Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8/2021 (2-143/2020;) ~ М-189/2020 от 16.12.2020

Дело № 2-8/2021

УИД: 49RS0009-01-2020-000416-26

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Ягодное 9 марта 2021 года

Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи – Мочалкиной А.П.,

при секретаре – Воротило Т.Р.,

с участием представителя истца; третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Тонких А.К.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - администрации Ягоднинского городского округа Соловьева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Ягодное в помещении Ягоднинского районного суда Магаданской области гражданское дело по иску Тонких Сергея Викторовича к министерству экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области об оспаривании решения от 23 ноября 2020 года № 10 и решения, оформленного письмом от 9 декабря 2020 года № 83/06-1, возложении обязанности произвести замену ранее выданного жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Тонких С.В. обратился в Ягоднинский районный суд с административным исковым заявлением к министерству экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области о признании незаконным решения, оформленного письмом от 9 декабря 2020 года № 83/06-1, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и закрытием п. Эльген Ягоднинского района Магаданской области с учетом членов его семьи.

В обоснование заявленных требований истец указал, что решением Ягоднинского районного суда Магаданской области от 6 апреля 2010 года за ним было признано право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и закрытием п. Эльген Ягоднинского района Магаданской области.

Распоряжением администрации района № 228-р от 20 августа 2010 года истец был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы как житель расселяемого с. Эльген.

Решением Ягоднинского районного суда от 28 июня 2011 года супруга истца Тонких А.К., а также ФИО4 и ФИО5 признаны членами семьи истца и на основании указанного решения поставлены на учет для получения жилищного сертификата.

Указывает, что решением ответчика, выраженным в письме от 9 декабря 2020 года № 83/06-1, право на получение жилищной субсидии в связи с закрытием с. Эльген признано только за истцом, остальные члены семьи не включены в состав семьи для получения жилищного сертификата как выезжающие из закрывающегося населенного пункта, поскольку, по мнению ответчика, Тонких А.К., ФИО8 и ФИО5 признаны членами семьи для получения жилищного сертификата как проживающие в Магаданской области и выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Однако, по мнению истца, указанные лица признаны членами семьи именно в целях реализации им права на получение жилищного сертификата как гражданина, выезжающего из закрывающегося села Эльген.

Вопреки требованию ответчика истец не имеет возможности представить документ, подтверждающий проживание членов его семьи по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии. Вместе с тем имеется решение Ягоднинского районного суда от 28 июня 2011 года, которым Тонких А.К., ФИО4 и ФИО5 признаны членами семьи истца именно в целях получения им государственного жилищного сертификата как лица, выезжающего из закрывающегося села Эльген, то есть право истца на получение жилищного сертификата с учетом членов его семьи Тонких А.К., ФИО4 и ФИО5 подтверждено судом и является безусловным.

Полагал оспариваемое решение ответчика не соответствующим пункту 10 Правил предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятыми до 1 января 2012 года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1314.

Просил признать решение министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, выраженное в письме от 09 декабря 2020 года № 83/06-1 в части отказа в выдаче ему государственного жилищного сертификата с учетом членов его семьи Тонких А.К., ФИО4 и ФИО5 незаконным и несоответствующим пункту 10 Правил предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, принятыми до 1 января 2012 года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1314; возложить на ответчика обязанность выдать ему государственный жилищный сертификат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и закрытием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области с учетом членов его семьи Тонких Анны Казисовны, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Ягоднинского районного суда Магаданской области от 13 января 2021 года на основании части 5 статьи 16.1 КАС РФ осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.

Определением Ягоднинского районного суда от 28 января 2021 года, зафиксированным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена администрация Ягоднинского городского округа.

Определением Ягоднинского районного суда от 09 февраля 2021 года, зафиксированным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены Тонких Анна Казисовна, ФИО4, ФИО5.

В ходе рассмотрения дела истец, действуя через своего представителя Тонких А.К., увеличивал и уточнял исковые требования, окончательно просил:

признать решение министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области от 23 ноября 2020 года № 10 незаконным в той части, в которой только истец был признан участником мероприятия для предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения как выезжающего из населенного пункта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающегося в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятыми до 1 января 2012 года, в рамках реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

признать решение министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, выраженное в письме от 9 декабря 2020 года № 83/06-1, незаконным в части отказа в выдаче истцу государственного жилищного сертификата с учетом членов его семьи Тонких А.К., ФИО4 и ФИО5;

возложить на ответчика обязанность заменить ранее выданный ему государственный жилищный сертификат серии ПС № 800121 от 30 ноября 2020 года на государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с учетом членов семьи: Тонких Анны Казисовны, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ

Представитель истца, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Тонких А.К., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – администрации Ягоднинского городского округа Соловьев Д.А. в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда.

