Дело № 2-66/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2014 года Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Катрыч В.В., при секретаре Сахарновой О.К., с участием прокурора Карчевской Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске гражданское дело по иску прокурора города Сосногорска в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского поселения «Сосногорск» о возложении обязанности по постановке на учёт бесхозяйного имущества,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Сосногорска обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми в интересах неопределённого круга лиц к администрации ГП «Сосногорск» о признании бесхозяйным участка линии тепловых сетей, расположенный от <адрес обезличен>, возложить обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного имущества – <скрытые данные>, расположенного от <адрес обезличен>, а также возложить обязанность в течение <скрытые данные>, с даты вынесения решения, определить эксплуатирующую организацию указанного объекта теплоснабжения до оформления права собственности на объект.
Заявленное требование мотивировано тем, что прокуратурой города Сосногорска проведена проверка по информации администрации ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения» о бесхозяйном участке тепловых сетей. В ходе проверки установлено, что участок <скрытые данные>, расположенный от <адрес обезличен>, на балансе ни у одной организации не состоит, то есть является бесхозяйным имуществом.
В соответствии с пп.4, 19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; организация благоустройства территории поселения, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст.50 вышеуказанного закона в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом о теплоснабжении.
В соответствии с п.6 ст.15 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения. Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Согласно статье 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать.
Бездействие ответчика нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу их жизни, здоровью и имуществу.
В судебном заседании прокурор Карчевская Р.М. исковое требование уточнила, просила возложить обязанность на администрацию городского поселения «Сосногорск» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйное имущество – <скрытые данные>, расположенного от <адрес обезличен>.
Представитель ответчика администрации ГП «Сосногорск» - Стрыкова А.В. в суде, с исковыми требованиями прокурора не согласилась, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных объяснениях, из которых следует, что спорная линия тепловых сетей является неделимой вещью и присоединение к магистрали выполнено с транспортировкой теплоносителя конечному потребителю. Конечным и единственным потребителем, от врезки в основную магистраль до абонента, является ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения», расположенное по адресу: <адрес обезличен>, на основании заключенного договора теплоснабжения с ресурсоснабжающим предприятием Сосногорская ТЭЦ – филиал ОАО «ТГК-9». Данная линия тепловых сетей должна состоять на балансе и обслуживаться ГБУ РК«Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения».
Представитель третьего лица ГБУ РК«Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения» в суд не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Просит дело рассмотреть в свое отсутствие.
Заслушав прокурора, представителя ответчика – Стрыкову А.В., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Сосногорска проведена проверка по информации администрации ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения» о бесхозяйном участке тепловых сетей. В ходе проверки установлено, что участок линии тепловых сетей, расположенный от павильона 3 <адрес обезличен>, на балансе ни у одной организации не состоит, то есть является бесхозяйным имуществом.
Из письма <скрытые данные> от <дата обезличена> ОАО «ТГК-9», следует, что объект теплоснабжения <адрес обезличен>, ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска», подключен через тепловую сеть, у которой нет ответственного за эксплуатацию, в связи, с чем не подписан акт-разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Техническое состояние бесхозной теплосети, от которой подключен объект, не позволяет включать теплосеть в работу.
В силу части 6 статьи 15 Федерального Закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
После выполнения процедур, указанных выше, орган местного местного самоуправления должен предпринимать действия по признанию права собственности на бесхозяйные сети, как того требует статья 225 ГПК РФ.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";
Таким образом, органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения. Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Под тепловой сетью понимается система теплопроводов, наносных станций и теплообменных аппаратов, обеспечивающая непрерывную подачу тепловой энергии (теплоносителя) от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Под системой теплоснабжения понимается комплекс, состоящий из теплогенерирующих, теплопередающих и теплопотребляющих установок.
Из смысла вышеуказанных законов следует, что котельные, тепловые пункты и сети приватизировать нельзя, это муниципальная собственность, следовательно, объекты инженерной инфраструктуры являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Кроме того, в силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи, к числу которых и относятся тепловые сети, могут быть признаны в установленном порядке муниципальной собственностью.
С учетом изложенного, орган местного самоуправления, если на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа, выявлены бесхозяйные тепловые сети, а равно тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации. Кроме органа местного самоуправления, законодатель не указал других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
В соответствии с пп.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
В целях исполнения указанного обязательства перед гражданами администрации надлежало совершить действия, предусмотренные статьёй 225 ГК РФ. Однако, орган местного самоуправления данных действий не произвел.
Таким образом, бездействие администрации ГП «Сосногорск» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу их жизни, здоровью и имуществу.
Довод ответчика о том, что спорное недвижимое имущество – <скрытые данные> должна состоять на балансе и обслуживаться ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения» судом признан несостоятельным, поскольку данный довод опровергается материалами дела, а именно: схемой сетей теплоснабжения, утвержденной ОАО «ТГК № 9» и ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения», из которой видно, что граница раздела балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности Управления по социальной защите, проходит по наружной стороне фундамента, также актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
При указанных обстоятельствах, учитывая доказательства, представленные в материалы дела сторонами, суд считает, что исковое требование прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Возложить на администрацию городского поселения «Сосногорск» обязанность обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного имущества – линии тепловых сетей, расположенные от <адрес обезличен>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца через Сосногорский городской суд Республики Коми со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 02 апреля 2014 года.
Председательствующий: В. В. Катрыч
Копия верна: судья- В. В. Катрыч