Решение по делу № 2-1225/2014 ~ М-502/2014 от 19.02.2014

Дело № 2-1225/14                                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    17 марта 2014 года Дзержинский районный суд города Перми в составе:

    председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.,

    при секретаре Каравашковой Е.С.,

    с участием представителя истца Исаевой Л.В., действующей на основании доверенности,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Софронова М. С. к департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка, обязании сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок и предоставить его для индивидуального жилищного строительства,

У С Т А Н О В И Л:

    Софронов М.С. обратился в суд с иском к департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка, содержащийся в письме от Дата ; об обязании обеспечить формирование и постановку на кадастровый учет (включая выдачу схемы) земельного участка площадью ... кв.м., расположенного с северо-восточной стороны Адрес, в соответствии со схемой земельного участка, приложенной к заявлению в адрес департамента земельных отношений администрации г. Перми от Дата (входящий номер регистрации в департаменте земельных отношений администрации г. Перми от Дата ); об обязании после формирования и постановки на кадастровый учет предоставить в аренду на 10 лет для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью ... кв.м., расположенный с северо-восточной стороны Адрес, заключив и исполнив соответствующий договор аренды в первоочередном порядке – без проведения аукциона – в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

    В обоснование заявленных требований указал, что он является инвалидом детства ... группы. Дата он обратился к ответчику с заявлением о формировании, постановке на кадастровый учет и предоставлении ему в аренду на 10 лет для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью ... кв.м., расположенного с северо-восточной стороны Адрес в границах, определенных схемой. Письмом от Дата ответчиком отказано в предоставлении ему земельного участка по тем основаниям, что не представлено документов, позволяющих установить его нуждаемость в улучшении жилищных условий; отсутствует нормативно установленный порядок предоставления земельных участков инвалидам; испрашиваемый им земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. Полагает, что указный отказ является незаконным, нарушающим его права.

    Истец Софронов М.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Представитель истца Исаева Л.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Ответчик департамент земельных отношений администрации Адрес в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

    В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    По правилам ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов, которые могут быть оспорены в указанном порядке, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

    Из материалов дела следует, что Дата Софронов М.С., являясь инвалидом детства ... группы, обратился в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о формировании, постановке на кадастровый учет и предоставлении земельного участка площадью ... кв.м., расположенного с северо-восточной стороны Адрес, в границах, определенных схемой, под индивидуальное жилищное строительство в аренду сроком на 10 лет (л.д. 16-17).

По результатам рассмотрения указанного заявления департамент земельных отношений администрации г. Перми в письме от Дата сообщил заявителю о невозможности реализации права, предусмотренного Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» до принятия соответствующих нормативно-правовых актов, при этом отметил, что заявителем не представлено документов, позволяющих установить его нуждаемость в улучшении жилищных условий, и испрашиваемый им земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.

    Не согласившись с данным отказом, Софронов М.С. обратился в суд с соответствующим исковым заявлением.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положения части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий. Анализируя содержание указанного Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Следует отметить, что Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает обязанности инвалида по предоставлению конкретного перечня документов при подаче заявления о предоставлении земельного участка на праве аренды для ведения дачного хозяйства. В этой связи при разрешении по существу заявления инвалида о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (независимо от вида права) орган местного самоуправления обязан исходить из документов, представленных заявителем, а при необходимости истребования дополнительных документов должен самостоятельно принять меры к их получению путем направления соответствующих запросов согласно п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Мотивы отказа в предоставлении земельного участка заявителю сводятся, в том числе, к тому, что в настоящее время отсутствует возможность реализации права, предусмотренного Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в связи с отсутствием соответствующих нормативно-правовых актов, поэтому в настоящее время предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах (п. 1.2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, решение Пермской городской Думы от 28 октября 2008 года № 315).

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в статье 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 указанной нормы продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что при предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи или аренды торги не проводятся, поскольку иное противоречило бы смыслу указанного Закона.

Следовательно, разъяснение, данное заявителю в письме в части возможности приобретения земельного участок исключительно на торгах нарушает принцип первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Таким образом, отказ департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении в первоочередном порядке Софронову М.С., земельного участка с предложением реализовать свое право на получение земельного участка в общем порядке, не основан на законе.

