Дело №2-814/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 августа 2013 г.
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Шимохина Н.П.
при секретаре Даценко С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета и возложении обязанности поставить земельный участок на кадастровый учёт,
У с т а н о в и л:
Д обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю», в котором просила признать выдел земельной доли на основании материалов межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ и проекта межевания от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным; признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и возложении обязанности поставить его на кадастровый учет. Требования мотивированы тем, что земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельхозпроизводства общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес объекта установлен относительно ориентира земель <данные изъяты>», расположенный в границах участка адрес ориентира: Россия, <адрес> кадастровый номер № является общей долевой собственностью, долю в праве на который имеет истец. В целях выдела земельного участка в счет своей земельной доли истица подготовила проект межевания на образуемый земельный участок с кадастровым номером №, опубликовала в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ извещение о согласовании проекта межевания земельного участка, выделяемого ею из состава исходного земельного участка, на которое в адрес кадастрового инженера от граждан ФВ и ФС поступили возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка. Кадастровым инженером было дано письменное заключение о недействительности таких возражений ввиду несоответствия их установленным законом требованиям. Истица считает такой отказ незаконным, поскольку при отсутствии отвечающих требованиям закона возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка подготовленный ею проект межевания выделяемого земельного участка считается согласованным.
Решением Шушенского районного суда от 15 мая 2013 года, вступившим в законную силу после апелляционного рассмотрения 31 июля 2013 года, выдел земельной доли Д на основании материалов межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ и проекта межевания от ДД.ММ.ГГГГ признан не соответствующим закону.
Ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель истца К, действующий на основании доверенности, настаивает на удовлетворении требований Д о признании незаконным отказа Управления Федеральной государственной службы кадастра и картографии в осуществлении кадастрового учета земельного участка на основании материалов межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ и проекта межевания от ДД.ММ.ГГГГ При этом просит признать отсутствие возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка по причине их несоответствия закону на основании Заключения кадастрового инженера. Кроме того, считает, что ответчик должен был самостоятельно дать оценку поступившим возражениям ФС и ФВ и в любом случае обязан зарегистрировать земельный участок, поскольку наличие регистрации позволит в дальнейшем определить предмет спора. При этом законность или незаконность выдела земельного участка не является препятствием для регистрации, поскольку регистрация носит заявительный характер.
Выслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судебным решением от 15 мая 2013 г., вступившим в законную силу, установлено, что кадастровый инженер не наделен полномочиями давать заключение о недействительности и несоответствии требованиям закона поступивших возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельных долей земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, а также указанным решением установлено, что наличие возражения граждан ФС и ФВ, являющихся участниками общей долевой собственности на исходный земельный участок, являются препятствием для выдела земельного участка. Повторно указанные обстоятельства доказыванию и оспариванию не подлежат.
Доводы представителя истца о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не должно давать оценку законности или незаконности выдела земельного участка на законе не основаны.
В соответствии с ст. 13 Федеральным законом № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. (с последующими изменениями) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации прав проводится:
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
Основания для государственной регистрации прав предусмотрены статьей 17 указанного закона, согласно которой:
1. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Согласно ст. 18 пуказанного закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно ст. 20 в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Из приведенных положений закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что для осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества необходимо, чтобы представленные на регистрацию документы соответствовали действующему законодательству в связи с чем регистрирующий орган обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и наличия прав.
Порядок выдела земельных участков в счет земельных долей регулируется ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которой:
1. Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
3. Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
4. Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
5. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
6. Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
7. Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Согласно ст. 13.1. Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:
1. Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.
2. Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.
3. Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
4. Предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по подготовке проекта межевания земельного участка или земельных участков могут устанавливаться субъектами Российской Федерации.
5. Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей.
Одновременно с решением общего собрания участников долевой собственности об утверждении проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.
6. При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения.
7. Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
8. Извещение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно содержать:
1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;
4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;
5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним.
9. Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
10. Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
11. Извещение, указанное в пункте 10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 8 настоящей статьи, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
12. В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
13. Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка должны содержать фамилию, имя и отчество лица, выдвинувшего эти возражения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, обоснование причин его несогласия с предложенными размером и местоположением границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, кадастровый номер исходного земельного участка. К этим возражениям должны быть приложены копии документов, подтверждающих право лица, выдвинувшего эти возражения, на земельную долю в исходном земельном участке.
14. Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.
15. Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.
16. Кадастровые работы в отношении выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка выполняются в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, содержащим сведения о его размере и местоположении его границ. В результате кадастровых работ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может отличаться от площади этого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания, вследствие невозможности установления на местности границ этого земельного участка в точном соответствии с таким проектом межевания, но не более чем на пять процентов.
При правой экспертизе документов, поступившим на регистрацию Учреждение государственной регистрации кадастра и картографии руководствовалось приведенными положениями Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», признав наличие неснятых возражений относительно размера и местоположения выделяемого земельного участка, что впоследствии было подтверждено судебным решением. При таких обстоятельствах оснований для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка не имеется.
Требования Д о признании незаконным отказа Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и возложении обязанности поставить его на кадастровый учет не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Д к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю о признании незаконным отказ в осуществлении кадастрового учета и возложении обязанности поставить земельный участок на кадастровый учёт отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Шушенский районный суд.
Судья Н.П.Шимохина