Истец в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие с участием своего представителя.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. До начала судебного заседания направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать истцу в удовлетворении его требований, поскольку решение суда от 28 июня 2011 года вынесено для получения жилищного сертификата в рамках реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», целью которого является выезд граждан, проживающих в Магаданской области, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а не из закрывающегося населенного пункта. При этом на момент вынесения судебного решения граждане Тонких А.К., ФИО4 и ФИО5 никогда не проживали в с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области. Для получения жилищного сертификата при реализации Федерального закона № 125-ФЗ проживание и выезд из закрывающегося поселка не является основополагающим требованием в отличие от Постановления № 1314. Поскольку истцом не были представлены документы, поименованные в подпункте «в» пункта 8 Правил № 1314, то считает, что министерством правомерно вынесено решение о признании участником мероприятия для предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как выезжающего из населенного пункта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающегося в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, принятыми до 1 января 2012 года, только гражданина Тонких С.В.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ФИО4 и ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определено рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика и третьих лиц ФИО4 и ФИО5

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2011 года), жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее – Правила № 153).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.

Этим же постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что

выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в рамках которой реализована ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», утвержденная Минстроем России 9 сентября 2019 года № 17-П/05.

Этим же постановлением наименование постановления Правительства Российской федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 изложено в следующей редакции: «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской федерации»; а также утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2019 года № 858 наименование постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 изложено в следующей редакции: «Об утверждении Правил выпуска и реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Абзацем 5 подпункта «з» пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2011 года), установлено, что правом на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, к которым относятся, помимо прочих, граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.

Согласно подпункту «а» пункта 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2011 года), применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Постановлением губернатора Магаданской области № 26-п от 22 февраля 2006 года «О признании некоторых населенных пунктов Магаданской области закрывающимися», село Эльген Ягоднинского района признано закрывающимся.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 года № 1258-р принято предложение администрации Магаданской области о закрытии в 2007 году с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области с предоставлением жилищных субсидий гражданам, проживающим в селе и желающим выехать за пределы Магаданской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 879 от 10 декабря 2002 года, утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение).

Данное Положение устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно п.п. 2 и 3 раздела 1 указанного Положения, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Пунктом 1 ст. 1 Закона Магаданской области № 539-ОЗ от 30декабря2004года «О передаче органам местного самоуправления Магаданской области отдельных государственных полномочий по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действовавшего по состоянию на 28 декабря 2009 года, органам местного самоуправления, в том числе и муниципальному образованию «Ягоднинский район», переданы полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий - социальных выплат для приобретения жилья.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 28 декабря 2009 года Тонких С.В. обратился в администрацию муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» с заявлением о включении его в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения.

Распоряжением главы администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» от 11 января 2010 года № 1-р, на основании протокола заседания комиссии по содействию переселения граждан, ему было отказано в постановке на учет для получения жилищной субсидии.

Решением Ягоднинского районного суда Магаданской области от 6 апреля 2010 года по гражданскому делу № 2-93/2010 за истцом Тонких С.В. было признано право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и закрытием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области.

Распоряжением главы Ягоднинского района Магаданской области от 11 мая 2010 года № 109-р, вынесенным в соответствии с решением Ягоднинского районного суда от 6 апреля 2010 года, Тонких С.В. поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Эльген закрывающимся с момента подачи заявления 28 декабря 2009 года.

Распоряжением главы Ягоднинского района Магаданской области от 7 июня 2010 года № 138-р Тонких С.В. было отказано в признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, как жителю расселяемого с. Эльген.

Решением Ягоднинского районного суда Магаданской области от 24 июня 2010 года по гражданскому делу № 2-212/2010 распоряжение главы администрации Ягоднинского района № 138-р от 7 июня 2010 года об отказе в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как жителя с. Эльген признано незаконным.

На администрацию муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Тонких Сергея Викторовича и признать его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как жителя с. Эльген с момента подачи заявления – 26 мая 2010 года.

Распоряжением главы Ягоднинского района Магаданской области от 20 августа 2010 года № 228-р, вынесенным в соответствии с решением Ягоднинского районного суда от 24 июня 2010 года, Тонких С.В. признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как жителя села Эльген, с датой постановки на соответствующий учет с 26 мая 2010 года.

Решением Ягоднинского районного суда Магаданской области от 28 июня 2011 года по гражданскому делу № 2-252/2011 Тонких Анна Казисовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны членами семьи Тонких Сергея Викторовича.

Данное решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу 11 июля 2011 года.

Судом установлено, что на основании указанного решения суда Тонких А.К., ФИО4 и ФИО5 поставлены на учет совместно с Тонких С.В. по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», правила выпуска и реализации жилищных сертификатов в рамках реализации которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Так, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – администрации Ягоднинского городского округа, в судебном заседании пояснил, что именно данное решение суда послужило основанием для постановки на учет членов семьи истца, а также указал, что для включения в состав семьи основного участника подпрограммы членов его семьи достаточно вступившего в законную силу решения суда о признании членами семьи. При этом дополнительного распоряжения со стороны главы округа не требуется, лица, признанные судебным решением членами семьи подлежат внесению в заявление основного участника программы. Такие заявления подаются в орган местного самоуправления ежегодно и на их основании органом исполнительной власти субъекта ежегодно формируются списки граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата.

В связи с принятием Федерального закона от 17 июля 2011 года № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» категория граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов, с 1 января 2012 года была исключена из подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»».

Письмом министерства регионального развития Российской Федерации от 18 апреля 2012 года № 9197-ИЕ/07 даны разъяснения о том, что действие Федерального закона от 17 июля 2011 года № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» распространяется на правоотношения, возникающие после согласования Правительством Российской Федерации решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации о закрытии населенного пункта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях после 1 января 2012 года.

Выделение бюджетных ассигнований для предоставления жилищных субсидий гражданам, выехавшим из населенных пунктов, закрывшихся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации до 1 января 2012 года, Федеральным законом № 211-ФЗ не предусмотрено.

Обеспечение жилищными субсидиями указанных граждан после 1 января 2012 года возможно только в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.

Из пояснений специалиста администрации Ягоднинского городского округа по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии ФИО10, допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, следует, что после внесения указанных изменений в законодательство, Тонких С.В. и члены его семьи для сохранения за ними права на получение жилищной субсидии переведены в категорию «работающие».

Таким образом, истец Тонких С.В. и члены его семьи после 1 января 2012 года продолжили состоять на учете в органе местного самоуправления на основании Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» как граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Правительством Российской Федерации 29 августа 2020 года принято постановление № 1341, которым внесены изменения в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с внесенными изменениями в рамках Программы запланирована реализация мероприятий по приобретению жилья гражданами, выезжающими из населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающих в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, принятыми до 1 января 2012 года, посредством предоставления указанным гражданам социальных выплат с использованием механизма государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов на указанные цели.

Установлено, что предоставление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, принятыми до 1 января 2012 года, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, принятыми до 1 января 2012 года (далее – Правила № 1314).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1314 право на участие в мероприятии имеют граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, состоящие на учете в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилых помещений в целях переселения из закрывающихся населенных пунктов, не имеющие жилых помещений на территории Российской Федерации за границами закрывающегося населенного пункта или нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (без учета жилых помещений, расположенных на территории закрывающегося населенного пункта) и не получавшие в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения за границами закрывающегося населенного пункта.

Согласно подпункту «в» пункта 8 Правил № 1314 для участия в мероприятии граждане Российской Федерации, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, до 1 декабря 2020 г. подают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление об участии в мероприятии (в произвольной форме) с приложением следующих документов:

а) копии документов, удостоверяющих личность гражданина - участника мероприятия и каждого члена его семьи;

б) выписка из решения о постановке гражданина - участника мероприятия в качестве лица, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в целях переселения из закрывающегося населенного пункта (в случае отсутствия указанного решения в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

в) выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки) или иной документ, подтверждающий проживание гражданина - участника мероприятия и членов его семьи по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии (в случае отсутствия указанной выписки или иного документа в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

г) копии документов, подтверждающих родственные отношения гражданина - участника мероприятия и лиц, указанных им в качестве членов семьи (свидетельство о браке (свидетельство о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельство о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельство об усыновлении);

д) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения, - в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации (в случае отсутствия копии указанного документа в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

е) копии документов, подтверждающих регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета гражданина - участника мероприятия и каждого члена его семьи.

9 октября 2020 года Тонких С.В. обратился к ответчику с заявлением о включении его в состав участников выезжающих из населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, принятыми до 1 января 2012 года в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», указав в данном заявлении состав своей семьи: Тонких Анну Казисовну, ФИО4 и ФИО5.

Решением ответчика от 23 ноября 2020 года № 10 только Тонких С.В. был признан участником мероприятия для предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как выезжающий из населенного пункта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающегося в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, принятыми до 1 января 2012 года, без учета членов семьи

Письмом ответчика от 24 ноября 2020 года № 74/06-1 (1964/06) даны разъяснения, согласно которым Тонких С.В. был признан участником мероприятия с составом семьи 1 человек в связи с не предоставлением документов, указанных в подпункте «в» пункта 8 Правил № 1314, необходимых для включения в мероприятие проживающих с заявителем лиц, а именно: выписки из домовой книги (копии поквартирной карточки) или иной документ, подтверждающий проживание гражданина – участника мероприятия и членов его семьи по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии.

2 декабря 2020 года (вх. № Т-21/06) Тонких С.В. обратился к ответчику с заявлением, в котором указал, что предоставить выписку из домовой (копию поквартирной карточки) не представляется возможным. Вместе с тем имеется решение Ягоднинского районного суда от 28 июня 2011 года, которым Тонких А.К., ФИО4 и ФИО5 признаны членами его семьи в рамках федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Также просил дать разъяснения о причинах, по которым ответчик не принимает в качестве документа, подтверждающего, что его супруга и дети являются членами его семьи для получения жилищного сертификата.

Письмом ответчика от 9 декабря 2020 года № 83/06-1 отказано во включении Тонких А.К., ФИО4 и ФИО5 в состав семьи для получения жилищного сертификата как гражданина, выезжающего из закрывающегося населенного пункта. Разъяснено, что решение Ягоднинского районного суда от 28 июня 2011 года вынесено для получения жилищного сертификата в рамках реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», целью которого является выезд граждан, проживающих в Магаданской области, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а не из закрывающихся населенных пунктов.

Не согласившись с решениями ответчика, истец обратился в суд за защитой своего нарушенного права.

Проверяя законность принятых ответчиком решений, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из решения Ягоднинского районного суда Магаданской области от 28 июня 2011 года, Тонких С.В. обратился в суд в порядке особого производства с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение.

В соответствии с положениями статьи 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт.

Тонких С.В. в обоснование своего заявления указывал, что решением Ягоднинского районного суда от 6 апреля 2010 года за ним признано право на получение жилищной субсидии в связи с закрытием села Эльген. Ранее его жена и ее дети не проживали совместно в селе Эльген, так как данное село было признано неперспективным, однако с 2002 года он проживает с женой и ее детьми и ведет совместное хозяйство. Признание его жены и ее детей в качестве членов его семьи ему требовалось для получения жилищного сертификата на всю его семью.

Поскольку ранее решением Ягоднинского районного суда от 6 апреля 2010 года за Тонких С.В. было признано право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и закрытием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области, то есть право, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, то, соответственно, и решением Ягоднинского районного суда от 28 июня 2011 года заявление Тонких С.В. удовлетворено исходя из цели получения того же государственного жилищного сертификата, правила выпуска и реализации которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, но с учетом членов его семьи.

Ввиду изложенного суд признает несостоятельными доводы ответчика о том, что решение Ягоднинского районного суда от 28 июня 2011 года было вынесено для получения жилищного сертификата в рамках реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Тот факт, что Тонких А.К., ФИО4 и ФИО5 никогда не проживали в селе Эльген Ягоднинского городского округа истцом не оспаривается, это же обстоятельство было установлено и решением Ягоднинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Но поскольку вступившим в законную силу решением суда установлено, что Тонких А.К., ФИО4, ФИО5 являются членами семьи Тонких С.В. и данный факт установлен именно в целях реализации права гражданина, выезжающего из закрывающегося населенного пункта, на получение соответствующего жилищного сертификата, то суд приходит к выводу о том, что требование ответчика о предоставлении дополнительных документов, предусмотренных подпунктом «в» пункта 8 Правил № 1314, при наличии решения суда являлось излишним.

Доводы представителя ответчика о необходимости в судебном порядке признания за членами семьи права на участие в мероприятии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1314, суд находит неубедительными, поскольку постановкой на учет совместно с Тонких С.В. членов его семьи право на получение жилищного сертификата как выезжающим из закрывающегося населенного пункта за данными лицами признано.

Указанные лица с момента постановки на учет в составе 4 человек ежегодно проходили перерегистрацию в органе местного самоуправления, были включены в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом ни в отношении самого Тонких С.В., ни в отношении членов его семьи с 2011 по 2020 годы решений о снятии с учета не принималось.

То обстоятельство, что Тонких С.В. в связи с принятием Федерального закона № 211-ФЗ по независящим от не него обстоятельствам до 31 декабря 2011 года не смог реализовать свое право на получение государственного жилищного сертификата по категории выезжающих из закрывающихся населенных пунктов с учетом членов своей семьи, по мнению суда, не должно ущемлять его прав на получение жилищной субсидии как участника мероприятия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1314.

Правовое регулирование изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1314 в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», жилищных гарантий не отменяет, но призвано предоставить меры социальной поддержки в жилищной сфере гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в целях переселения из закрывающихся населенных пунктов.

Поскольку истец и члены его семьи первоначально, то есть до перевода их в иную категорию очередности, были поставлены на учете в качестве лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в целях переселения из закрывающихся населенных пунктов, в составе семьи 4 человека, то за ними сохранилось право на участие в мероприятии по приобретению жилья гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера в том же составе семьи.

В этой связи иные доводы ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявления, не принимаются судом во внимание.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика, выраженный в решении от 23 ноября 2020 года и в письме от 9 декабря 2020 года, во включении Тонких А.К., ФИО4 и ФИО5 в состав семьи истца для получения государственного жилищного сертификата как гражданина – участника мероприятия, выезжающего из закрывающегося населенного пункта и имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, является незаконным.

В судебном заседании установлено, что 29 января 2021 года истец получил государственный жилищный сертификат серии ПС № 800121 от 30 ноября 2020 года для приобретения жилого помещения в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на состав семьи 1 человек.

Поскольку отказ ответчика во включении Тонких А.К., ФИО4 и ФИО5 в состав семьи истца для получения государственного жилищного сертификата как гражданина – участника мероприятия, выезжающего из закрывающегося населенного пункта и имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, признан судом незаконным, то исковое требование о возложении на ответчика обязанности заменить ранее выданный истцу государственный жилищный сертификат серии ПС № 800121 от 30 ноября 2020 года на государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с учетом членов семьи: Тонких Анны Казисовны, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Тонких Сергея Викторовича к министерству экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области об оспаривании решения от 23 ноября 2020 года № 10 и решения, оформленного письмом от 09 декабря 2020 года № 83/06-1, возложении обязанности произвести замену ранее выданного жилищного сертификата удовлетворить.

Признать решение министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, оформленное письмом от 9 декабря 2020 года № 83/06-1, незаконным в части отказа во включении Тонких Анны Казисовны, ФИО4, ФИО5 в состав семьи Тонких Сергея Викторовича для получения жилищного сертификата как гражданина, выезжающего из закрывающегося населенного пункта.

Признать решение министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области от 23 ноября 2020 года № 10 «О признании гражданина Российской Федерации, выезжающего из населенного пункта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающегося в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, принятыми до 1 января 2012 года, в рамках реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», участником мероприятия для предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения», незаконным в той части, в которой только Тонких Сергей Викторович признан участником мероприятия для предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения без учета членов его семьи Тонких Анны Казисовны, ФИО4, ФИО5

Возложить на министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области обязанность произвести замену Тонких Сергею Викторовичу ранее выданного государственного жилищного сертификата серии ПС № 800121 от 30 ноября 2020 года на государственный жилищный сертификат на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с учетом членов его семьи: Тонких Анны Казисовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения суда в окончательной форме.

Срок изготовления мотивированного решения установить – 12 марта 2021 года.

Судья (подпись) А.П. Мочалкина

2-8/2021 (2-143/2020;) ~ М-189/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тонких Сергей Викторович
Ответчики
Министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области
Другие
Иващенко Андрей Андреевич
Тонких Анна Казисовна- представитель истца
Тонких Анна Казисовна
Администрация Ягоднинского городского округа
Иващенко Евгений Андреевич
Суд
Ягоднинский районный суд Магаданской области
Судья
Мочалкина Анастасия Павловна
Дело на сайте суда
yagodinsky--mag.sudrf.ru
16.12.2020Регистрация административного искового заявления
16.12.2020Передача материалов судье
18.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2021Судебное заседание
13.01.2021[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
28.01.2021Судебное заседание
04.02.2021Судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
16.02.2021Судебное заседание
01.03.2021Судебное заседание
03.03.2021Судебное заседание
09.03.2021Судебное заседание
12.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2021Дело оформлено
17.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее