Дело № 2-2498/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин Московской области 03 сентября 2019 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой Т.М.,
при секретаре Морозовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Емельянцева М. В. к Государственному учреждению – Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 1 по г. Москве и Московской области Управление по Клинскому муниципальному району Московской области о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Емельянцев М.В., уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 1 по г. Москве и Московской области Управление по Клинскому муниципальному району Московской области о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 23 500 рублей и расходов по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указывал на то, что приказом о приеме № 31 -к от 03.08.1981 года был принят на работу в СМУ-4 ПСО-№2 (СМУ-4 треста «Мособлстрой-2») на должность каменщика-монтажника, и осуществлял трудовую деятельность в период с 28 июля 1981 года по 06 декабря 1990 года.
В период с 10.11.1982 года по 20.06.1985 года проходил службу в Советской Армии.
С 06.08.1985 года согласно приказа № 352 от 30.08.1985 года был принят на работу в СМУ- 4 треста «Мособлстрой-2» каменщиком-монтажником и проработал на предприятии до 107.12.1990 года. Приказ об увольнении № 75-к от 10.12.1990 года.
С 15.01.1991 года согласно приказа № 64 от 15.01.1991 года принят на работу в ТОО «Астком» на должность каменщика-монтажника и проработал на предприятии до 19.05.1998 года, был уволен в связи с сокращением штата согласно Приказа № 87 от 18.05.1998 года.
08.06.1998 года согласно Приказа № 10 от 08.06.1998 года принят на работу в ООО «Стройньюс» в должности каменщика. 02.12.1998 года Приказом №43 от 02.12.1998 года уволен по собственному желанию.
С 03.08.2000 года приказом № 32-к от 03.08.2000 года принят в ООО «Фирма УММ» на должность каменщика 4 разряда. 24.08.2001 года Приказом № 32-к от 24.08.2001 года уволен с предприятия по собственному желанию.
03.09.20011 года Приказом № 46-к от 03.09.2001 года прият в ЗАО строительная фирма «СМУ-3» каменщиком 4 разряда в звено каменщиков комплексной бригады и проработал на предприятии до 27.06.2003 года, уволен согласно Приказа № 164к от 01.07.2003 года.
Таким образом, ссылался на то, что периоды его работы на предприятии связаны с вредными условиями труда, дающие право на досрочную страховую пенсию по старости, а специальный стаж работы составляет: 21 год 5 месяцев 1 день.
Необходимый требуемый специальный стаж работы по таким видам деятельности составляет 10 лет.
29 марта 2019 года истец обратился с заявлением (регистрационный номер заявления № 643014/19) в ГУ-Главное Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости с приложением всех необходимых документов.?
11.04.2019 года в ГУ-Главным Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано.
Не приняты к зачету в специальный страховой стаж на соответствующих видах работ по списку № 1 следующие периоды:
- в СМУ-4 ПСО-№2 (СМУ-4 треста «Мособлстрой-2) в качестве каменщика-монтажника по тем основаниям, что па основании акта документальной проверки ООППЗЛ - УПФРФ № 1 по г. Москве и МО № 255/1 б.и. от 11.09.2017 г. данная профессия не предусмотрена Списком № 2, утвержденным Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», а также документально подтверждается занятость в условиях, предусмотренных Списком № 2.
- в ТОО «Астком» в качестве каменщика-монтажника с 15.01.1991 г. по 19.05.1998 г.,
- в ООО «Стройньюс» в качестве каменщика с 08.06.1998 г. по 02.12.1998 г.,
- в ООО «Фирма УММ» в качестве каменщика с 03.08.2000 г. по 24.08.2001 г.
- в СМУ-3 треста «Мособлсгрой-2» (ЗАО строительная фирма СМУ-3) в качестве каменщика с 25.12.2001 г. по 27.06.2003 г.
