Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-376/2020 ~ М-408/2020 от 12.08.2020

Дело № 2а-376/2020    

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Чамзинка                     03 сентября 2020 года

Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Овчинникова Б.Б.,

при секретаре Калядиной О.И.

с участием в деле:

административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Мордовия,

административного ответчика – Новикова С.С.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Мордовия к Новикову С.С. о взыскании транспортного налога, пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Мордовия обратилась в суд с вышеназванным административным иском к Новикову С.С., указав, что последний в связи с принадлежностью на праве собственности соответствующего автомобиля является плательщиком транспортного налога и ему за 2018 г. были исчислены соответствующие налоги, которые своевременно административным ответчиком не уплачены. Просит взыскать с Новикова С.С. транспортный налог за 2018 г. в размере 31 875 рублей, пеня за период с 03 декабря 2019 года по 09 января 2020 года в размере 255 рублей 80 копеек, на общую сумму 32 130 рублей 80 копеек.

Административный ответчик Новиков С.С. в письменных возражениях на административное исковое заявление указывал, что решением Арбитражного суда Республики Мордовия по делу №А39-2448/2014 от 21 января 2015 года индивидуальный предприниматель Новиков С.С. был признан банкротом и в отношении его имущества открыта процедура конкурстного производства. В конкурсную массу ИП Новикова С.С. в рамках процедуры банкротства был включен автомобиль Вольво государственный регистрационный знак Вышеуказанный автомобиль был продан конкурсным управляющим Колекиным С.В. Сороке М.Ю., что подтверждается договором купли-продажи от 31 октября 2016 года. Определением Арбитражного суда Республики Мордовия по делу №А39-2448/2014 от 24 мая 2017 года процедура конкурсного производства завершена и ИП Новиков С.С. освобожден от исполнения обязательств. Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 19 апреля 2018 года в отношении гражданина Новикова С.С. введена процедура реализации имущества. Требования Федеральной налоговой службы включена в реестр требований кредиторов Новикова С.С. Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 11 октября 2018 года завершена процедура реализации имущества в отношении Новикова С.С. В связи с чем Новиков С.С. освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при проведении процедуры реализации имущества гражданина. В соответствии со статьёй 213 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин считается освобожденным от долгов, как заявленных, так и незаявленных. Задолженность по транспортному налогу за автомобиль Вольво не могла быть начислена Новикову С.С. за 2018-2019 года, так как Новиков С.С. прекратил право собственности на вышеуказанный автомобиль. На основании изложенного просит в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административного истца Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известил, доказательств уважительности этих причин не представил и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявлял. Представителем Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия Т.В.Старкиной представлен отзыв на возражение, согласно которому инспекция считает возражения Новикова С.С. необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Открытие в отношении должника – индивидуального предпринимателя Новикова С.С. конкурсного производства, признание налогоплательщика несостоятельным (банкротом) передача имущества по акту конкурсному управляющему не может рассматриваться в качестве основания освобождения ответчика как физического лица являющегося собственником объекта налогообложения, от исполнения возложенной на него законом обязанности по уплате транспортного налога. Право собственности Новикова С.С. на автомобиль Вольво прекращено только 28 ноября 2018 года, то есть после окончания налогового периода, за который начислен налог. Налоговая задолженность образовалась у административного ответчика после признания индивидуального предпринимателя Новикова С.С. банкротом, после прекращения статуса индивидуального предпринимателя, а также после признания гражданина Новикова С.С. банкротом. Ссылка административного ответчика на договор купли-продажи транспортного средства, также не освобождает налогоплательщика от исполнения возложенной на него обязанности по уплате транспортного налога. До момента регистрации новым собственником автомобиля в органах ГИБДД плательщиком транспортного налога остается прежний владелец.

Административный ответчик Новиков С.С. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известил, доказательств уважительности этих причин не представил и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявлял.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считал возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно положениям пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность, в том числе, сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно ч. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

По смыслу вышеназванных положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств. Реализация автомобиля по договору купли-продажи при отсутствии факта регистрации данных о смене владельца транспортного средства в органах ГИБДД, не освобождает налогоплательщика от уплаты транспортного налога до момента снятия автомобиля с регистрационного учета либо регистрации смены его владельца. Акт регистрации транспортного средства является подтверждением перехода права собственности.

Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика Новикова С.С. на него был зарегистрирован автомобиль Вольво государственный регистрационный знак дата снятия с регистрации факта владения на объект собственности 28 ноября 2018 года.

Как следует из определения Арбитражного суда Республики Мордовия от 11 октября 2018 года о завершении процедуры реализации имущества должника – гражданина, за Новиковым С.С. было зарегистрировано транспортное средство Вольво, данный автомобиль был продан в ходе процедуры конкурсного производства по договору купли-продажи от 31 октября 2016 года, однако с регистрационного учета в ГИБДД не был снят. 04 октября 2018 года финансовым управляющим направлено заявление в УГИБДД МВД по РМ о необходимости снять с регистрационного учета вышеуказанный автомобиль, зарегистрированный за должником.

Таким образом, на период 2018 года Новиков С.С. являлся лицом на которого был зарегистрирован автомобиль Вольво государственный регистрационный знак , в связи с чем, учитывая указанные выше положения закона, он являлся платильщиком транспортного налога, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными.

Доводы Новикова С.С. о том, что начисленный транспортный налог не подлежит взысканию в связи с продажей автомобиля, не основаны на требованиях закона, в связи с чем не могут быть приняты судом.

В силу пункта 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный год.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Исходя из положений пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, в определенных размерах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу положений пункта 5 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом, а порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

Законом Республики Мордовия от 17 октября 2002 г. № 46-З «О транспортном налоге» предусмотрено, что налоговая ставка для автомобилей свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) составляет – 85 рублей.

Как следует из материалов дела в период с 16 ноября 2012 года по 28 ноября 2018 года на Новикова С.С. был зарегистрирован автомобиль марки ВОЛЬВО VNL64Т670 2003 года выпуска государственный регистрационный знак мощность двигателя 450 л.с. За 2018 год налоговым органом начислен транспортный налог на сумму 31 875 рублей установлен срок уплаты не позднее 02 декабря 2019 г.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с пунктами 2-3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление направляется плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а так же срок уплаты налога.

Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно материалам дела, налоговым органом в адрес административного ответчика Новикова С.С. было направлено налоговое уведомление №10685452 от 04 июля 2019г. на оплату транспортного налога за 2018 год, со сроком добровольной уплаты 02 декабря 2019 года. В установленные срок, налог не был уплачен.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст. 72 НК РФ).

В соответствии с п. 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Поскольку обязанность по уплате транспортного налога Новиковым С.С. исполнена не была, налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №525 от 10 января 2020 года на сумму транспортного налога 31 875 рублей и пени – 255 рублей 80 копеек, со сроком уплаты до 19 февраля 2020 года.

Указанное требование административным ответчиком не исполнено, в настоящее время за ним числится задолженность по транспортному налогу и пени в указанных размерах.

Возражений, относительно предоставленного расчета транспортного налога, а также доказательств исполнения требований административного истца об уплате задолженности ответчиком суду не представлено.

Суд соглашается с расчетом сумм налога и пени, представленным административным истцом, поскольку он судом проверен, признается арифметически верным и административным ответчиком не оспорен.

Поскольку требование об уплате налога и пени исполнено не было, налоговый орган в порядке и сроки, предусмотренном статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации обратился к мировому судье судебного участка №1 Чамзинского района Республики Мордовия с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании транспортного налога и пени. Судебный приказ был выдан 13 апреля 2020 года. На основании возражений Новикова С.С. указанный судебный приказ 08 июня 2020 года отменен.

Доводы административного ответчика Новикова С.С. о том, что он на основании решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 11 октября 2018 года освобожден от исполнения всех обязательств, включая суммы задолженности по транспортному налогу, суд находит несостоятельными, поскольку согласно Федерального закона N 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

В соответствии с частью 5 ст. 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по текущим платежам сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В связи с этим, подлежащий взысканию транспортный налог относится к текущим платежам, требование о его взыскании не могло быть заявлено в рамках дела о банкротстве. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

Поскольку обязанность Новикова С.С. по уплате транспортного налога за 2018 год возникла на основании налогового уведомления от 04 июля 2019 года, то есть после даты принятия его заявления о признании банкротом, решение по которому Арбитражным Судом Республики Мордовия было принято 20 апреля 2018 года. Налоговый орган был вправе требовать уплаты налогов за названный налоговый период только по истечении установленного законом срока уплаты налога, то есть после завершения процедуры реализации имущества Новикова С.С.

Учитывая положение указанных норм закона, суд приходит к выводу, что открытие в отношении административного ответчика конкурсного производства, признание его несостоятельным (банкротом), передача имущества конкурсному управляющему и его последующая реализация не может рассматриваться в качестве основания для освобождения Новикова С.С. как собственника объекта налогообложения, от исполнения возложенной на него законом обязанности по уплате транспортного налога. Административный ответчик, как собственник транспортного средства обязан был уплатить транспортный налог своевременно.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 КАС Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая то, что настоящее административное исковое заявление поступило в суд 12 августа 2020 года, что соответствует установленному шестимесячному сроку после отмены судебного приказа.

Принимая во внимание то, что административным ответчиком в добровольном порядке не уплачен налог и пени по транспортному налогу, а срок предъявления соответствующих требований административным истцом пропущен не был, суд признает исковые требования Межрайонной ИФНС №3 по Республике Мордовия законными и подлежащими удовлетворению.

В силу части первой статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1163 рубля 90 копеек в бюджет Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Мордовия к Новикову С.С. о взыскании транспортного налога, пени удовлетворить.

Взыскать с Новикова С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 31 875 (тридцать одна тысяча восемьсот семьдесят пять) рублей и пени за период с 03 декабря 2019 года по 09 января 2020 года в размере 255 (двести пятьдесят пять) рублей 80 копеек, а всего 32 130 (тридцать две тысячи сто тридцать) рублей 80 копеек.

Взыскать с Новикова С.С. в бюджет Чамзинского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 1163 (одна тысяча сто шестьдесят три) рублей 90 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий             <данные изъяты> Б.Б. Овчинников

1версия для печати

2а-376/2020 ~ М-408/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС №3 по РМ
Ответчики
Новиков Сергей Сергеевич
Суд
Чамзинский районный суд Республики Мордовия
Судья
Овчинников Б.Б.
Дело на странице суда
chamzinsky--mor.sudrf.ru
12.08.2020Регистрация административного искового заявления
12.08.2020Передача материалов судье
13.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2020Судебное заседание
03.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2021Дело оформлено
17.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее