--
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
-- г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Мингаловой Е.А.,
с участием истца А,
представителя ответчика Б, действующей на основании доверенности -- от -- года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А о признании пострадавшей в период чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории города Свободного Амурской области в июле-августе 2013 года и включении ее в список граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации и нуждающейся в получении финансовой помощи,
у с т а н о в и л:
А обратилась в суд к администрации города Свободного о признании ее пострадавшей в период чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории города Свободного Амурской области в июле-августе 2013 года и включении ее в список граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации и нуждающейся в получении финансовой помощи.
Свои требования истец мотивировала следующим. Она постоянно проживает в --, в --. В июле-августе 2013 года в Амурской области в результате паводка пострадал жилой --, в -- в котором она проживает. А именно было подтопление её жилого дома выше уровня пола, в результате чего полы повело, они покрылись плесенью и требуют срочной замены, пострадала и мебель. Кроме того стала разрушаться печь отопления, так как пострадал ее фундамент. Также в результате чрезвычайной ситуации пострадали и надворные постройки, расположенные в её домовладении. В результате повреждения данного имущества её семья оказалась в трудной жизненной ситуации. Согласно ч. 2 ст. 29 ФКЗ от 30.05.2001 года № 3 - ФКЗ «О чрезвычайном положении» и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации. Указом Президента РФ от 31.08.2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» установлена необходимость решения вопроса Правительством РФ, в том числе в части выплат единовременной материальной помощи и компенсации за утрату имущества первой необходимости тем гражданам, которые постоянно проживали на территории населенных пунктов, подвергшихся наводнению, а именно п.п. б п. 2 данного Указа Президента установлено, что Правительству РФ до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере -- рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере -- рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично. Постановлением Правительства Амурской области от 13.09.2013 года № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, согласно которого списки на получение выплат формируются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 2 ноября 2010 года № 2-4-60-12-22. Согласно указанных Методических рекомендаций п. 9 единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения, финансовая помощь выплачивается гражданам в связи с утратой ими имущества. В порядке реализации положений указанных правовых актов с целью оказания помощи исполнительным органам государственной власти Амурской области и органам местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области разработаны «Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области» утвержденные протоколом заседания оперативного штаба при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности от 26 сентября 2013 года № 40. Согласно вышеуказанных методических рекомендаций единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). Выплаты за причинение ущерба плодоовощным посадкам и урожаю не производятся. Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.-- в её адрес из МБУ «Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг» города Свободного пришло письмо согласно которому комиссия по определению ущерба, нанесенного гражданам паводком -- года, рассмотрев её заявление от -- и обследовав жилое помещение, расположенное по адресу: --, установила, что в результате ЧС, произошедшего на территории г. Свободного, произошло подтопление жилого дома. Повреждений имуществу, находящемуся в доме, причинено не было. В результате чего финансовая помощь за частичную или полную утрату имущества им не назначалась. Она считает себя пострадавшей в период чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, а отказ в финансовой помощи за частичную или полную утрату имущества незаконным, так как пострадали полы, мебель, печь отопления, повреждены и надворные постройки. В связи с чем, ей для получения помощи, за счет средств федерального бюджета, на восстановление уничтоженного имущества необходимо, чтобы её признали пострадавшей в период чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года и включили в список граждан, пострадавших от паводка в июле-августе 2013 года и нуждающейся в получении финансовой помощи. На основании вышеизложенного, просит признать А пострадавшей в период чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года и включить её в список граждан, пострадавших от паводка в июле-августе 2013 года и нуждающейся в получении финансовой помощи. В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ просит суд обратить к немедленному исполнению решение суда по настоящему иску, поскольку замедление его исполнения может привести к еще большему ухудшению её материального положения в виду невозможности надлежащим образом произвести ремонт жилого помещения.
В судебном заседании истец А на требованиях настаивала, дополнительно пояснила: сохраняя своё имущество при помощи родственников заблаговременно вывозила (бытовую технику, вещи), но тяжёлую крупногабаритную мебель вывезти не смогли (стол, кровать, шифоньер и стенку, состоящую из трёх сервантов), в результате подтопления в августе 2013 года в доме, на полу, какое-то время стояла вода, и находившееся в воде указанное имущество испортилось. Смогли вытащить из воды и поднять на стол только шифоньер. Причинённый водой деревянной мебели вред она расценивает как частичную утрату имущества и не согласна с ответом комиссии от --. Кроме того, комиссия по определению ущерба после обращения с заявлением на получение финансовой помощи от -- до обращения в суд с настоящим иском не приходила, имущество не обследовала. При повторном обследовании -- комиссия убедилась, что вода стояла не только в подполье, но и повредила имущество в доме.
В судебном представитель администрации города Свободного Б, действующая на основании доверенности -- от -- года, пояснила, что администрация не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Министерство финансов Амурской области, надлежащим образом извещенное месте и времени судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направило.
Свидетель Ж суду пояснил, что занимается ремонтом печей. -- года ко мне обратилась А с просьбой переложить печь в её доме по адресу: --. Работы были проведены: разобрали старую печь и на её фундаменте переложили печь заново. Спустя несколько месяцев после наводнения А обратилась вновь с тем, что печь стала местами трескаться и осыпаться, так как в поп. При осмотре печи в январе текущего года я обратил внимание на то, что фундамент под печью просел с одного края, из-за этого оторвало разводку печи к крыше.
Свидетель В суду пояснила, что родственницей заявителя не является. В середине августа 2013 года, когда обратилась в А с просьбой подшить брюки, видела, что в огороде, а также на полу в доме последней по -- стояла вода высотой примерно с ширину спичечного коробка, в зале в воде стояла мебель: стол, стенка, шкаф, в других комнатах не была.
Свидетель Г суду пояснила, что является дочерью А В период чрезвычайной ситуации в огороде у последней стояла вода и она навещала маму у неё дома (--). -- в доме истца появилась вода, в зале выше уровня пола примерно на пару сантиметров. В воде оказались стол, стенка, шифоньер. Тогда она позвонила по номеру «112» с просьбой откачать воду, но ей ответили отказом. Пока мебель была в воде, её основание разбухло и мебель перекосило, весь пол прогнил.
Свидетель Д суду пояснил, что является мужем дочери А Г В период чрезвычайной ситуации он помогал вывозить имущество из дома истца (--), так как вода стояла в огороде по колени. Но крупногабаритную мебель (стол, кровать, шкаф и серванты) не вывезли. Когда дом подтопило, вода оказалась в зале и данная мебель стояла в воде из-за чего испортилась, деревянные полы разбухли и подгнили. В подполе до сих пор стоит вода, даже все балки, которые несколько лет назад меняли, сгнили, их повело.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам.
Рассматривая требования истца о признании пострадавшей в период чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории города Свободного Амурской области в июле-августе 2013 года и о включении ее в списки пострадавших в результате ЧС, суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
05.08.2013 администрацией г.Свободного издано распоряжение № 522 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования «город Свободный».
На основании свидетельства о государственной регистрации права А, -- года рождения, на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: --.
Согласно данным паспорта истца и справке МБУ «МФЦ» города Свободного от -- А зарегистрирована по месту жительства: --.
В соответствии с выкопировкой из карты градостроительного зонирования «Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Свободный» и пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, --, в том числе --, находится в зоне затопления (максимальное воздействие возможного катастрофического затопления).
Из материалов дела усматривается, что -- А обратилась с заявлениями на имя Губернатора Амурской области и главы администрации города Свободного о выплате ей, проживающей по адресу: --, в городе Свободном, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации (наводнения), произошедшей в г.Свободном, единовременной материальной помощи в размере -- рублей на человека, но не более -- рублей на семью.
Согласно акту комиссии по определению ущерба населению от подтопления от -- обследовано жилое помещение истца по адресу: --, в городе Свободном, на предмет признания А пострадавшей в результате подтопления по заявлению истца. Из акта следует, что жилое помещение – дом по --, площадью -- кв.м имеет следующие повреждения: подтопление жилого дома, погреба. Вода в огороде. В заключении комиссии указано: размер единовременной материальной помощи пострадавшему составляет -- тысяч рублей. Акт подписан истцом (собственником жилого помещения) с указанием на то, что с заключением комиссии и суммой единовременной материальной помощи согласна.
В соответствии со справкой от --, выданной ГБУ управления министерства социальной защиты населения по городу Свободному, Свободненскому району, ЗАТО «Углегорск», А, проживающей по адресу: --, произведены выплаты, гражданам, пострадавшим в результате ЧС в следующем размере: 1. Единовременная материальная помощь из Резервного фонда Правительства РФ в размере -- рублей (--). 2. Единовременная материальная помощь в связи с утратой сельскохозяйственных культур в результате ЧС в размере -- рублей (--).