Учитывая указанные обстоятельства, просил суд признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости и назначить ему досрочную страховую пенсию с 29.03.2019 года, обязать ответчика принять к зачету в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы: с 28.07.1981 г. по 06.12.1990 г. - работа в должность каменщика-монтажника, с 24.05.1983 г. по 20.06.1985 г. - периоды службы в Советской Армии, с 15.01.1991 с. по 19.05.1998 г. - работа в должности каменщика-монтажника, с 08.06.1998г. по 02.12.1998 г. – работа в должности каменщика, с 03.08.2000 г. по 24.08.2001 г. – работа в должности каменщика, с 25.12.2001 г. по 31.12.2001 г., с 22.03.2002 г. по 31.12.2002 г., с 20.05.2003 г. по 27.06.2003 г. – работа в должности каменщика, взыскать судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 23 500 рублей и расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Емельянцев М.В. и его представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения иска, представила отзыв на иск.
Свидетель Леонтьев П.К. пояснил суду, что работал в СМУ, был электросварщиком. Он работал с 1984 года по 1994 год. Каменщиков на другие работы не привлекали, их не трогали. Он занимался только работой каменщика.
Когда работали на одном объекте, видел истца часто, работал на постоянной основе. Строили дома, на комбинате укладывали перегородки. Работа заключалась в передвижении тяжестей, изготовлении раствора, химические вещества добавляются в раствор в зимнее время, что указывает на то, что истец работал с химическими веществами.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, с учетом отзыва на иск ответчика, показаний свидетеля, представленных сторонами доказательств, оценив их в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 и ч. ч. 2 - 4 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Списком N 2 предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с указанными выше положениями закона имеют каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, занятые на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов (Раздел XXVII; код позиции: 2290000а-12680).
Начиная с 1960-х годов на территории Москвы и области создавались комплексные предприятия, в том числе и в сфере строительства, на базе которых создавались специальные строительные управления, а внутри них - так называемые комплексные бригады (куда помимо специализированных звеньев каменщиков, входили монтажники, отделочники, сантехники, электрики, столяры), что было обусловлено внедрением новой строительной программы и повышением социально-экономической эффективности бригадной формы организации труда за счет широкого внедрения бригад нового типа, наиболее полно отвечающих современным на тот момент времени требованиям развития производства; при этом, 12.07.1979 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 695 "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы", утвердившее, в целях дальнейшего развития бригадной формы организации и стимулирования труда, Типовое положение о производственной бригаде, бригадире, совете бригады и совете бригадиров; этим же положением определялись права и обязанности звеньевых, что также подтверждает то, что в состав комплексных бригад входили специализированные звенья по ведущим строительным профессиям, таким как каменщики, монтажники и т.п.; кроме того, указанным Постановлением предопределялось, что в одиннадцатой пятилетке бригадная форма организации и стимулирования труда должна стать основной, а министерствам, ведомствам, центральным и республиканским комитетам профсоюзов предписывалось разработать и осуществить мероприятия по дальнейшему внедрению бригадной организации и оплаты труда, повышению ее эффективности, распространению бригадного хозрасчета как основы экономии трудовых затрат и материальных ресурсов.
В соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004 г., если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173, или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, а также "малыми Списками", то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 г., отделение рекомендует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом о приеме № 31 -к от 03.08.1981 года истец был принят на работу в СМУ-4 ПСО-№2 (СМУ-4 треста «Мособлстрой-2») на должность каменщика-монтажника, и осуществлял трудовую деятельность в период с 28 июля 1981 года по 06 декабря 1990 года.
В период с 10.11.1982 года по 20.06.1985 года Емельянцев М.В. проходил службу в Советской Армии.
С 06.08.1985 года согласно приказа № 352 от 30.08.1985 года истец был принят на работу в СМУ- 4 треста «Мособлстрой-2» каменщиком-монтажником и проработал на предприятии до 107.12.1990 года, уволился на основании приказа об увольнении № 75-к от 10.12.1990 года.
С 15.01.1991 года согласно приказа № 64 от 15.01.1991 года истец был принят на работу в ТОО «Астком» на должность каменщика-монтажника и проработал на предприятии до 19.05.1998 года, был уволен в связи с сокращением штата согласно Приказа № 87 от 18.05.1998 года.
08.06.1998 года согласно Приказа № 10 от 08.06.1998 года истец был принят на работу в ООО «Стройньюс» в должности каменщика. 02.12.1998 года Приказом №43 от 02.12.1998 года уволен по собственному желанию.
С 03.08.2000 года приказом № 32-к от 03.08.2000 года истец был принят в ООО «Фирма УММ» на должность каменщика 4 разряда. 24.08.2001 года Приказом № 32-к от 24.08.2001 года уволен с предприятия по собственному желанию.
03.09.20011 года Приказом № 46-к от 03.09.2001 года Емельянцев М.В. прият в ЗАО строительная фирма «СМУ-3» каменщиком 4 разряда в звено каменщиков комплексной бригады и проработал на предприятии до 27.06.2003 года, уволен согласно Приказа № 164к от 01.07.2003 года.
Таким образом, периоды его работы на предприятии связаны с вредными условиями труда, дающими право на досрочную страховую пенсию по старости, а специальный стаж работы составляет: 21 год 5 месяцев 1 день.
Необходимый требуемый специальный стаж работы по таким видам деятельности составляет 10 лет.
29 марта 2019 года истец обратился с заявлением (регистрационный номер заявления № 643014/19) в Главное Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости с приложением всех необходимых документов.?
11.04.2019 года Главным Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано.
Не приняты к зачету в специальный страховой стаж на соответствующих видах работ по списку № 1 следующие периоды:
- в СМУ-4 ПСО-№2 (СМУ-4 треста «Мособлстрой-2) в качестве каменщика-монтажника по тем основаниям, что на основании акта документальной проверки ООППЗЛ - УПФРФ № 1 по г. Москве и МО № 255/1 б.и. от 11.09.2017 г. данная профессия не предусмотрена Списком № 2, утвержденным Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», а также документально подтверждается занятость в условиях, предусмотренных Списком № 2.
- в ТОО «Астком» в качестве каменщика-монтажника с 15.01.1991 г. по 19.05.1998 г.,
- в ООО «Стройньюс» в качестве каменщика с 08.06.1998 г. по 02.12.1998 г.,
- в ООО «Фирма УММ» в качестве каменщика с 03.08.2000 г. по 24.08.2001 г.,
- в СМУ-3 треста «Мособлсгрой-2» (ЗАО строительная фирма СМУ-3) в качестве каменщика с 25.12.2001 г. по 27.06.2003 г.,
В СМУ-4 ПСО № 2, как и во многих строительных организациях практиковалось совмещение профессий с соответствующими записями в трудовой книжке.
Данное обстоятельство не может являться ущемлением прав работника, так как совмещение профессий вело к увеличению интенсивности труда и повышению производительности, также, в приказах, приложенных к исковому заявлению, указано наименование профессии именно «каменщик».
Словосочетание каменщик-монтажник истолковывается согласно общепринятой значению, как специальность (комплекс приобретённых путём специальной подготовки опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого в деятельности в рамках той или иной профессии).
Ответчик не включил в специальный трудовой стаж период прохождения военной службы в Советской армии с 24.05.1983 г. по 20.06.1985 г.
В период его службы в армии действовал Закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г., а также Положение «О порядке и выплате государственных пенсий», согласно подп. «к» ст. 109 при назначении пенсии по старости на льготных условиях или к льготных размерах период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался к выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием периода. Военная служба имела место до 20.06.1985 года.
Также нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения истца военной службы, являлись Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" принятое в соответствии с ним Положение о порядке назначения и выплат государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР I 03.08.1972 г. N 590.
В соответствии с п. 109 вышеуказанного Постановления было установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1060 1. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку период службы истца в составе Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то данный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него этого права.
В абзаце 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1056 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 20.01,2004г. №2-П, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично), потому при исчислении стажа работы истца необходимо применять законодательство, действовавшее в указанный период.
Поскольку ранее действовавшим законодательством предусматривалось включение службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, и при этом она приравнивалась к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, принимая во внимание, что до службы и после службы истец работал во вредных условиях труда, суд приходит к выводу о включении периода службы в Вооруженных силах СССР в его специальный трудовой стаж.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч, 2. 15 ч. 4. 17 ч. 1. 18. 10 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации но своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В оспариваемые периоды истец выполнял трудовые обязанности в течении полного рабочего дня и полной рабочей недели.
Отказ во включении спорных периодов в специальный стаж лишает истца права на назначение ему пенсии на льготных условиях, что гарантировано Конституцией РФ.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено право граждан на досрочную трудовую пенсию по старости за работу с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
Согласно ч. 1 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Аналогичная позиция содержится и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, в Постановлении СМ СССР от 24.08.1990 года № 848 «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий», в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 года № 190), в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555). Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
В соответствии со ст. ст. 8. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно пн. 2 ч. 1 ст. 30 названного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лег. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком производств, работ, должностей и профессий, утвержденным Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 (раздел XXV11 «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», позиция 2290000а-12680) право на льготное пенсионное обеспечение установлено для каменщиков, постоянно работающих в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад. При этом по смыслу вышеназванных законоположений, работа каменщиком, постоянно работающим в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (от двух каменщиков) отнесена к разряду работ с тяжелыми условиями груда. Необходимым условием для включения работы каменщика в специальный стаж является характер данной работы - постоянная работа в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (от двух каменщиков).
Профессия «каменщик», код 12680 0 2-6 03 7122. предусмотрена «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 016-94, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367 с 1 января 1996 г.
В соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий, выпуск 3 раздела «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.04.2007г. № 243 на рабочем месте «каменщика» должны выполняться работы различной сложности при кладке и ремонте каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений.
Характер работы и условия труда на рабочем месте «каменщика» соответствуют работе во вредных и опасных условиях труда из-за наличия следующих вредных факторов производственной среды: тяжесть трудового процесса (связано с перемещением и переноской тяжести в положении сдоя и неудобной позе, сопровождается физическим напряжением), работа на открытой территории; падение с высоты; падение материалов, конструкций и изделий; самопроизвольное обрушение элементов конструкций или подмостей, движущиеся части машин и передвигаемые ими конструкции и материалы. Работники должны быть обеспечены в установленном порядке средствами индивидуальной защиты, спецодеждой, спецобувью и другими средствами.
По структуре бригады могут быть специализированными (объединяют сотрудников одной профессии) и комплексными (включают сотрудников различных профессий (должностей). Бригады, выполняющие простую функцию, могут быть как специализированными, так и комплексными. Вид бригады определяется исходя из содержания и последовательности выполнения порученных ей работ. В зависимости от режима работы бригады подразделяются на смежные (работающие в одну смену) и сквозные (включающие в себя работников всех смен). В бригаду могут входить как все
работники структурного подразделения, так и часть из них. Также в бригаду могли объединяться работники различных структурных подразделений. Основной организационный принцип создания бригады - включение работников, входящих в единую технологическую цепочку.
Трудовая деятельность истца отражена в трудовой книжке, а также в соответствующих приказах, поэтому не требуется каких-либо дополнительных подтверждений этого обстоятельства.
