Дело № 2а-910/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2019 года г. Углегорск
Судья Углегорского городского суда Сахалинской области Манаева М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению АО «ОТП Банк» к начальнику Отдела судебных приставов по Углегорскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области Рыбаченко Жанне Юрьевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области о признании незаконными бездействия, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
14.11.2019 АО «ОТП Банк» через своего представителя Соломину И.А. обратилось в Углегорский городской суд с указанным административным исковым заявлением к начальнику Отдела судебных приставов по Углегорскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области Рыбаченко Ж.Ю., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области о признании незаконными бездействия старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Углегорскому району Рыбаченко Ж.Ю.
В обоснование административного искового заявления указано, что 12.09.2019 взыскателем АО «ОТП Банк» в лице представителя по доверенности Соломиной И.А. в ОСП по Углегорскому району был направлен исполнительный документ №, выданный мировым судьей судебным участком № 18 Углегорского района Сахалинской области о взыскании задолженности по кредитному договору № с должника Шинкаренко О.А., что подтверждается почтовым реестром. Указанный документ получен адресатом 20.09.2019, о чем свидетельствует отчет, об отслеживании почтового отправления. В нарушение приказа Минюста РФ от 25.06.2008 № 126 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов», п.п. 7, 8 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» старший судебный пристав Рыбаченко Ж.Ю. не осуществила контроль за действиями должностных лиц ОСП по Углегорскому району, выразившееся в невыполнении обязанностей по регистрации, передаче исполнительного документа и применении мер принудительного исполнения на основании поступившего от взыскателя исполнительного документа. Кроме того, 02.10.2019 в адрес ОСП по Углегорскому району было направлено ходатайство о предоставлении взыскателю информации по исполнительному производству, однако в установленные законом сроки рассмотрено не было. Полагают, что длительное непринятие решения о возбуждении исполнительного производства и не рассмотрение направленного ходатайства не только влечет за собой нарушение прав и законных интересов взыскателя, но и свидетельствует о халатном отношении старшего судебного пристава ОСП по Углегорскому району Рыбаченко Ж.Ю. к своим обязанностям как руководителя подразделения.
По этим основаниям, в своем иске АО «ОТП Банк» просит суд признать незаконными бездействия старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Углегорскому району Рыбаченко Ж.Ю., выразившиеся:
- в не вынесении и не направлении постановления о возбуждении исполнительного производства за период с 30.09.2019 по 13.11.2019;
- в не рассмотрении ходатайства взыскателя АО «ОТП Банк» в период с 11.10.2019 по 13.11.2019;
- в не осуществлении контроля за деятельностью вверенных сотрудников по осуществлению исполнительных действий, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе;
- в не направлении в адрес взыскателя – АО «ОТП Банк» процессуальных документов по исполнительному производству за период с 30.09.2019 по 13.11.2019;
Также просит возложить обязанность на старшего судебного пристава ОСП по Углегорскому району Рыбаченко Ж.Ю. возбудить исполнительное производство и принять незамедлительные меры, направленные на фактическое окончание исполнительного производства, а в случае утери исполнительного документа, возложить обязанность на старшего судебного пристава ОСП по Углегорскому району Рыбаченко Ж.Ю. получить дубликат исполнительного документа.
В судебное заседание не явились административный истец АО «ОТП Банк», о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о чем в деле имеются подтверждающие документы, в заявлении представитель просит рассмотреть дело в его отсутствие и в порядке упрощенного производства, административный ответчик начальник отдела – старший судебный пристав ОСП по Углегорскому району УФССП России по Сахалинской области Рыбаченко Ж.Ю. о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, о чем в деле имеются подтверждающие документы, в заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, административный ответчик УФССП России по Сахалинской области, заинтересованное лицо Шинкаренко О.А., директор ФССП России Артистов Д.В. о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, их явка не является обязательной и такой судом не признана, судья, руководствуясь ч. 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть настоящее дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Специальный срок на обжалование действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлен статьей 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установление факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).
В предмет доказывания по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также по делам об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) в том числе входит согласно ст. 226 КАС РФ: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца и лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов, которых подано соответствующее исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов.
