Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-197/2022 ~ М-1-150/2022 от 04.05.2022

Дело № 2-1-197/2022

УИД 73RS0014-01-2022-000326-45

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Николаевка 01 июля 2022 года

Николаевский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Муртазиной К.С.,

при секретаре Росиевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1-197/2022 по иску Журавлевой Ольги Ивановны, Журавлева Дмитрия Николаевича, Журавлева Вячеслава Дмитриевича, Журавлевой Алины Дмитриевны, к ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, о возложении обязанности провести кадастровые работы по техническому разделу комплекса зданий, с выделением из комплекса - здания общежития, с последующей постановкой выделенного здания общежития на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией прав государственной собственности Ульяновской области и прав оперативного управления ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», изменить назначение здания общежития на жилое здание,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Журавлева О.И. и Журавлев Д.Н., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Журавлевой А.Д. и Журавлева В.Д., обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, в котором просят: обязать ответчиков провести кадастровые работы по техническому разделу комплекса зданий санатория на отдельные объекты капитального строительства (политерный раздел) с последующей постановкой их на государственный кадастровый учет и изменением назначения здания общежития на жилое здание, а также последующей государственной регистрации прав государственной собственности Ульяновской области и прав оперативного управления ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» на каждое здание и сооружение из комплекса, поставленное на государственный кадастровый учет. В обоснование заявленных требований, истцы в исковом заявлении ссылаются на то, что на балансе ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» (<адрес>) стоит здание общежития (литер М), расположенное по адресу: <адрес> право собственности на которое зарегистрировано за Ульяновской областью, а право оперативного управления - за ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро». В ДД.ММ.ГГГГ году комнаты общежития в целом представляющие из себя отдельное жилое помещение (квартиру), были переданы для постоянного проживания семье работающих в санатории супругов - Журавлевой О. И. и Журавлева Д.Н., а также их детей Журавлева В.Д., 2005 года рождения, и Журавлевой А.Д., 2009 года рождения. У них (истцов) имеется постоянная регистрация по месту жительства в указанном жилом помещении. Они (Журавлева О.И. и Журавлев Д.Н.) до настоящего времени работают в ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро». С момента предоставления вышеуказанного жилого помещения они полностью содержат его, проводят капитальный и текущий ремонты жилого помещения, оплачивают коммунальные услуги. Данное жилое помещение состоит из комнат здания общежития санатория, объединенных между собой в отдельную квартиру с отдельным входом, общей площадью <данные изъяты> кв. метров. До момента передачи жилого помещения, это помещение не имело центрального отопления и холодного водоснабжения, целесообразности его использования под размещение объектов санатория не было и на сегодняшний день также нет. Вопрос о передаче комнат здания общежития санатория, объединенных в одно жилое помещение (квартиру), в муниципальную собственность рассматривался Министерством здравоохранения Ульяновской области в ДД.ММ.ГГГГ году, в результате данный вопрос был согласован положительно. По вопросу передачи вышеуказанного жилого помещения с баланса санатория в муниципальную собственность ГУЗ «Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» также обращалось в Администрацию МО «Николаевский район» Ульяновской области, в результате Администрация МО сообщила, что готово принять жилое помещение в муниципальную собственность Николаевского района, при этом данный вопрос необходимо согласовать с Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, а также осуществить постановку жилого помещения на государственный кадастровый учет. В ДД.ММ.ГГГГ года ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» обращалось в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с вопросом о передаче жилого помещения (квартиры), состоящего из комнат здания общежития, из государственной собственности Ульяновской области в муниципальную собственность МО «Николаевский район» Ульяновской области, с целью предоставления в дальнейшем возможности воспользоваться им (истцам) законным правом на приватизацию вышеуказанного жилого помещения. В своих неоднократных обращениях в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области ГУЗ Детский противотуберкулезный «Белое Озеро» просило Агентство разрешить санаторию провести вышеуказанную процедуру приема-передачи жилого помещения (квартиры) из государственной собственности Ульяновской области в муниципальную собственность муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, а также в целях постановки вышеуказанного жилого помещения (квартиры) на кадастровый учет, согласовать проведение Ульяновским областным ГУП БТИ соответствующих кадастровых работ. В ответ на обращения Агентство государственного имущества и земельных отношений <адрес> сообщило, что для рассмотрения «неуказанных вопросов необходимо провести кадастровые работы по техническому разделу комплекса зданий санатория на отдельные объекты капитального строительства (политерный раздел) с последующей постановкой их на государственный кадастровый учет и изменением назначения здания общежития на жилое здание. Указанные кадастровые работы, а также последующая государственная регистрация прав государственной собственности Ульяновской области и право оперативного управления санатория на каждое здание и сооружение из комплекса, поставленное на государственный кадастровый учет, являются обязательными для дальнейшего решения вопроса о безвозмездной передаче здания общежития санатория в муниципальную собственность. Однако, в связи с тем, что в Агентстве госимущества Ульяновской области уже были запланированы расходы по Программе управления государственной собственностью Ульяновской области, а собственных средств на указанные цели у учреждения санатория не имелось, рассмотрение вышеуказанного вопроса о передаче здания общежития санатория в муниципальную собственность было отложено. В последующих ответах на обращения Агентство указывало, что для рассмотрения вопроса о возможности приватизации помещений в здании Общежития, необходимо провести кадастровые работы по техническому разделу комплекса зданий и изготовлению технического плана на здание общежития, литеры М, м, м1, и технического плана, подготовленного для внесения изменений 1 комплекс зданий санатория «Белое Озеро», исключающего данную литеру. После постановки на государственный кадастровый учет здания общежития, литеры М, м, м1, также необходимо провести кадастровые работы по техническому разделу здания общежития на жилые и нежилые помещения комната отдыха , общей площадью <данные изъяты> кв. м. При этом, Агентство не возражало против проведения указанных кадастровых работ за счёт бюджетных либо внебюджетных средств ГУ3 Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», предусмотренных на эти цели, поскольку областные бюджетные средства Ульяновской области по соответствующей статье расходов Программы управления государственной собственностью Ульяновской области отсутствуют. Аналогичный ответ был получен санаторием из Агентства и в ДД.ММ.ГГГГ году. Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ , профсоюзный комитет ГУЗ Детс -кий противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», постановил перевести спорное жильё из статуса «Общежитие» в статус «жилой дом». Кроме того, согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ , профсоюзный комитет ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» постановил передать им помещение общежития по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, для постоянного проживания. В последующем никаких действий со стороны ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» для решения данного вопроса не осуществлялось. Со стороны руководства - главного врача санатория никаких возражений по поводу передачи вышеуказанного помещения в порядке приватизации им не имеется, но и содействия не оказывается. До настоящего времени они (истцы) проживают в вышеуказанном жилом помещении, другого жилья у них нет, и они по-прежнему намерены в последующем воспользоваться своим законным правом на приватизацию предоставленного им жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес>. Считают, что нарушаются их права на приобретение в собственность вышеуказанного помещения в порядке приватизации, а решить данный вопрос во внесудебном порядке не представляется возможным.

Истцы Журавлева О.И. и Журавлев Д.Н., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Журавлевой А.Д. и Журавлева В.Д., в судебном заседании просили удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истцов – Гаймина И.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, кроме того, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ года истцы фактически проживают в спорном помещении общежития, расположенного на территории ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро». С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время истцы используют указанное помещение как жилое, содержат его, проводят там ремонт, оплачивают коммунальные услуги, провели водопровод и газовое отопление за свой счет. Несмотря на неоднократные обращения истцов в адрес собственника спорного помещения, никаких мер по его передачи им предпринято не было, в связи с чем истцы были вынуждены обратиться с рассматриваемым иском в суд. В ходе судебного заседания уточнила, что истцы просят обязать ответчиков провести кадастровые работы по техническому разделу комплекса зданий санатория, с выделом из комплекса зданий общежития – М,м,м1 – общежития, тамбур, общей площадью – <данные изъяты> кв.м, с последующей постановкой на кадастровый учет, государственной регистрацией прав государственной собственности Ульяновской области и прав управления оперативного управления за ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» на выделенное здание общежития, изменением статуса здания общежития с «нежилое» в «жилое».

Представитель ответчика – ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» - Главный врач ФИО8 фактически согласился с заявленными исковыми требованиями, пояснил, что действительно работникам санатория - семье Журавлевых для проживания было предоставлено помещение общежития. Данное общежитие включено в комплекс зданий санатория, которым санаторий владеет на праве оперативного управления, собственником является Ульяновская область в лице, в настоящее время, Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области. В последующем в целях передачи данного помещения Журавлевым, он неоднократно обращался к собственнику, однако до настоящего время данный вопрос не решен, ввиду отсутствия в областном бюджете необходимых денежных средств.

