РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2014 года. п. Дубна
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Таранец С.В.,
при секретаре Давидян З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2, ФИО3, ФИО4, администрации муниципального образования <данные изъяты> район о признании права собственности на жилой дом,
установил:
часть жилого дома № по ул. <адрес> в <адрес> принадлежит ФИО5
Вторая часть указанного жилого дома принадлежит ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер.
ДД.ММ.ГГГГ года умер ФИО6
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском о признании права собственности на жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес>, указывая на то, что она является наследником первой очереди по закону к имуществу умершего супруга ФИО5, фактически вступила во владение наследственным имуществом, после его смерти в установленный законом порядке обратились к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство. Однако ей было отказано нотариусом в выдаче свидетельства на право собственности на половину имущества, приобретенного в период брака, из-за отсутствия в договоре купли-продажи части жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ доли домовладения, принадлежащей умершему супругу. Кроме того, собственник второй части жилого дома ФИО6 незадолго до своей смерти предложил выкупить у него занимаемую часть жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ она передала ему деньги, получила ключи от входной двери, о чем стороны обменялись расписками. В письменной форме сделку купли-продажи не успели заключить, так как ФИО6 умер. С ДД.ММ.ГГГГ года истец владеет целым жилым домом, несет расходы по его ремонту и содержанию, и ее право собственности на недвижимое имущество ни кем не оспаривается. Полагает, что за ней необходимо признать право собственности на жилой дом №, общей площадью <данные изъяты> кв.м с двумя холодными пристройками, а также надворными постройками при нем, расположенный по <адрес> в <адрес>.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчики ФИО2 и ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик ФИО3 с иском ФИО1 согласна, полагает возможным признать за ней право собственности на жилой дом, который был приобретен родителями в период брака. Кроме того, после смерти отца мать выкупила долю жилого дома у второго собственника, но не успела заключить договор купли-продажи недвижимого имущества в письменной форме, поскольку ФИО6 умер. Являясь наследником к имуществу умершего отца, она не желает принимать наследство.
Представитель ответчика администрации муниципального образования <данные изъяты> район в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, против исковых требований не возражает, поскольку спорный жилой дом не является собственностью муниципального образования <данные изъяты> район.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО1, представителя ответчика администрации МО <данные изъяты> район, ответчиков ФИО2, ФИО4
Выслушав объяснения ответчика ФИО3, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст. 35 Конституции РФ право наследства гарантируется.
На основании ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст.527 ГК РСФСР в редакции от 1964 года,
действовавшей на момент смерти ФИО5, предусматривалось, что наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Исходя из положений ст. 532 ГК РСФСР (п. 1 ст. 1142 ГК РФ) супруга и дети являются наследниками первой очереди.
В соответствии со ст. 546 ГК РСФСР (ч.1 ст. 1152 ГК РФ) для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или, когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
На основании ч.1 ст. 34 СК РФ имущество нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Частью 1 ст. 39 того же кодекса устанавливается, что при разделе общего имущества супругов и определения долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ супруги К. вступили в брак, что подтверждается свидетельством о браке №, выданном ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ супругами приобретена на имя ФИО5 по договору купли-продажи, заключенному с ФИО7, часть домовладения, расположенная по адресу: <адрес> (бывшая <адрес>), <адрес>.
Жилой дом на момент заключения сделки состоял из двух изолированных частей, имеющих отдельные входы: жилые помещения площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м, занимал ФИО6 согласно договору добровольного раздела дома между супругами Крупниными, а жилые помещения площадью <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты> кв.м, общей площадью <данные изъяты> кв.м –проданы ФИО8
В соответствии с ч.1 ст. 244 ГК РФ имущество, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Согласно ч.2 ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случае, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество (ч.3 ст. 244 ГК РФ).
Так как на правоотношения между ФИО5 и ФИО6 режим общей собственности не распространяется, в соответствии с вышеприведенными нормами закона общая собственность ФИО5 и ФИО6 на жилой дом после заключения договора купли-продажи, являлась долевой.
Однако в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с ФИО7, зарегистрированному по реестру за №, не была указана конкретная доля домовладения, приобретенного ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер, что подтверждается свидетельством о смерти, выданного <данные изъяты> р/о ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №.
Наследником по закону к его имуществу в соответствии со ст. 532 ГК РСФСР (ст. 1142 ГК РФ) является супруга ФИО1 и дочери: ФИО2, ФИО3 и ФИО4
ФИО1, которая проживала совместно с наследодателем, фактически вступила во владение наследственным имуществом, в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Дочери ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство к имуществу умершего отца не обращались.
ДД.ММ.ГГГГ специалистом Тульской научно-исследовательской лабораторией судебной экспертизы было составлено заключение №, в соответствии с которым доля жилого дома № по ул. <адрес> в <адрес>, принадлежащая умершему ФИО5, составляла <данные изъяты> долей к общей площади дома равной <данные изъяты> кв.м, а доля ФИО6- <данные изъяты> к общей площади данного дома.
Следовательно, с учетом положений ч.1 ст. 34 и ч.1 ст. 39 Семейного кодекса РФ, доля умершего супруга ФИО8 составляла <данные изъяты>, которая и должна была быть включена в наследственную массу.
ДД.ММ.ГГГГ государственным нотариусом Дубенской государственной нотариальной конторы ФИО9 было отказано ФИО1 в выдаче свидетельства о праве на наследство на долю спорного жилого дома как пережившему супругу, поскольку в правоустанавливающем документе на жилой дом, приобретенный по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, не указана конкретная доля домовладения, принадлежащая умершему ФИО5, а совладелец ФИО6 отказался в добровольном порядке подписать договор об установлении долей жилого дома.
Однако ФИО1, сама являясь собственником <данные изъяты> долей в праве на жилой дом, фактически приняли наследство после смерти супруга- <данные изъяты> долей в праве на жилой дом № по ул. <адрес> в <адрес>, поскольку постоянно проживала в нем, несла расходы по его ремонту, содержанию и сохранению наследственного имущества.
Ответчики ФИО2, ФИО3 и ФИО4 не заявляют права на наследственное имущество.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что она, вступив во владение наследственным имуществом, приобрела право общей долевой собственности на жилой дом № с надворными постройками с ФИО6, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты> долей в праве и <данные изъяты> доли в праве у каждого соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выкупила у ФИО6 за <данные изъяты> рублей принадлежащую тому долю в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, что подтверждается распиской ФИО6 о передаче ему истцом указанной суммы за долю жилого дома, а также распиской ФИО1 о получении ею от ФИО6 ключей от его части жилого дома.
В письменной форме договор купли-продажи доли недвижимого имущества между сторонами заключен не был по обстоятельствам от них не зависящим - в связи со смертью ФИО6, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ года.
В силу ст. 162 ГК РФ, несоблюдение простой письменной формы сделки не влечет ее недействительность. Стороны лишь лишаются возможности в подтверждение ее заключения ссылаться на свидетельские показания.
Факт заключения между ФИО1 и ФИО6 сделки купли-продажи доли жилого дома № по ул. <адрес> в <адрес> подтверждается расписками.
Следовательно, договор купли-продажи доли в праве на жилой дом № общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, фактически заключенный между ФИО1 и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года, нельзя признать недействительным.
При жизни продавца ФИО1 также не зарегистрировала свое право собственности на приобретенную долю в праве на жилой дом в соответствии с требованиями ст. 239 ГК РСФСР и ст. 131 ГК РФ.
В соответствии со ст. 164 ГК РФ, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке предусмотренных ст. 131 ГК РФ и законом о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ними.
В силу требований ст. 223 ГК РФ недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации.
Следовательно, право собственности на <данные изъяты> доли жилого дома №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, не перешло к ФИО1
Не являясь по закону собственником указанного имущества, она фактически, добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным недвижимым имуществом с ДД.ММ.ГГГГ года. При этом право собственности ФИО1 на жилой дом ни кем не оспаривается.
Наследники умершего ФИО6 в установленный законом срок не обращались к нотариусу по месту открытия наследства с заявлениям о выдаче Свидетельства о праве на наследство, что подтверждается ответом нотариуса <данные изъяты> нотариального округа <адрес> ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ (исх. рег. номер №).
Администрация МО <данные изъяты> района также не ставит перед судом вопрос о признании наследственного имущества умершего ФИО6 выморочным или бесхозяйным.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для признания за истцом права собственности на целый жилой дом №, общей площадью <данные изъяты> кв.м с надворными постройками при нем, расположенный по адресу: <адрес>: <данные изъяты> долей вправе собственности на жилой дом, приобретенный в период брака по договору купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ года, принадлежит истцу как пережившему супругу; <данные изъяты> долей в праве на указанный жилой дом ФИО1 фактически приняла в наследство после смерти супруга ФИО5, <данные изъяты> доли в праве на жилой дом она выкупила у ФИО6 по фактически заключенному договору –купли продажи, что подтверждается расписками от ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░2, ░░░3, ░░░4, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░1 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░.░) ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░. ░1) ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░ (░░░ ░), ░░░░░░░ (░░░.░1), ░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.