Кроме того, департамент земельных отношений администрации г. Перми в качестве отказа в предоставлении земельного участка Софронову М.С. также указал, что земельный участок не сформирован, при том, что предоставление земельного участка возможно лишь после его формирования.

Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.

По смыслу п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.

Пункт 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации указывает на порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, проведение работ по формированию земельного участка.

Исходя из анализа положений данной нормы права, под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Суд считает, что уполномоченный орган в лице департамента земельный отношений осуществляющий функции органа местного самоуправления г. Перми в сфере регулирования земельных отношений не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей и должен был приступить к осуществлению процедуры формирования на основании поданного Софроновым М.С. заявления.

Таким образом, ссылка ответчика в оспариваемом отказе об отсутствии обязанности органа местного самоуправления по формированию земельного участка является необоснованной.

В силу части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решением Пермской городской Думы от 30 мая 2006 года № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

    Судом установлено, что истец Софронов М.С. не является собственником жилых помещений и/или иного недвижимого имущества. Ранее истцу принадлежала на праве собственности квартира, расположенная по адресу: Адрес, которую он продал на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от Дата.

    В период владения вышеуказанной квартиры истец проживал в ней со следующими членами своей семьи: ФИО1 (жена), ФИО2 (мать), ФИО3 (сестра), ФИО4 (бабушка), ФИО5 (дедушка), ФИО6 (родственница), ФИО7 (родственница), ФИО8 (родственник), ФИО9 (родственник), ФИО10 (теща), ФИО11 (родственница) (л.д. 7).

Таким образом, истец являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку он и члены его семьи имели норму жилой площади на человека менее 12 кв.м. (жилая площадь ранее принадлежащего истцу жилого помещения составляет 30,3 кв.м., общая – 44,8 кв.м.).

    В настоящее время, согласно справки от Дата , выданной ЮР ЛИЦО, истец проживает в Адрес в Адрес, совместно с ним проживают члены его семьи: ФИО12 (жена), ФИО10 (теща), ФИО13, ФИО8, ФИО14, ФИО14, ФИО9, ФИО11 (л.д. 15).

Следовательно, истец в настоящее время являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку он и члены его семьи имели норму жилой площади на человека менее 12 кв.м. (жилая площадь жилого помещения составляет ... кв.м., общая – ... кв.м.).

Между тем, суд отмечает, что по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях применимы лишь в том случае, если ими совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Вместе с тем, учитывая, что жилищные условия истца в связи с отчуждением квартиры не изменились, суд признает не имеющим правового значения факт отчуждения истцом принадлежавшего ему жилого помещения.

    Принимая во внимание, что обжалуемый отказ не соответствует требованием действующего законодательства, нарушает права истца, учитывая, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные истцом требования.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Заявление Софронова М. С. удовлетворить.

    Признать отказ департамента земельных отношений администрации города Перми в предоставлении Софронову М. С. земельного участка площадью ... кв.м., расположенного с северо-восточной стороны Адрес (согласно схемы), изложенный в письме от Дата , незаконным.

    Возложить обязанность на департамент земельных отношений администрации города Перми в месячный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить формирование и постановку на кадастровый учет (включая выдачу схемы) земельного участка площадью ... кв.м., расположенного с северо-восточной стороны Адрес, в соответствии со схемой земельного участка, приложенной к заявлению Софронова М. С., направленному департаменту земельных отношений администрации Адрес от Дата (входящий номер регистрации в департаменте земельных отношений администрации Адрес от Дата ).

    Возложить обязанность на департамент земельных отношений администрации города Перми принять в двухнедельный срок после формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка площадью ... кв.м., расположенного с северо-восточной стороны Адрес решение о предоставлении этого земельного участка в аренду Софронову М. С. сроком на ... лет для индивидуального жилищного строительства, подготовить проект договора аренды и направить его Софронову М. С..

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                           Т.Е. Варакшина

2-1225/2014 ~ М-502/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Софронов Максим Сергеевич
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Другие
Исаева Лариса Валерьевна
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Варакшина Т.Е.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
19.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2014Передача материалов судье
20.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.03.2014Предварительное судебное заседание
17.03.2014Предварительное судебное заседание
17.03.2014Судебное заседание
24.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2014Дело оформлено
25.03.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее