Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4058/2023 ~ М-4331/2023 от 07.11.2023

Дело №2-4058/2023

73RS0004-01-2023-005812-41

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2023 года         город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи О.В. Миллер,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Курчангиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах ФИО13 к государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить льготными рецептами и лекарственными препаратами, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

    Прокурор Заволжского района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах ФИО14. к ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить льготными рецептами и лекарственными препаратами, компенсации морального вреда, указав следующее.

Прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска проведена проверка по обращению Гаршина А.В., действующего в интересах ребенка-инвалида ФИО15., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдающего генетическим хроническим заболеванием, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

В силу п.1 ч.3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций.    

Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, дети-инвалиды обеспечиваются всеми лекарственными средствами.

В соответствии с ч.2 ст.48 Федерального закона №323-ФЗ врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 05.05.2012 №502н, п.4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по жизненным показаниям в рассматриваемом случае находится в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.

В соответствии с п.2 Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденного приказом Минздрава России 14.01.2019 №4н, назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность.

В силу п.п.3, 11 Порядка сведения о назначенном лекарственном препарате вносятся медицинским работником в медицинскую документацию пациента, а в случае назначения лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на их бесплатное получение, медицинский работник оформляет назначение лекарственных препаратов на рецептурном бланке, оформленном на бумажном носителе за своей подписью, и (или) с согласия пациента или его законного представителя на рецептурном бланке в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», п.2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения.

Пунктом 2.5.1 указанного Порядка предусмотрено, что в целях повышения доступности обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных ст.4.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий).

Согласно п.2.11 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с п. 4 ст.158 и п. 6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем этих средств сметой доходов и расходов.

Согласно статье 47 Федерального закона от 12.02.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в Россию допускается ввоз конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи.

Кроме того, Законом от 25.12.2008 №489-ФЗ установлено, что не подлежат оплате за счет личных средств граждан лекарства, которые хоть и не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов, но назначены врачебными комиссиями по жизненным показаниям из-за индивидуальной непереносимости «разрешенных» средств.

На недопустимость отказа гражданам, страдающим-редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов указано Минздравом РФ в письме от 08.07.2013 №21/6/10/2-4878. В нем же разъяснено, что закон не предполагает установления каких-либо ограничительных    перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

В ходе проведенной проверки установлено, что несовершеннолетний ФИО16    является ребенком-инвалидом. Выставлен диагноз: <данные изъяты>

В соответствии с протоколом консилиума врачей <данные изъяты> от 26.06.2023 по жизненным показаниям ФИО17 рекомендован препарат «<данные изъяты>» длительно из расчета массы тела ребенка 38 кг - 0,9 мг/кг/сутки, но не более 30 мг/сутки необходимо 10950 мг на год, 365 таб. по «30 мг» в год. В месяц необходимо 31 таблетка, в квартал 92 таблетки, в год 365 таблеток.

Консилиум врачей пришел к выводу, что наблюдается улучшение состояния ребенка после начала приема препарата «<данные изъяты> замедление прогрессирования заболевания является прямым показанием к назначению гормональной терапии с применением препарата <данные изъяты>», попытки снижения дозы или отмены препарата может приводить к резкому ухудшению состояния в виде <данные изъяты>, замена препарата на аналоги для пациента длительно получающего «<данные изъяты> может повлечь развитие тяжелых побочных эффектов.

<данные изъяты> не зарегистрирован для применения на территории Российский Федерации, его закупка и ввоз на территорию РФ должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством РФ и с разрешения Минздрава России.

Между тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 №853 «Об утверждении Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», ч.3 ст.47 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», приказа Минздрава России от 25.08.2021 №880н «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по представлению государственной услуги по выдаче заключений (разрешительных документов) на ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств для проведения экспертизы лекарственных средств в целях регистрации и экспертизы лекарственных средств предназначенных для обращения на общем рынке лекарственных средств в рамках Евразийского эконмического союза и (или) Российской Федерации, осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов, включения фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией», приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2005 №494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» консилиумом врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова России от 26.06.2023 принято решение: разрешить к индивидуальному применению и ввозу незарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат с МНН «Дефлазакорт» для оказания медицинской помощи пациенту Кривову Я.Р. по жизненным показаниям длительно.