В соответствии со ст.ст. 2, 4, 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Из материалов дела усматривается, что 30.07.2019 мировым судьей судебного участка № 18 Углегорского района Сахалинской области вынесен судебный приказ о взыскании с должника Шинкаренко О.А. в пользу АО «ОТП Банк» задолженности по кредитному договору в размере 25 850, рублей 31 копейка и судебных расходов в размере 487 рублей 75 копеек, а всего 26 338 рублей 06 копеек.
Судебный приказ вступил в законную силу 24.08.2019 года, взыскателю направлен экземпляр судебного приказа для предъявления его к исполнению.
12.09.2019 АО «ОТП Банк» посредством заказной корреспонденции в адрес ОСП по Углегорскому району УФССП России по Сахалинской области направлены заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении Шинкаренко О.А., доверенность и исполнительный документ. Указанные документы получены ОСП по Углегорскому району 20.09.2019 (согласно отчету об отслеживании почтового отправления).
02.10.2019 года ОА «ОТП Банк» посредством заказной корреспонденции в адрес ОСП по Углегорскому району УФССП России по Сахалинской области направлено ходатайство о предоставлении взыскателю информации и ходе исполнительного производства, принятии соответствующих мер принудительного взыскания в отношении Шинкаренко О.А. Указанные документы получены ОСП по Углегорскому району 11.10.2019 (согласно отчету об отслеживании почтового отправления).
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Абзацем 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», обязан принять меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Такая обязанность на судебного пристава-исполнителя возложена и статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Из содержания приведенных законоположений следует, что непосредственные обязанности по: вынесению постановления о возбуждении исполнительного производства, направлении копии такого постановления сторонам, осуществлению исполнительных действий, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, лежит непосредственно на судебном приставе-исполнителе, которому передан исполнительный документ.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов).
Старший судебный пристав, в том числе: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Из материалов исполнительного производства № следует, что заявление АО «ОТП Банк» о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Шинкаренко О.А. поступило и зарегистрировано в ОСП по Углегорскому району 25.10.2019 (вх. №), этим же числом (вх. №) зарегистрировано ходатайство взыскателя о направлении им копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
28.10.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по Углегорскому району Гилевой Ю.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Шинкаренко О.А., а также постановление об удовлетворении вышеуказанного ходатайства АО «ОТП Банк» и направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Сведения о направлении постановления о возбуждении исполнительного производства и постановления об удовлетворении ходатайства АО «ОТП Банк» подтверждаются реестром почтового отправления от 31.10.2019 года (вид письма «заказное» без уведомления).
Таким образом, судом установлено, что срок на подачу административного искового заявления не пропущен.
Вместе с тем, частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Так, административным истцом АО «ОТП Банк» заявлено о неправомерном бездействии старшего судебного пристава ОСП по Углегорскому району, выразившегося в не вынесении и не направлении постановления о возбуждении исполнительного производства, иных процессуальных документов по исполнительному производству.
В то же время, как было отмечено выше, полномочиями по возбуждению исполнительных производств и направлению копии постановления о возбуждении исполнительного производства и иных документов, непосредственного связанных с исполнительными действиями, наделен непосредственно судебный пристав-исполнитель, то есть иное должностное лицо ОСП.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Таким образом, осуществление исполнительных действий в целях исполнения требований исполнительного документа также осуществляется непосредственно судебным приставом-исполнителем и после возбуждения исполнительного производства.
При таких данных, оснований полагать, что старшим судебным приставом ОСП по Углегорскому району Рыбаченко Ж.Ю. было допущено неправомерное бездействие в контексте заявленных требований, у суда не имеется. Требований, связанных с несвоевременной регистрацией входящей корреспонденции и ее передачей для дальнейшей работы судебному приставу-исполнителю, административным истцом не заявлено.
Более того, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего административного дела по существу, имеется постановление о возбуждении исполнительного производства, вынесенное в установленные Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сроки, ходатайство заявителя также разрешено в сроки, обозначенные в законе, оснований для возложения на административного ответчика обязанности возбудить исполнительное производство и принять незамедлительные меры, направленные на фактическое окончание исполнительного производства, получении дубликата исполнительного документа суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 292-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления АО «ОТП Банк» к начальнику Отдела судебных приставов по Углегорскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области Рыбаченко Жанне Юрьевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Сахалинской области о признании незаконными бездействия, возложении обязанностей – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2019 года.
Председательствующий судья М.А. Манаева