Из материалов дела также усматривается, что -- А обратилась с заявлением на имя Губернатора Амурской области о выплате ей, проживающей по адресу: --, в городе Свободном, финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации (наводнения), произошедшей 18.08.2013 в г.Свободном, в размере -- рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В деле имеется заявления истца от -- в комиссию по чрезвычайным ситуациям о предоставлении копии акта обследования частного жилого помещения, повреждённого в результате подтопления в связи с подъёмом уровня воды в реке Зея, для предоставления по месту требования, по заявлению от -- года, а также председателя комиссии по определению ущерба населению от подтопления Е о выдаче письменного отказа на выплату финансовой помощи за частично утраченное имущество.
В судебном заседании изучены представленные истцом и представителем ответчика ответы председателя комиссии по определению ущерба населению от подтопления Е идентичного содержания, адресованные А и датированные одним числом (--) без исходящего номера, согласно которым истец извещается о результатах рассмотрения её заявлений соответственно от -- и --: «Комиссией было принято решение об оказании Вам единовременной материальной помощи. Финансовая помощь за частичную или полную утрату имущества Вам не назначалась, в связи с тем, что имуществу ущерб причинён не был.».
Представитель ответчика Б суду пояснила, что в ответе, выданном истцу, была допущена опечатка при указании даты заявления, на которое давался ответ.
Согласно акту обследования помещения -- от -- жилой -- признан межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации -- от -- №--, признан пригодным для постоянного проживания, но нуждающимся в проведении ремонта, реконструкции и перепланировки. В описательной части акта указано на неудовлетворительное общее состояние дощатых полов.
Из информации председателя комиссии по определению ущерба населению от подтопления Е от -- установлено, что комиссия по определению ущерба повторно осмотрела жилое помещение А по адресу: --, во время чрезвычайной ситуации, объявленной по городу Свободному, произошло подтопление жилого дома, вода поднималась выше уровня пола, что наглядно просматривается на обоях по стенам, пострадало имущество.
На основании ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и ч.1 ст. 18 Федерального закона 21.12.1984 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно части 2 ст. 18 Федерального закона -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --» Правительству Российской Федерации было поручено до -- принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере -- рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере -- тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750, согласно которым бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью); на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тысяч рублей на человека).
Нормативно-правовыми актами Амурской области предусмотрено оказание гражданам материальной помощи в счет компенсации утраченного имущества в результате чрезвычайной ситуации, условием которой является признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включения в список на получение материальной помощи.
Постановлением Правительства Амурской области от 13.09.2013 № 42 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета» утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, согласно которого списки на получение выплат формируются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 2 ноября 2010 года N 2-4-60-12-22. Согласно указанных Методических рекомендаций п.9 единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения, финансовая помощь выплачивается гражданам в связи с утратой ими имущества.
В порядке реализации положений указанных правовых актов с целью оказания помощи исполнительным органам государственной власти Амурской области и органам местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле августе 2013 года на территории Амурской области разработаны «Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области» утвержденные протоколом заседания оперативного штаба при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности от 26.09.2013 № 40 (далее - Методические рекомендации).
Согласно Методическим рекомендациям:
Единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). Выплаты за причинение ущерба плодовоовощным посадкам и урожаю не производятся.
Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании на основании свидетельских показаний, пояснений истца, результатов повторного обследования комиссии жилого помещения по адресу: --, было установлено, что земельный участок с расположенным на нём жилым домом А, которая постоянно в нём проживает, подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации (имело место подтопление огорода, жилого дома, погреба,), в следствие этого её имущество (мебель) частично утрачено.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению, поскольку А может быть отнесена к категории лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории города Свободного Амурской области в июле-августе 2013 года.
Рассматривая требования истца обратить решение к немедленному исполнению – суд полагает их законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В данном конкретном случае, замедление исполнения решения суда может привести к тому, что истец, оставшийся вследствие стихийного бедствия без средств к существованию не сможет получить финансовой помощи, за счет средств федерального бюджета, на восстановление частично утраченного имущества, как лицо, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 212 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление А о признании пострадавшей в период чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории города Свободного Амурской области в июле-августе 2013 года и включении её в список граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации и нуждающейся в получении финансовой помощи, удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд -- в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле.
Обратить решение к немедленному исполнению.Разъяснить лицам, участвующим в деле, что в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, при допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от заявителей обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда.
Мотивированное решение принято судом в окончательной форме --.
Председательствующий: Т.Н. Матвеева