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение ФИО18 лекарственным препаратом «<данные изъяты>» не приняты.

На момент подачи искового заявления ФИО19 в региональном сегменте федерального регистра льготников отсутствует.

Статьей 29 Закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 14 ч.1 ст.16 Закона № 323-ФЗ установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Из приведенных нормативных положений законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим социально значимыми заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами.

Неправомерное бездействие уполномоченных органов, выражающееся в необеспечении либо несвоевременном обеспечении граждан льготными лекарственными препаратами, лишает последних возможности использовать предоставленное им законом право на бесплатное лекарственное обеспечение и подтверждает наличие у них нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своих жизни и здоровья.

Таким образом, установление регламентированной ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации совокупности условий (наличие у гражданина права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами; неполучение в установленный законом срок необходимого ему лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе; вина и противоправные действия уполномоченного органа государственной власти, выразившиеся в неисполнении возложенной на него обязанности по своевременному обеспечению граждан в установленном порядке лекарственными препаратами) является достаточным основанием наступления ответственности за причинение    гражданину,    нуждающемуся в льготном обеспечении лекарственными препаратами, морального вреда.

Подача прокурором искового заявления обусловлена тем, что ФИО20 в силу своего возраста, состояния здоровья не может защищать свои права и законные интересы, в связи с чем, нуждается в защите со стороны государства. Кроме того, в силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод а законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства.

Обращаясь в суд, просит обязать ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» выписывать ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бесплатный рецепт на жизненно необходимый лекарственный препарат «<данные изъяты>» в количестве (дозе), рекомендованном консилиумом врачей <данные изъяты> от 26.06.2023; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить бесплатно ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в количестве (дозе), рекомендованном консилиумом врачей <данные изъяты> от 26.06.2023; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Гаршина Александра Владимировича, действующего в интересах ребенка-инвалида ФИО23, компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

    

Представитель истца – прокурора Заволжского района города Ульяновска Голендеев А.С. в судебном заседании иск поддержал по основаниям, изложенным в нем.

Представитель ФИО24 – Гаршин А.В. (доверенность 73 АА 1843762 от 09.07.2020) в судебном заседании иск поддержал по основаниям, изложенным в нем

    Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания, в письменном отзыве просит о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» Хохрякова Е.В. (доверенность от 10.01.2023) в судебном заседании пояснила, что со стороны медицинского учреждения предприняты все возможные меры для обеспечения ребенка ФИО25 назначенным лекарственным препаратом «Дефлазакорт», направлено ходатайство в Министерство здравоохранения Ульяновской области с приложением протокола консилиума федеральной специализированной медицинской организации о приобретении лекарственного препарата. Просила удовлетворить исковые требования к Министерству здравоохранения Ульяновской области в части обеспечения ФИО26 лекарственным препаратом «<данные изъяты>», в иске прокурора к ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» отказать.

Представители третьих лиц ГУ «Ульяновская государственная аптека», ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Заслушав сторону истца, ответчика изучив письменные материалы дела, суд полагает исковые требований законными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В статье 4 названного Закона указано, что основными принципами охраны здоровья являются: в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В силу п.5 ч.1 ст.29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем: в том числе обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 5 ст. 37 данного Федерального закона установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов чем те, которые включены в стандарт.

В соответствии с положениями п.8 ч.1 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

Согласно ч.3 ст.80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Согласно п.1.1 Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

Как указано в п. 2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: защищает права человека и гражданина в сфере охраны здоровья в пределах своих полномочий; разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует государственные программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области; организует оказание населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения; организует безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; разрабатывает предложения об установлении мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в пределах своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; устанавливает перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечень лекарственных препаратов (за исключением наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов), продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями; организовывает обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществляет ведение регионального сегмента Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложены обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится несовершеннолетний ФИО28

Действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

В судебном заседании установлено, что ФИО29 ДД.ММ.ГГГГ г.р., наблюдается по месту жительства в поликлиническом отделении №1 ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» с диагнозом: <данные изъяты> С июня 2023 года поликлиническое отделение №1 ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» не производит ФИО30 выписку льготных рецептов на указанный препарат.

По представленным документам установлено, что ФИО32. назначено применение по льготным рецептам лекарственного препарата «<данные изъяты>». До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение ФИО33 лекарственным препаратом «<данные изъяты>», не приняты.

Согласно протоколу консилиума врачей <данные изъяты> от 26.06.2023 года наблюдается улучшение состояния ребенка после начала приема препарата «<данные изъяты>», замедление прогрессирования заболевания является прямым показанием к назначению гормональной терапии с применением препарата «<данные изъяты>», попытки снижения дозы или отмены препарата может приводить к резкому ухудшению состояния в виде прогрессирования мышечной слабости, замена препарата на аналоги для пациента длительно получающего «<данные изъяты>» может повлечь развитие тяжелых побочных эффектов.

Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положения о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным.

Следовательно, требования истца в данной части подлежат удовлетворению в полном объеме.

Часть 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает право гражданина на денежную компенсацию морального вреда в случае причинения ему физических или нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

В соответствии с п. 1 ст. 1099 данного Кодекса основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются по правилам, предусмотренным гл. 59 и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (далее - Постановление № 10), отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором
добровольного    медицинского страхования (ч.ч.    1,2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 14 ч. 1 ст. 16 Закона № 323-ФЗ установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Из приведенных нормативных положений законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим социально значимыми заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами.

Неправомерное бездействие уполномоченных органов, выражающееся в необеспечении либо несвоевременном обеспечении граждан льготными лекарственными препаратами, лишает последних возможности использовать предоставленное им законом право на бесплатное лекарственное обеспечение и подтверждает наличие у них нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своих жизни и здоровья.

Следовательно, установление регламентированной ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации совокупности условий (наличие у гражданина права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами; неполучение в установленный законом срок необходимого ему лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе; вина и противоправные действия уполномоченного органа государственной власти, выразившиеся в неисполнении возложенной на него обязанности по своевременному обеспечению граждан в установленном порядке лекарственными препаратами) является достаточным, по мнению суда, основанием наступления ответственности за причинение гражданину, нуждающемуся в льготном обеспечении лекарственными препаратами, морального вреда.

Вместе с тем, заявленный размер компенсации морального вреда, суд полагает не обоснованным и с учетом мнения представителя Министерства здравоохранения Ульяновской области, изложенного в письменном отзыве, а также с учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, в остальной части отказать.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах ФИО34 к государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить льготными рецептами и лекарственными препаратами, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» выписывать ФИО35, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бесплатный рецепт на жизненно необходимый лекарственный препарат <данные изъяты>» в количестве (дозе), рекомендованном консилиумом врачей <данные изъяты> от 26.06.2023.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить бесплатно ФИО36, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в количестве (дозе), рекомендованном консилиумом врачей <данные изъяты> от 26.06.2023.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Гаршина Александра Владимировича, действующего в интересах ФИО37 компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., в остальной части отказать.     

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                 О.В. Миллер

Мотивированное решение будет изготовлено 12.12.2023.

2-4058/2023 ~ М-4331/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Заволжского района
Гаршин А.В.
Ответчики
Министерство здравоохранения Ульяновской области
ГУЗ Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного
Другие
ГУ Ульяновская государственная аптека
ГУЗ Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Миллер О. В.
Дело на сайте суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2023Передача материалов судье
08.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2023Судебное заседание
12.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2024Дело оформлено
16.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее