РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иваново 07 сентября 2012 г.
Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Пророковой М.Б.,
при секретаре Федотовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермакова Н.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области о пересчете пенсии за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
Ермаков Н.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области (далее по тексту - УМВД России по Ивановской области) о пересчете пенсии за выслугу лет.
Иск мотивирован тем, что истец является пенсионером органов Министерства внутренних дел РФ. С 1993 года по 2000 года истец проходил службу в Управлении федеральной службы налоговой полиции РФ по Ивановской области (далее УФСНП России по Ивановской области) в должности начальника 4 отдела оперативной службы. Действующим законодательством для должности, занимаемой истцом, была предусмотрена выплата оклада с повышающим коэффициентом 25% по сравнению с базовым. После увольнения со службы в связи с выслугой 24 года в 2000 году, пенсия Ермакову Н.В. была начислена также с учетом повышения базового оклада на 25%.
В 2003 году после ликвидации федеральных органов налоговой полиции, пенсионное обслуживание пенсионеров бывших органов налоговой полиции было передано в органы внутренних дел. До 01.01.2012 г. пенсия, начисленная истцу в органах налоговой полиции, увеличивалась и индексировалась в те же сроки и размерах, что и пенсионерам, уволенным из органов внутренних дел. При этом сохранялся размер оклада по занимаемой должности, установленной истцу на момент увольнения из федеральных органов налоговой полиции, с учетом соответствующих индексаций и увеличений
Однако с января 2012 года пенсия истца стала начисляться ответчиком на основании своих ведомственных указаний без учета 25% надбавки, и составила сумму меньшую, чем полагалось по законодательству. В нарушении не отмененной и не измененной системы расчета пенсии для пенсионеров органов налоговой полиции размер оклада по должности истцу был указан на 25 % меньше, чем полагалось по законодательству. В расчете указан размер базового оклада 20 500 руб., следовательно, оклад по должности заместителя начальника территориального органа налоговой полиции с таким же увеличением, произведенным с 01.01.2012 г., как сотрудникам органов внутренних дел, должен составлять 25 625 руб. Ермаков Н.В. полагает, что выплата пенсии в размере, противоречащем Закону РФ № 4468-1 и «Положению о прохождении службы в федеральных органах налоговой полиции…» нарушает его права, определенные Конституцией РФ. На основании изложенного Ермаков Н.В. просил суд обязать УМВД России по Ивановской области начислять ему пенсию за выслугу лет с 01.01.2012 г. в сумме 16 811, 15 руб.
В судебное заседание истец не явился, несмотря на то, что надлежащим образом был уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела. О причинах своей неявки истец суду не сообщил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявлял. При таких обстоятельствах суд считает причину неявки истца в судебное заседание неуважительной и в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика в судебное заседание также не явился, представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 16). Из письменного отзыва на исковое заявление Ермаков Н.В. (л.д. 18-20) следует, что ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца по следующим основаниям. Согласно ст. 43 ФЗ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает расчет пенсии, исходя из оклада, без учета его повышений за особые условия службы. Пунктом 10 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий….» также определено, что уволенным со службы лицам, получавшим перед увольнением персональные должностные оклады либо оклады денежного содержания, повышенные за службу в отдаленных, высокогорных местностях и определенных регионах в связи с выполнением особых задач, пенсии исчислять, исходя из обычных, а не из персональных или повышенных окладов. Все должности бывших налоговых полицейских были протарифицированы по должностям, аналогичным должностям сотрудников ОВД. Должность, занимаемая Ермаковым Н.В. была приравнена к должности ведущего специалиста, что соответствует 32 разряду, оклад по которому, согласно Приложения № 25 к Приказу МВД России № 1192 от 01.12.2011 г., установлен в размере 20 500 руб. В системе МВД России была осуществлена реформа денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, которая проводилась не посредством индексации (повышения) окладов денежного содержания, а путем создания новой структуры такового, основу которой составляют вновь установленные оклады денежного содержания. Пересмотр (а не перерасчет) пенсии истцу с 01.01.2012 г. был произведен на основании Федерального закона № 247-ФЗ от 19.07.2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации № 878 от 03.11.2011 г.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований Ермакова Н.В.
При рассмотрении дела установлено, что Ермаков Н.В. с 1993 г. проходил службу в федеральных органах налоговой полиции.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1038 от 11.10.1993 г. «О денежном довольствии лиц начальствующего состава и об оплате труда работников, не имеющих специальных званий, федеральных органов налоговой полиции» (действовавшим в период прохождения службы истцом и утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства № 51 от 06.02.2004 г.) должностные оклады лиц начальствующего состава, а также работников, не имеющих специальных званий, проходящих службу в подразделениях собственной безопасности, физической защиты, оперативных, оперативно-технических и других приравненных к ним подразделениях и должностях, по перечню, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации устанавливались с повышением до 25 процентов. Конкретные размеры повышения должностных окладов определялись директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (п.13 Постановления).
В марте 2000 г. Ермаков Н.В. был уволен со службы из органов налоговой полиции РФ с 01.04.2000 г. по п. «е» ст.45 «Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции» по сокращению штатов, ч то подтверждается заключением № 55 (л.д. 32-34).
Согласно копии денежного аттестата № 58 (л.д. 28-31) на момент увольнения оклад истца по последней занимаемой должности начальника отдела оперативной службы составлял 980 руб.; оклад по специальному званию составлял 600 руб.; процентная надбавка за выслугу лет - 35%; денежная компенсация взамен продовольственного пайка – 608,33 руб. Аналогичные сведения содержатся и в заключении о назначении пенсии за выслугу лет № 55 от 31.04.2000 г. (л.д. 32-34).
Сопоставляя указанные письменные доказательства со сведениями, содержащимися в личной карточке денежного довольствия (л.д. 36-37), суд приходит к выводу, что факт установления должностного оклада с учетом процентной надбавки в размере 25 % ничем не подтвержден.
Как следует из вышеуказанного заключения о назначении истцу пенсии за выслугу лет, пенсия Ермакову Н.В. назначена, исходя из размера денежного довольствия, рассчитанного из должностного оклада в размере 2 741,33 руб., получаемого истцом на момент увольнения.
Согласно ч. 3 ст.17 Закона РФ от 24.06.1993 года № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» (признан утратившим силу Федеральным законом от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации) пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции, уволенных по выслуге лет, производится по нормам и в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».
Аналогичное положение содержала и ст. 50 «Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 г. № 4991-1.
Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 г. № 306 с 01.07.2003 г. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации была упразднена.
В силу положений ч.6 ст.54 Федерального Закона от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, представлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» пенсионное обеспечение сотрудников федеральных органов налоговой полиции было возложено на Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Федеральным законом № 247-ФЗ от 19.07.2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена новая структура денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, которое согласно ч. 3 ст. 2 названного Федерального Закона состоит из должностного оклада, оклада по специальному званию, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В связи с этим, Федеральным законом № 309-ФЗ от 08.11.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в ст. 43 и 49 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Исходя из положений ст.43 указанного закона, пенсии исчисляются из денежного довольствия. Для исчисления пенсии учитываются, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, должностной оклад, оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012 г. в размере 54 процентов и, начиная с 01.01.2013 г. ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
В силу ст.49 вышеуказанного закона назначенные пенсии, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия сотрудников, исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 878 от 03.11.2011 г. «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» установлены размеры месячных окладов по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел. В частности, должностной оклад начальника отдела управления территориального органа внутренних дел установлен в размере 20 500 руб.
С учетом вновь установленных (увеличенных) размеров денежного содержания, а также ограничения размера денежного довольствия, принимаемого для исчисления пенсий (на 01.01.2012 г.- 54 процента) пенсии граждан, состоящих на пенсионном обеспечении в МВД России, подлежали пересмотру с 01.01.2012 г.
При этом п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации № 878 от 03.11.2011 г. предусмотрено, что Министру внутренних дел Российской Федерации при пересмотре пенсий с 01.01.2012 г. гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, размеры месячных окладов устанавливать применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел. Поскольку должностной оклад начальника отдела территориального органа внутренних дел был установлен в размере 20 500 руб., следовательно, должностной оклад начальника отдела Управления ФСНП РФ по Ивановской области также должен быть установлен в указанном размере, так как указанные должности являются аналогичными. Указанный размер должностного оклада истцом не оспаривался.
Согласно расчета пенсии истца за выслугу лет по состоянию на 01.01.2012 г., составленного ответчиком (л.д. 48) размер пенсии истца на указанную дату составляет 14 580,54 руб., который исчислен исходя из оклада по должности в размере 20 500 руб., оклада по званию в размере 13000 руб., надбавки за выслугу лет 10 500 руб. (30%).
Проверив расчет пенсии, произведенный ответчиком, суд находит его правильным, произведенным в соответствии с приведенными выше действующими правовыми нормами.
При этом, судом не принимаются доводы истца о том, что расчет пенсии должен производится, исходя из повышенного на 25% по сравнению с вновь установленным с 01.01.2012 г. оклада по аналогичной должности сотрудника органа внутренних дел, и что исчисление размера пенсии в ином порядке, влечет за собой нарушение пенсионных прав истца.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст.7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии вправе, как это вытекает из ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров отдельным категориям граждан.
Проанализировав действующее законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходившим службу в правоохранительных органах суд приходит к выводу, что установление размеров окладов, из которых происходит исчисление пенсий, входит в компетенцию Правительства Российской Федерации.
Правовым основанием установления порядка пересмотра пенсий с 01.01.2012 г. гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, является Постановление Правительства Российской Федерации № 878 от 03.11.2011 г.
Правительством Российской Федерации указанным постановлением Министру внутренних дел Российской Федерации не делегировались полномочия при пересмотре пенсий с 01.01.2012 г. гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, устанавливать размеры месячных окладов, применяемых с целью пересмотра размеров пенсий, применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел с учетом ранее установленных сотрудникам налоговой полиции повышений к должностным окладам.
Из анализа приведенной правовой нормы следует, что она по своему характеру является специальной, направленной на установление новых окладов.
Иного порядка установления окладов гражданам, уволенным со службы из органов налоговой полиции, применяемых при пересмотре пенсий с 01.01.2012 г., действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, суд считает, что правовых оснований для возложении на ответчика обязанности по начислению пенсии истцу с 01.01.2012 г. в размере 16 811,15 руб. с учетом ранее установленного к должностному окладу истца повышения в размере 25 процентов не имеется.
При сравнении размера пенсии, получаемой истцом до 01.01.2012 года (9 524,13. + 1 000 руб. доплаты) и после указанной даты (14 580,54 руб.) судом установлено, что уменьшение размера пенсии и, как следствие нарушение пенсионных прав истца, в действительности не произошло.
В связи с чем, исковые требования Ермакова Н.В. к УМВД России по Ивановской области о пересчете пенсии удовлетворению не подлежат.
Иные доводы сторон и представленные ими доказательства не опровергают данного вывода суда. В том числе не опровергают этот вывод и письменные доказательства, имеющиеся в деле, в частности, показатели расчета пенсии за период с 2003 г. по 2011 г., представленные ответчиком (39-47), поскольку указанный механизм перерасчета пенсий действовал до 01.01.2012 г., то есть до момента установления новых размеров денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел, которое и явилось основанием для пересмотра размера пенсии истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ермакова Н.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области о пересчете пенсии за выслугу лет оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Пророкова М.Б.