Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-360/2012 ~ М-289/2012 от 07.06.2012

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Оса                 03 июля 2012 года

Осинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Дьячковой Т.Е,

с участием представителя истца - помощника прокурора Осинского района Пермского края Богачевой Н.Ю.

представителя ответчика - заведующей муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад «<данные изъяты>» Н.

представителя ответчика - заведующей отделом формирования и контроля за исполнением муниципального задания Управления образования администрации Осинского муниципального района К., действующей на основании распоряжения администрации Осинского муниципального района от 31.05.2012 № 236 - ро

при секретаре Мехряковой Ю.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению (далее МБДОУ) «Детский сад «<данные изъяты>» г. Оса, Управлению образования администрации Осинского муниципального района о признании незаконным бездействия МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» г. Оса по устранению нарушений санитарных норм и правил, непринятии мер к лицензированию образовательной деятельности учреждения,     возложении обязанности по устранению санитарных норм и правил и финансированию затрат, направленных на устранение нарушений санитарных норм и правил,

установил:

В Осинский районный суд с заявлением обратился прокурор Осинского района в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит:

Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «<данные изъяты>» г. Оса по устранению нарушений санитарных норм и правил, непринятию мер к лицензированию образовательной деятельности учреждения.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «<данные изъяты>» г. Оса незамедлительно принять меры
к устранению нарушений санитарных норм и правил, к лицензированию образовательной деятельности учреждения.

              Обязать администрацию Осинского муниципального района,
управление образования администрации Осинского муниципального района
предоставить МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» г. Оса денежные средства в
размере, необходимом для выполнения работ по приведению здания и
территории детского сада в нормативное состояние, устранению нарушений
санитарных норм и правил.

          В дальнейшем прокурор обратился с уточненными требованиями и в уточненном варианте просил:

Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «<данные изъяты>» г. Оса по устранению нарушений санитарных норм и правил, непринятию мер к лицензированию образовательной деятельности учреждения.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «<данные изъяты>» г. Оса незамедлительно принять меры
к устранению нарушений санитарных норм и правил, к лицензированию образовательной деятельности учреждения, получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности в лицензирующем органе.

              Обязать Управление образования администрации Осинского муниципального района предоставить МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» г. Оса денежные средства в
размере, необходимом для выполнения работ по приведению здания и
территории детского сада в нормативное состояние, устранению нарушений
санитарных норм и правил.

В обоснование своих доводов прокурор указал следующее:

Южным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю при проведении проверки 24.02.2011 года установлено, что детскому саду необходимо провести ремонтные работы и выполнить отопление в складских помещениях, согласно п. 8.1. СанПиН 2.4.1.2660-10. Выдано предписание № 37 от 24.02.2011 года об устранении нарушения санитарных норм и правил.. Учреждением до настоящего времени указанное в данном предписании нарушение не устранено.

Кроме того, детскому саду необходимо произвести частичный ремонт ограждения по периметру детского сада.

Учреждением не принимаются все необходимые меры по устранению указанных нарушений правил пожарной безопасности.

В соответствие со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. №с 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписания и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно ст. 28 указанного закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры пот профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствие со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. « 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в статье 31 Закона РФ «Об образовании».

В соответствие с подпунктом 5 пункта 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих территорий.

В соответствие с подпунктом 4 п. 1 ст. 31 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Финансирование муниципальных учреждений, согласно п. 3 части 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.

Учредителем МБДОУ Детский сад «<данные изъяты>» является управление образования администрации Осинского муниципального района Пермского края.

До настоящего времени учредителем не выделены детскому саду денежные средства в объеме, необходимом для частичного ремонта ограждения и выполнения предписания Роспотребнадзора в части производства ремонтных работ и выполнения отопления в складских помещениях.

Согласно ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»

В соответствие с подпунктом 40 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность.

В соответствие с ч. 3 ст. 1 указанного закона особенности лицензирования образовательной деятельности устанавливаются федеральными законами, регулирующими отношения в указанной сфере деятельности.

Согласно п. 1 ст. 33.1. Закона РФ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствие с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствие с пунктом 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 174 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений.

Предметом деятельности МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>»" в соответствие с Уставом является реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

В нарушение указанных норм действующего законодательства МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>», являясь образовательным учреждением, осуществляет образовательную деятельность без лицензии, которая не может быть получена образовательным учреждением до устранения нарушений санитарных норм и правил. Срок действия i лицензии МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» истек 12 сентября 2011 г.

Учреждением длительное время не принимаются меры к лицензированию данного образовательного учреждения. В течение девяти месяцев детский сад осуществляет образовательную деятельность без лицензии.

Без производства вышеуказанных работ, приведению детского сада в нормативное состояние лицензирование учреждением не будет пройдено. Бездействие администрации учреждения нарушает права несовершеннолетних, которые посещают и могут посещать МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» на образование, охрану жизни и здоровья.

В судебном заседании прокурор заявил отказ от части иска Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «<данные изъяты>» по устранению нарушений санитарных норм и правил, непринятию мер к лицензированию образовательной деятельности учреждения

и определением суда от 03 июля 2012 года производство по делу в указанной части исковых требований прекращено.

На удовлетворении остальной части требований в уточненном варианте прокурор настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» Н. требования прокурора не признала, не отрицала того обстоятельства, что до настоящего времени лицензия на осуществление образовательной деятельности детским садом не получена, но ею принимаются все необходимые меры по устранению выявленных нарушений санитарных норм и правил и полагает, что в скором времени лицензию детский сад получит.

Представитель ответчика - Управления образования администрации Осинского муниципального района К. исковые требования прокурора     признала частично, пояснила, что     при распределении денежных средств Управлением образования предоставляются МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» деньги для принятия мер по устранению выявленных нарушений санитарных норм и правил. В общей сложности детскому саду было предоставлено более 5 млн. руб. Но финансирование производится в недостаточной мере, поэтому нехватка денег не позволяет устранить все выявленные нарушения в области соблюдения санитарных норм и правил. В настоящее время детскому саду выделено ещё 146 000 рублей для устранения оставшихся нарушений санитарных норм и правил. После утверждения распределенной суммы решением Земского Собрания эти деньги будут предоставлены детскому саду.

Суд, заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым вышеуказанные требования, от которых прокурор не отказался, удовлетворить, приходит к выводу, что требования прокурора в остальной части иска Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «<данные изъяты>» г. Оса незамедлительно принять меры к устранению нарушений санитарных норм и правил, к лицензированию образовательной деятельности учреждения, получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности в лицензирующем органе.

              Обязать управление образования администрации Осинского муниципального района предоставить МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» г. Оса денежные средства в размере, необходимом для выполнения работ по приведению здания и территории детского сада в нормативное состояние, устранению нарушений санитарных норм и правил подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 г. № 2446-I «О безопасности», состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства означает безопасность удовлетворения совокупности потребностей, которые надёжно обеспечивают существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Безопасность дошкольного образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья, имущества его воспитанников, работников,граждан, не работающих в образовательном учреждении, но его посещающих, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст.32 ФЗ «Об образовании» Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся:1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; 2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита…

Из вышеуказанных положений закона следует, что выполнение конкретных требований соблюдения санитарных норм и правил и устранение конкретных нарушений данных требований относится к компетенции образовательного учреждения, которое обязано принимать меры по обеспечению соблюдения санитарных норм и правил в пределах финансовых средств.

В силу п.2,4 ч.1 ст.31 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: … организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;…обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;…

Согласно п.7 раздела III Положения об Управлении образования администрации Осинского муниципального района (утвержденного решением Земского Собрания Осинского муниципального района от 16.12.2010 N 768) управление обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий на основе действующих в Осинском муниципальном районе нормативов.

Управлении образования администрации Осинского муниципального района, согласно уставу МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» является учредителем данного детского сада     - п. 2.1. УСТАВА (л.д. 2- - 33).

        П. 4.2 ДОГОВОРА от 01 сентября 2009 г. о взаимоотношениях между Управлением образования администрации Осинского муниципального района и МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>», установлено, что Учредитель (Управление образования) обязуется определять порядок финансирования ДОУ в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Пермского края, нормативно - правовыми актами Осинского муниципального района… (л.д. 7-8).

       Согласно п. 2.1.1.2. Соглашения № 4 от 10 января 2012 года Учредитель обязуется предоставлять в 2012 году субсидии на реализацию ведомственной целевой программы «Подготовка образовательных учреждений к процедуре лицензирования и государственной аккредитации» на 2011 - 2013 годы;…(л.д. 11-12).

Таким образом, Управление образования администрации Осинского муниципального района, являясь учредителем МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>», структурным подразделением Администрации Осинского муниципального района - органа местного самоуправления несет обязанность по обеспечению (в том числе финансовому) соблюдения санитарных норм и правил в МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>»,

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что 24 февраля 2011 г. в МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, была проведена проверка, по результатам которой руководителю было выдано ПРЕДПИСАНИЕ № 37 от 24 февраля. 2011 года по устранению нарушений санитарно - эпидемиологических требований в МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» (л.д.16).

         Указанные в предписаниях нарушения в настоящее время полностью не устранены.

Факт необходимости устранения нарушений санитарных норм и правил, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Пермской области, представителями ответчиков не оспаривался, но препятствием этому в настоящее время служит, как следует из пояснений представителя МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» отсутствие необходимого финансирования.     Как только поступят деньги, по утверждению заведующей детским садом, в течение 2- х недель детский сад сможет устранить все нарушения, допущенные в области санитарных норм и правил.

Из материалов дела усматривается, что Управлением образования администрации Осинского муниципального района финансирование деятельности МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» в целях устранения нарушений санитарных норм и правил в достаточной мере не осуществляется. Суд отмечает также то обстоятельство, что в материалах дела нет доказательств того, что учредителем даются ответы на письменные запросы о финансировании мероприятий     по устранению нарушений санитарных норм и правил, и учредитель предпринимает какие - то меры для изыскания необходимых денежных средств, что явно свидетельствует об необоснованном бездействии ответчика - Управления образования.

Суд, считает бездействие ответчика - Управления образования администрации Осинского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по финансированию мероприятия по устранению нарушений санитарных норм и правил незаконным, нарушающим Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных общеобразовательных учреждений и образовании, в частности нарушение п. 8.1 Сан ПиН 2.4.1.2660 - 10, нарушающим Федеральный Закон № 52 - ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», а также нарушающим права неопределенного круга лиц, в том числе детей, на безопасные условия пребывания в детском саду.

В связи с изложенным исковые требования прокурора, предъявленные к Управлению образования администрации Осинского муниципального района, подлежат удовлетворению.

Суд признаёт, что допущенные нарушения санитарных норм и правил представляют угрозу для жизни, здоровья и имущества детей МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>», их родственников, педагогического, административного и обслуживающего персонала, посетителей, чем нарушают их право на безопасность.

Учитывая, что предписание № 37 от 24 февраля 2011 года Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в настоящее время в полном объеме детским садом не выполнено, отсутствие финансирования не снимает обязанности по устранению нарушений в соответствии с имеющимися у МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» организационными и финансовыми возможностями.

При таких обстоятельствах суд считает обоснованными требования прокурора об обязывании МБДОУ « Детский сад «<данные изъяты>» устранить нарушения санитарных норм и правил.

Подлежит удовлетворению и требование прокурора обязать МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности в лицензирующем органе.

В соответствие с подпунктом 40 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность.

В соответствие с ч. 3 ст. 1 указанного закона особенности лицензирования образовательной деятельности устанавливаются федеральными законами, регулирующими отношения в указанной сфере деятельности.

Согласно п. 1 ст. 33.1. Закона РФ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствие с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствие с пунктом 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 174 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений.

Предметом деятельности МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» в соответствие с Уставом является реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

В нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» г.Оса, являясь образовательным учреждением, осуществляет образовательную деятельность без лицензии, которая не может быть получена образовательным учреждением до устранения нарушений санитарных норм и правил. Срок действия лицензии МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» истек 12 сентября 2011 г.

Учреждением длительное время не принимаются меры к лицензированию данного образовательного учреждения. В течение более чем девяти месяцев детский сад осуществляет образовательную деятельность без лицензии.

Поскольку с 13 сентября 2011 года по настоящее время МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» г. Оса продолжает работать без лицензии, а в силу действующего законодательства должен осуществлять свою деятельность, имея лицензию, при изложенных обстоятельствах необходимо обязать МБДОУ Детский сад «<данные изъяты>» г. Оса получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности в лицензирующем органе.

Суд пришел к выводу о том, что является обоснованным требование прокурора об обязании Управления образования администрации Осинского муниципального района профинансировать мероприятия, направленные на устранение нарушений санитарных норм и правил в МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» по предписанию Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 24 февраля 2011 года, поскольку на данный орган возложено осуществление функций главного распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.

При этом суд не считает необходимым указывать конкретную сумму финансирования, поскольку как следует из представленных суду материалов дела, в материалах не имеется смет и калькуляций, в которых были бы рассчитаны суммы затрат для устранения выявленных нарушений - требований санитарных норм и правил, и кроме, того, в процессе проведения работ по устранению выявленных нарушений санитарных норм и правил сумма финансирования может быть скорректирована.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «<данные изъяты>» г. Оса незамедлительно принять меры
к устранению нарушений санитарных норм и правил, к лицензированию образовательной деятельности учреждения, получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности в лицензирующем органе.

Обязать Управление образования администрации Осинского муниципального района предоставить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному
учреждению «Детский сад «<данные изъяты>» г.Оса денежные средства в
размере, необходимом для выполнения работ по приведению здания и
территории детского сада в нормативное состояние, устранению нарушений
санитарных норм и правил.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение месяца

Председательствующий судья       Т. Е. Дьячкова

2-360/2012 ~ М-289/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор в инт.неопред.круга лиц
Ответчики
МБДОУ "Детский сад № 9 Аленка"
Управление образования района
Администрация района
Суд
Осинский районный суд Пермского края
Судья
Дьячкова Татьяна Егоровна
Дело на странице суда
osa--perm.sudrf.ru
07.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2012Передача материалов судье
09.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2012Судебное заседание
10.07.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее