местного самоуправления Мокроусовского сельсовета» утверждено (л.д.62-65), следует, что Администрация Мокроусовского сельсовета является правопреемником Администрации Мокроусовского сельсовета, Администрации Карпунинского сельсовета и Администрации Крепостинского сельсовета (далее-Администрации преобразованных муниципальных образований) в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, в том числе в вопросах, касающихся прав и обязанностей, предусмотренных договорами, заключенными уполномоченными должностными лицами Администраций преобразованных муниципальных образований, с физическими и юридическими лицами (подпункт «в» пункта 6).
Следовательно, вышеперечисленными правовыми актами установлено, в том числе и правопреемство Главой и Администрацией вновь образуемого Мокроусовского сельсовета прав и обязанностей по трудовым правоотношениям, вытекающим из трудовых договоров, заключенных ранее Главой и Администрацией преобразуемого Мокроусовского сельсовета.
Перечень вопросов по которым в том числе устанавливается правопреемство Главы и Администрации вновь образованного сельсовета, перечисленные в подпунктах «а», «б» пункта 5 и подпунктах «а», «б», «в», «г» пункта 6 «Положения о порядке правопреемства органов местного самоуправления Мокроусовского сельсовета» не является исчерпывающим и не свидетельствует о правопреемстве исключительно только по вопросам, перечисленным в указанных пунктах, поскольку иное противоречит положениям ч.5 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ и ч. 4 ст. 3 Закона Курганской области №126.
Из содержания указанных норм также не следует, что правопреемство предусмотрено только в части осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 8 «Положения об Администрации Мокроусовского сельсовета» Администрация сельсовета как юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, заключать любые сделки гражданско-правового характера в пределах компетенции, установленной действующим законодательством Российской Федерации, Курганской области, Уставом Мокроусовского сельсовета. Администрация сельсовета несет ответственность перед физическими и юридическими лицами, которая наступает в соответствии с федеральными законами, законами Курганской области и уставом Мокроусовского сельсовета (л.д.55-58).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что Администрация вновь образованного Мокроусовского сельсовета является правопреемником прав и обязанностей преобразуемого Мокроусовского сельсовета в трудовых правоотношениях по заключенному 10.07.2017 г. трудовому договору с Гусевой Е.А.
В соответствии со ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения (часть 5). При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса (часть 6).
Гусева Е.А. от продолжения работы в Администрации вновь образованного Мокроусовского сельсовета не отказывалась, а напротив обратилась с заявлением о принятии на работу на ту же должность (л.д.13).
Согласно штатному расписанию в Администрации преобразуемого Мокроусовского сельсовета на 01.01.2019 г. была предусмотрена одна должность специалиста по осуществлению воинского учета (л.д.93).
Аналогичная должность предусмотрена штатным расписанием Администрации вновь образованного Мокроусовского сельсовета на 01.06.2019 г. (л.д.93).
Кроме того, увольнение Гусевой Е.А., не согласованное с Военным комиссаром Варгашинского, Белозерского и Мокроусовского районов (л.д.101), при наличии правопреемника ликвидируемого работодателя, противоречит требованиям п.22 «Методических рекомендаций по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления», утвержденным Минобороны России 11.07.2017 г., в соответствии с которыми перемещение и увольнение военно-учетных работников проводятся по согласованию с военным комиссаром муниципального образования муниципального образования (муниципальных образований).
Как следует из информации Военного комиссара Варгашинского, Белозерского и Мокроусовского районов, увольнение Гусевой Е.А. с военным комиссаром не согласовывалось, а после увольнения ее кандидатура была согласована им для назначения на должность специалиста по осуществлению воинского учета в Администрацию вновь образованного сельсовета (л.д.13, 159).
В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля Военный комиссар Варгашинского, Белозерского и Мокроусовского районов ФИО14. показал, что увольнение Гусевой Е.А. с ним не согласовывалось. Он согласовал ее принятие на ту же должность в Администрацию вновь образуемого сельсовета наложив на ее заявление соответствующую визу. Несмотря на это, на должность специалиста по осуществлению воинского учета была принята не Гусева Е.А. к которой претензий по исполнению трудовых обязанностей не имелось, а ФИО15, к которой у него имелись претензии по исполнению обязанностей в связи с осуществлением воинского учета. 14 и 15 мая 2019 г. несмотря на увольнение Гусева Е.А. продолжала осуществлять трудовые обязанности по воинскому учету в новой Администрации сельсовета, принимала дела от специалистов Карпунинской и Крепостинской Администраций, а 16 мая 2019 г. Гусева Е.А. передала свои дела новому работнику по воинскому учету.
Поскольку судом установлено, что Администрация вновь образованного Мокроусовского сельсовета является правопреемником ликвидируемого работодателя, то увольнение истца по основанию, предусмотренному п.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Поскольку с распоряжением об увольнении от 13.05.2019 г. истец Гусева Е.А. была ознакомлена 13.05.2019 г. и обратилась в суд с исковым заявлением о восстановлении на работе 11.06.2019 г., то суд приходит к выводу о соблюдении истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Согласно ч. 1 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о признании незаконным распоряжения №№ от 13.05.2019 г. о расторжении трудового договора от 10.07.2017 г. с Гусевой Е.А. в связи с увольнением по п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ и восстановлении истца в должности специалиста по осуществлению воинского учета Администрации вновь образованного Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области.
Кроме того, из пояснений истца Гусевой Е.А. и показаний свидетеля ФИО16 следует, что после увольнения с 13.05.2019 г. с должности специалиста по осуществлению воинского учета Администрации преобразуемого Мокроусовского сельсовета, Гусева Е.А. с ведома и по указанию Главы Администрации вновь образованного Мокроусовского сельсовета Важенина А.В. с 14 мая 2019 г. приступила к исполнению трудовых обязанностей специалиста по осуществлению воинского учета Администрации вновь образованного Мокроусовского сельсовета и осуществляла их до 16 мая 2019 г.
Доказательств, опровергающих фактический допуск Гусевой Е.А. к работе в должности специалиста по осуществлению воинского учета Администрации вновь образованного Мокроусовского сельсовета, ответчиком суду не предоставлено.
Согласно ч. 2 ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
В соответствии со ст. 396 ТК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с ч.9 ст.394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Согласно пункту 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку судом установлено нарушение ответчиком трудовых прав истца в связи с незаконным увольнением, то суд приходит к выводу, что действиями ответчика истцу причинен моральный вред и исходя из обстоятельств данного дела, полагает соразмерным взыскание в пользу истца с ответчика компенсации морального вреда в размере 3000 рублей.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований Гусевой Е.А. к Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о взыскании компенсации морального вреда суд отказывает.
Иных исковых требований истцом Гусевой Е.А. в связи с незаконным увольнением к ответчику не заявлялось.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить частично заявленные исковые требования Гусевой Елены Анатольевны к Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда.
Признать незаконным распоряжение №№ от 13.05.2019 г. Администрации Мокроусовского сельсовета о расторжении трудового договора от 10.07.2017 г. с Гусевой Еленой Анатольевной в связи с ликвидацией организации на основании п.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Восстановить Гусеву Елену Анатольевну в должности специалиста по осуществлению воинского учета Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН 1194501002717 от 31.05.2019 г., ИНН 4515005374).
Решение суда о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.
Взыскать в пользу Гусевой Елены Анатольевны с Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН 1194501002717 от 31.05.2019 г., ИНН 4515005374) компенсацию морального вреда в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В удовлетворении оставшейся части заявленных исковых требований Гусевой Елены Анатольевны к Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН 1194501002717 от 31.05.2019 г., ИНН 4515005374) о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд Курганской области в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Э.М.Фатхуллин