В ходе судебного заседания, в связи с поступившими сведениями об упразднении Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области и передаче полномочий Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и Министерству жилищно- коммунального комплекса и строительства Ульяновской области, по ходатайству представителя истцов Гайминой И.А., поддержанному участниками процесса, была произведена замена ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и Министерство жилищно-коммунального комплекса и строительства Ульяновской области.

Представитель ответчика – Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в соответствие с Положением, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ -П «О Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области», Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Ульяновской области, за исключением жилых помещений государственного жилищного фонда Ульяновской области. Полномочий по проведению кадастровых работ жилых помещений и постановке на кадастровый учет жилых помещений Министерство не имеет. В реестре объектов государственной собственности Ульяновской области, ведение которого осуществляет Министерство, учтен объект недвижимости - Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», назначение: нежилое, кадастровый , 1-2- этажное, общая площадь <данные изъяты> кв.м. лит. <адрес>, адрес (местонахождение): <адрес> закрепленный на праве оперативного управления за ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро». Так же сообщают, что в реестре объектов государственной собственности Ульяновской области нет сведений о нахождении в указанном реестре жилого дома, находящегося в Николаевском районе, п. Белое Озеро. Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества. В связи с чем, считают, что проведение указанных кадастровых работ возможно за счёт бюджетных либо внебюджетных средств ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», предусмотренных на эти цели. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат. В дополнительных письменных пояснениях указала, что поскольку истцы не обладают законными правами на спорное имущество, их права не нарушены, считает заявленные исковые требования, неподлежащими удовлетворению просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства (л.д. 67, 156 т. 1).

Представитель ответчика – Министерства жилищно-коммунального комплекса и строительства Ульяновской области – ФИО10, действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в соответствии с Положением «О Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области», утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/52-П «О Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области», Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, обеспечения комфортной городской среды, строительства, промышленности строительных материалов и изделий. Полномочий по проведению кадастровых работ жилых помещений и постановке на кадастровый учет жилых помещений Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства не имеет. Таким образом, полномочия по проведению кадастровых работ и постановке на кадастровый учёт жилых помещений закреплены за Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (л.д. 100 т. 1).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФГБУ «ФКП Россреестра» по Ульяновской области - ФИО11, представил письменный отзыв, согласно которому сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, (границы установлены), категорией земель - земли лесного фонда, с разрешенным использованием - защитные леса, расположенном по адресу: <адрес> внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям ЕГРН на земельный участок зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией (дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ.), право постоянного (бессрочного) пользования - за ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.). В пределах границ вышеуказанного земельного участка расположены объекты недвижимости: - индивидуальный жилой дом с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, сведения внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный индивидуальный жилой дом в ЕГРН отсутствуют; - нежилое здание (Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро») с кадастровым номером 73:09:033001:1257, площадью 4732,2 кв.м., по адресу: <адрес>, р-н Николаевский, <адрес> санаторий «Белое Озеро», <адрес>, сведения внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ По сведениям ЕГРН на нежилое здание зарегистрировано право собственности за Ульяновской областью (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.), право постоянного (бессрочного) пользования - за ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ,). Сведения об объекте капитального строительства - жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, в ЕГРН отсутствуют. В Единый государственный реестр объектов капитального строительства (далее - ЕГРОКС) вносятся сведения о назначении здания - нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом. Изменение сведений ЕГРОКС о назначении здания осуществляется на основании документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется на основании предусмотренных законодательством и подготовленных в соответствии его требованиями документов. Полагают, что до решения вопроса о признании права собственности необходимо осуществить действия по постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства - жилого дома. Право собственности может быть признано только на объект недвижимости, поставленный на государственный кадастровый учет. Для постановки на государственный кадастровый учет жилого помещения (квартиру) в орган регистрации прав необходимо обратиться с пакетом документов, подтверждающих права заявителя. Поскольку вопросы о возложении обязанности провести кадастровые работы и поставить на кадастровый учет, находятся вне компенсаций филиала, просят суд рассмотреть исковое заявление без представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, рассмотрение дела оставляют на усмотрение суда (л.д. 95-97 т.1).

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Россреестра) по Ульяновской области, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал.

Представитель третьего лица – Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области – ФИО12, в письменном заявлении, адресованном суду до судебного заседания, просила рассмотреть дело без ее участия, кроме того, указала, что заявленные исковые требования не затрагивают интересы Министерства, поскольку указанный в иске объект капитального строительства уже имеет место на лесном участке и решение вопросов технического раздела комплекса зданий на отдельные объекты (политерный раздел) с последующей постановкой их на кадастровый учет и изменением назначения здания не относится к компетенции Министерства (л.д. 241 т.1).

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 ГПК РФ).

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 195 ГПК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным в установленном порядке требованиям. Согласно ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые суду стали известны во время судебного разбирательства. Обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах по гражданскому делу, что разъяснено сторонам.

Так, судом установлено следующее.

На основании Распоряжений Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ -р и от ДД.ММ.ГГГГ -р, комплекс зданий, находящихся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , был передан в оперативное управление ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро». Процедура закрепления недвижимости на праве оперативного управления за государственным учреждением осуществляется в рамках Гражданского кодекса РФ. Договоры на оперативное управление на указанный комплекс зданий между Министерством и ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» не заключались (л.д. 114 т.1). Факт передачи комплекса зданий, находящихся по адресу: <адрес>, в санаторий подтверждается копией свидетельства серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 119 т.1).

Из ответа ГУЗ Детского санатория «Белое Озеро» следует, что Журавлева О.И. и Журавлев Д.Н. являются работниками учреждения с ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ г. соответственно (л.д. 162 – 164 т.1, 42-46 т.2).

Согласно п. 11 приказа главного врача Детского санатория «Белое Озеро» от ДД.ММ.ГГГГ , было принято решение о передаче помещения старого административного здания Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» для проживания семье работников санатория Журавлеву Д.Н. и Журавлевой О.И. (л.д. 50-51 т.1).

Согласно выписке из протокола заседания профсоюзного комитета Детского санатория «Белое Озеро» от ДД.ММ.ГГГГ., Журавлевой О.И., в состав семьи которой входят: муж Журавлев Д.Н., сын Журавлев В.Д. и дочь Журавлева А.Д., помещения общежития по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>, для постоянного проживания (л.д. 35 т.1).

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», было принято решение о передаче Журавлевой О.И., в состав семьи которой входят муж Журавлев Д.Н., сын Журавлев В.Д. и дочь Журавлева А.Д., помещения общежития по адресу: <адрес> помещений, площадью <данные изъяты> кв.м, для постоянного проживания (л.д. 33 т.1).

Согласно выпискам из протоколов от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», профсоюзным комитетом санатория рассмотрено заявление Журавлевой О.И. и принято решение о переводе ее жилой площади из статуса «общежитие» в статус «жилой дом» (л.д. 34, 36 т.1).

Согласно представленным истцами адресным справкам, копиям паспортов, Журавлева О.И. и Журавлев Д.Н. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, а также их дети – Журавлев В.Д. и Журавлева А.Д., зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 12-16, 29-32 т. 1).

АО «Имущественная корпорация Ульяновской области представило план недвижимого имущества и ответ о характеристиках спорного здания общежития лит. М, м, м1, согласно которому назначение – здание нежилое, наименование – общежитие, год постройки – 1976, материал стен – бревенчатый, общая площадь – кв.м. (л.д. 138-146, 185-240 т.1).

Из выписки из ЕГРН следует, что собственником комплекса зданий, с кадастровым номером , в состав которого входит спорное помещение общежития, является Ульяновская область, а право оперативного управления оформлено на ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» (л.д. 147, 148-151 т.1).

Земельный участок, на котором расположено спорное здание, относится к землям лесного фонда, является собственностью РФ, право постоянного (бессрочного) пользования оформлено за ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» (л.д. 152-153, 243-258 т.1, 1-39 т.2).

Также, стороной истца суду представлены письма, направленные в адрес Агентства государственного имущества и земельным отношениям Ульяновской области, как самими истцами, так и ответчиком – ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», что нашло подтверждение в ходе судебного заседания и не опровергалось сторонами, в которых стороны неоднократно просили решить вопрос о передаче комнат здания общежития санатория, объединенных в одно жилое помещение (квартиру), семье Журавлевых. В ответах на указанные обращения Агентство, в свою очередь, указывало на необходимость проведения кадастровых работ по техническому разделу комплекса зданий и изготовление технического плана на здание общежития литеры М, м, м1, и технического плана, подготовленного для внесения изменений в комплекс зданий санатория «Белое Озеро», исключающего указанную литеру. После чего необходимо поставить здание общежития на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право государственной собственности Ульяновской области и права оперативного управления ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро». Против проведения указанных мероприятий Агентство не возражало за счет бюджетных либо внебюджетных средств ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», предусмотренных на указанные цели. А также указывали, что областные бюджетные средства Ульяновской области по соответствующей статье расходов на момент обращений отсутствовали (л.д. 39-55 т.1)

Согласно п.1.1. Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановление Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 N 1/51-П, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности. Если иное не установлено настоящим Положением, в компетенцию Министерства не входит управление и распоряжение жилыми помещениями государственного жилищного фонда Ульяновской области, региональными и межмуниципальными автомобильными дорогами, участками недр, лесными участками и водными объектами, а также защитными сооружениями гражданской обороны, устранение несанкционированных мест размещения отходов. Министерство является правопреемником Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области в части прав и обязанностей, относящихся к сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, управления и распоряжения иным имуществом в случаях, установленных законодательством. Министерство является правопреемником Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в части прав и обязанностей, относящихся к сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, а также в сфере градостроительной деятельности.

Судом установлено, что на основании Распоряжений Министерства государственного имущества и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р и от ДД.ММ.ГГГГ -р комплекс зданий, находящихся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , был передан в оперативное управление ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро».

В соответствие с ч. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленныхзаконом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, учитывая вышеуказанные положения закона, суд полагает, что надлежащими ответчиками по данному гражданскому делу являются Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро».

В соответствии со ст.133.1 ГК РФнедвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс, представляющий собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей: либо неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие); либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Аналогичный подход закреплен в п. 39 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье133.1 ГК РФв качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Следовательно, если объект не создан изначально как единый недвижимый комплекс, а образован в связи с объединением недвижимых объектов, то совокупность объединенных объектов недвижимости и иных вещей необходимо подтвердить физической или технологической взаимосвязью всех элементов комплекса.

Как усматривается из плана недвижимого имущества Детского противотуберкулезного санатория «Белое Озеро» в его состав входят: хозяйственный корпус, баня, склад продуктовый, склад мягкого инвентаря, гараж, склад хозяйственный, склад горюче-смазочных материалов, пищехранилище, спальный корпус , спальный корпус , общежитие, столовая (л.д. 185-240 т.1).

Судом установлено, что указанные объекты поставлены на кадастровый учет как комплекс зданий, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, право собственности зарегистрировано за Ульяновской областью, право оперативного управления зарегистрировано - за ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро». Данный факт не опровергается ответчиками, более того на это указывают сведения, предоставленные в материалы гражданского дела.

Судом также установлено, что семье Журавлевых для постоянного проживания было предоставлено помещение общежития, входящего в состав указанного комплекса зданий.

Данный факт не оспаривался ответчиками в ходе судебного заседания.

Кроме того, в ответах Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области неоднократно указывало на то, что для рассмотрения вопроса о передаче помещения общежития литеры М, м, м1, необходимо провести кадастровые работы по техническому разделу комплекса зданий на отдельные объекты капитального строительства (политерный раздел) с последующей постановкой их на государственный кадастровый учет, государственной регистрацией прав государственной собственности Ульяновской области и прав оперативного управления ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» на каждое здание и соображение из комплекса, поставленное на государственный кадастровый учет.

Таким образом, каких-либо данных, указывающих на невозможность раздела комплекса зданий с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», <адрес>, ответчиками не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Государственный, кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется на основании предусмотренных законодательством и подготовленных в соответствии его требованиями документов.

Согласно ч. 3 ст.14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на вновь созданный объект недвижимости осуществляются одновременно, за исключением случаев, предусмотренных п.п.8-10 ч. 5 настоящей статьи.

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости вносятся в ЕГРН на основании документов, предусмотренных ч.5 ст.69 Закона о регистрации недвижимости.

Таким образом, в силу закона, а также на основании сведений, имеющихся в материалах гражданского дела, суд полагает, что до решения вопроса о признании права собственности необходимо осуществить действия по постановке на государственный кадастровый учет спорного объекта. Поскольку право собственности, в силу действующего законодательства, может быть признано только на объект недвижимости, поставленный на государственный кадастровый учет.

Для постановки на государственный кадастровый учет помещения в орган регистрации прав необходимо представить перечень документов, установленных Законом о регистрации, подтверждающих право заявителя на объект недвижимости.

Согласно ч. 2 ст. 15, ч. ч. 1, 2 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся, в том числе, жилые дома, части жилых домов. Жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, согласно п. 1 ст.673 ГК РФ.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным, а именно Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.02.2018).

Вопрос о переводе нежилого здания в статус жилого осуществляется органами местного самоуправления, и, в частности, на территории муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области осуществляется на основании административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного постановлением Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области от 01.10.2020 № 737» (л.д. 165 т.1).

В связи с указанным, с обстоятельствами, установленными в судебном заседании, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Так, суд полагает подлежащими удовлетворению исковые требования о возложении на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, ГУЗ «Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» обязанности по проведению кадастровых работ по техническому разделу комплекса зданий, находящихся по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, п. Белое Озеро, с кадастровым номером , с выделением из комплекса - здания общежития, литеры М, м, м1, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с последующей постановкой выделенного здания общежития на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией прав государственной собственности Ульяновской области и прав оперативного управления ГУЗ «Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро».

Государственная регистрация права государственной собственности Ульяновской области и права оперативного управления ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» на здания и после их постановки на государственный кадастровый учет после технического раздела, является обязательной в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Вместе с тем, требование истцов о возложении обязанности на ответчиков изменить назначение здания общежития на жилое здание, по мнению суда, является преждевременным, поскольку в данной части права истцов на момент обращения и рассмотрения дела в суде, в указанной части нарушены не были, кроме того, каких-либо доказательств, свидетельствующих об этом, представлено суду также не было. В связи с чем в указанной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Кроме того, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, в виду отсутствия соответствующих полномочий в рассматриваемой сфере.

Настоящее решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для внесением соответствующих сведений в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Иные доводы, представленные сторонами, приняты судом во внимание, однако не влияют на существо принятого судом решения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Журавлевой Ольги Ивановны, Журавлева Дмитрия Николаевича, Журавлева Вячеслава Дмитриевича, Журавлевой Алины Дмитриевны к ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, о возложении обязанности провести кадастровые работы по техническому разделу комплекса зданий, с выделением из комплекса - здания общежития, с последующей постановкой выделенного здания общежития на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией прав государственной собственности Ульяновской области и прав оперативного управления ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», изменить назначение здания общежития на жилое здание, удовлетворить частично.

Возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (ОГРН 1157325000172), ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» (ОГРН 1027300828873) обязанность по проведению кадастровых работ по техническому разделу комплекса зданий, находящихся по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, п. Белое Озеро, с кадастровым номером , с выделением из комплекса - здания общежития, литеры М, м, м1, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с последующей постановкой выделенного здания общежития на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией прав государственной собственности Ульяновской области и прав оперативного управления ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро».

В удовлетворении исковых требований к ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в части возложения обязанности изменить назначение здания общежития на жилое здание, отказать.

В удовлетворении исковых требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности провести кадастровые работы по техническому разделу комплекса зданий, с выделением из комплекса - здания общежития, с последующей постановкой выделенного здания общежития на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией прав государственной собственности Ульяновской области и прав оперативного управления ГУЗ «Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», изменить назначение спорного объекта с общежития на жилое здание, отказать в полном объеме.

Настоящее решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для внесением соответствующих сведений в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Николаевский районный суд Ульяновской области путем подачи апелляционной жалобы.

Судья К.С. Муртазина

Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 08 июля 2022 года.

Судья К.С. Муртазина

2-1-197/2022 ~ М-1-150/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Журавлев В.Д.
Журавлева А.Д.
Журавлев Д.Н.
Журавлева О.И.
Ответчики
ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий Белое Озеро
Министерстсво строительства и архитектуры Ульяновской области
Департамент госимущества Ульяновской области
Суд
Николаевский районный суд Ульяновской области
Судья
Муртазина К. С.
Дело на сайте суда
nikolaevskiy--uln.sudrf.ru
04.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2022Передача материалов судье
13.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.06.2022Предварительное судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
28.06.2022Судебное заседание
01.07.2022Судебное заседание
08.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее