Судья Леконцев А.П. Дело N21-693/2019 (дело № 12-1309/2019)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М., при секретаре Буткиной А.В., рассмотрев 09.10.2019 в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми жалобу представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Филиной О.П. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15.08.2019,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Коми по использованию и охране земель Галикаевой Е.К. от 28.06.2019 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Управляющая компания "Рэкон" в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" Филина О.П., не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица, обратилась в Сыктывкарский городской суд с жалобой, в которой просила отменить данное постановление и возвратить материалы на новое рассмотрение должностному лицу.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15.08.2019 постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми по использованию и охране земель от 28.06.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Управляющая компания "Рэкон" оставлено без изменения, жалоба администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
В жалобе на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15.08.2019 представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" Филина О.П. просит изменить постановление должностного лица и решение судьи городского суда, ссылаясь на их незаконность.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, нахожу решение судьи незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).
Под муниципальным земельным контролем согласно статье 72 Земельного кодекса РФ понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса РФ).
Этой же статьей Земельного кодекса РФ установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).
Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 06.05.2011 N 02/2011-47 утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории МО ГО "Сыктывкар".
Как следует из материалов административного дела, глава администрации МО ГО "Сыктывкар" Козлов В.В., руководствуясь Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьей 44 Устава МО ГО "Сыктывкар"решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 26.05.2011 № 02/2011-47 "Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории МОГО "Сыктывкар", административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденным постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 28.12.2015 № 12/3991, вынес 22.05.2019 распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Управляющая компания "Рэкон" <Номер обезличен>. В распоряжении указано, что настоящая проверка проводится в рамках муниципального земельного контроля, с целью установления факта возникновения или отсутствия возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан на основании мотивированного представления начальника управления контроля администрации МО ГО "Сыктывкар" ФИО11 от 22.05.2019 <Номер обезличен> по результатам предварительной проверки обращения ФИО12 от 03.04.2019, проживающей по адресу: <Адрес обезличен>, об отсутствии проезда для скорой, пожарной и другой техники межу домами <Адрес обезличен>.
27.05.2019 администрацией МО ГО "Сыктывкар" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Управляющая компания "Рэкон" норм земельного законодательства, в ходе которой установлено, что часть земельного участка ориентировочно площадью ... кв.м, предназначенного под проезд, используется ООО "Управляющая компания "Рэкон" при управлении многоквартирным домом по адресу: <Адрес обезличен>, без оформленных в установленном порядке прав на землю. По результатам проверки администрацией МО ГО "Сыктывкар" составлен акт проверки от 27.05.2019 <Номер обезличен>.
Усмотрев в действиях ООО "Управляющая компания "Рэкон" признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, администрация направила материалы проверки в Управление Ростреестра по Республике Коми как уполномоченному лицу для составления протокола об административном правонарушении.
Главным специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Республике Коми, государственным инспектором Республики Коми по охране и использованию земель ФИО1314.06.2019 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Управляющая компания "Рэкон".
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Коми по использованию и охране земель Галикаевой Е.К. от 28.06.2019 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Управляющая компания "Рэкон" в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация МО ГО "Сыктывкар" обратилась в городской суд с жалобой об его отмене.
Судья городского суда принял жалобу к своему производству и рассмотрел ее по существу.
Однако, жалоба администрации МО ГО "Сыктывкар" не могла являться предметом рассмотрения судьи по существу и подлежала возврату без рассмотрения как поданная лицом, не имеющим полномочий для обжалования данного постановления должностного лица.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает исчерпывающий перечень лиц, которым предоставлено право обжалования состоявшихся по делу об административном правонарушении не вступивших в законную силу постановлений и решений. Такие лица поименованы в частях 1, 1.1 статьи 30.1, частях 5, 6 статьи 30.9 названного Кодекса. Также в соответствии со статьей 30.10 названного Кодекса состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановления и решения, не вступившие в законную силу, могут быть опротестованы прокурором.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса. То есть право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Статьей 7.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом <Адрес обезличен> находится под управлением ООО "Управляющая компания "Рэкон" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.10.2014, заключенного между Обществом и администрацией МО ГО "Сыктывкар", площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома составляет ... кв.м., земельный участок огражден по всему периметру, площадь огражденной территории земельного участка составляет ориентировочно ... кв.м.
В результате установки на земельном участке деревянного забора с северо-западной стороны заужен проезд между домами по адресу: <Адрес обезличен>.
Земельный участок под проездом между домами <Адрес обезличен>, использование части которого без оформленных в установленном порядке прав на землю вменено ООО "Управляющая компания "Рэкон" по протоколу об административном правонарушении, не оформлен и не поставлен на государственный кадастровый учет, в Едином государственном реестре недвижимости сведений о данном земельном участке как о земельном участке общего пользования не имеется.
Также отсутствуют в материалах дела и сведения о том, что земельные участки, прилегающие к спорному земельному участку, принадлежат на праве собственности МО ГО "Сыктывкар".
Внеплановая выездная проверка в отношении Общества проведена администрацией МО ГО "Сыктывкар" на основании распоряжения главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 22.05.2019 <Номер обезличен> в связи с обращением гражданки ФИО14, проживающей в доме <Адрес обезличен>, сообщившей о том, что жители дома <Адрес обезличен> незаконно захватили дорогу (проезд между данными домами, что препятствует проезду скорой, пожарной и другой техники, а также расширению забора на ее территории), то есть в соответствии и на основании возложенных на администрацию МО ГО "Сыктывкар" вышеприведенными нормами закона надзорных функций.
При изложенных обстоятельствах, оснований для признания администрации МО ГО "Сыктывкар" в рамках рассматриваемых правоотношений потерпевшим по делу об административном правонарушении, не имеется.
Таким образом, в силу положений статьей 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях администрация МО ГО "Сыктывкар" не является участником административного производства по делу в отношении ООО "Управляющая компания "Рэкон", в связи с чем, не обладает правом обжалования постановления о прекращении административного производства в отношении ООО "Управляющая компания "Рэкон".
Судья городского суда в нарушение вышеуказанных положений закона принял жалобу к производству суда и принял оспариваемое решение.
Учитывая, что производство по жалобе представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Филиной О.П. возбужденно в нарушение требований предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и является существенным процессуальным нарушением, решение судьи подлежит отмене, а производство по жалобе прекращению.
Руководствуясь статьей 30.4 - 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15.08.2019 по жалобе представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Филиной О.П. на постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми по использованию и охране земель Галикаевой Е.К. от 28.06.2019, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Управляющая компания "Рэкон" в связи с отсутствием состава административного правонарушения, отменить.
Производство по делу по жалобе представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Филиной О.П. на постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми по использованию и охране земель Галикаевой Е.К. от 28.06.2019 прекратить.
Судья подпись И.М. Машкина
<Адрес обезличен>