Судом установлено, что истец работал в должности и на производстве, предусмотренном списком /номер/, поэтому этот период его трудовой деятельности подлежит зачету в стаж, дающей ему право для назначения пенсии на льготных условиях.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями трудовой книжки, показаниями свидетеля, представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, периоды работы истца с 28.07.1981 г. по 06.12.1990 г. работа в должность каменщика-монтажника: с 24.05.1983 г. по 20.06.1985 г. периоды службы в Советской Армии; с 15.01.1991 г. по 19.05.1998 г. - работа в должности каменщика-монтажника; с 08.06.1998г. по 02.12.1998 г. – работа в должности каменщика, с 03.08.2000 г. по 24.08.2001 г. – работа в должности каменщика, с 25.12.2001 г. по 31.12.2001 г., с 22.03.2002 г. по 31.12.2002 г., с 20.05.2003 г. по 27.06.2003 г. – работа в должности каменщика подлежат включению в специальный стаж истца, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Поскольку на день принятия решения суда истец имел необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования о признании за Емельянцевым М.В. права на досрочную страховую пенсию по старости и назначении ему досрочной страховой пенсии с 29.03.2019 года.
В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых согласно статье 94 ГПК РФ относятся и расходы на оплату услуг представителей.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом были понесены расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд в размере 300 рублей (л.д.6).
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о взыскании с Главного Управления Пенсионного Фонда РФ № 1 по г. Москве и Московской области в пользу Емельянцева М.В. расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Отказывая в удовлетворении иска о взыскании с Главного Управления Пенсионного Фонда РФ № 1 по г. Москве и Московской области в пользу Емельянцева Михаила Владимировича расходов по оплате услуг представителя в сумме 23 500 рублей суд исходит из следующих обстоятельств.
Согласно Положения о Главном Управлении Пенсионного Фонда №1 по г. Москве и Московской области, оно обеспечивает:
- организацию работы по целевому использованию средств обязательного пенсионного страхования, а также контролю за их использованием;
- целевое и рациональное использование средств, выделяемых на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, отнесённых законодательством к компетенции Пенсионного Фонда.
То есть, Главное Управление Пенсионного Фонда выполняет функции государственного значения и выступает в защиту государственных и общественных интересов.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (статьи 16,18), Бюджетным Кодексом РФ (статьи 147,152), Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным фондом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов, изъятию не подлежат. Расходование средств Пенсионного фонда осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса РФ, Управление является бюджетным учреждением, деятельность которого финансируется из бюджета государственного внебюджетного фонда - Пенсионного фонда РФ.
Бюджетные средства использует строго в соответствии с утверждённой сметой доходов и расходов.
Вместе с тем, для осуществления взыскания с территориальных органов Пенсионный фонд каких-либо выплат, необходимо чтобы данные расходы были предусмотрены отдельной строкой в расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ.
В бюджете Пенсионного фонда такие виды расходов как оплата юридических услуг не предусмотрены, соответственно взысканию не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Емельянцева М. В. к Государственному учреждению – Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 1 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, судебных расходов, – удовлетворить частично.
Признать за Емельянцевым М. В. право на досрочную страховую пенсию по старости и назначить ему досрочную страховую пенсию с 29.03.2019 года.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда № 1 по г. Москве и Московской области принять к зачету в специальный страховой стаж Емельянцева Михаила Владимировича, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы: с 28.07.1981 г. по 06.12.1990 г. - работа в должность каменщика-монтажника, с 24.05.1983 г. по 20.06.1985 г.- периоды службы в Советской Армии, с 15.04.1991 с. по 19.05.1998 г. - работа в должности каменщика-монтажника, с 08.06.1998г. по 02.12.1998 г. – работа в должности каменщика, с 03.08.2000 г. по 24.08.2001 г. – работа в должности каменщика, с 25.12.2001 г. по 31.12.2001 г., с 22.03.2002 г. по 31.12.2002 г., с 20.05.2003 г. по 27.06.2003 г. работа в должности каменщика.
Взыскать с Главного Управления Пенсионного Фонда № 1 по г. Москве и Московской области в пользу Емельянцева Михаила Владимировича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении иска о взыскании с Главного Управления Пенсионного Фонда № 1 по г. Москве и Московской области в пользу Емельянцева Михаила Владимировича расходов по оплате услуг представителя в сумме 23 500 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 23 сентября 2019 года.
Судья Воронова Т.М.