№2-6109/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2019 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Шориной В.В., с участием истца, представителя истца по доверенности Ружниковой О.В., представителя ответчика по доверенности Карповой Ж.В., третьего лица, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи по иску Тимофеевой А. П., Тимофеева Ф. В. к администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что истцы, Тимофеева А.П., Тимофеев Ф.В., дети состояли в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ года истцы получили отказ в получении свидетельства о праве на получение социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ. Причина отказа –покупка матери истца, Тимофеевой С.В., в <адрес> жилого дома. Указывая, что данный дом является летней дачей, купленный на личные средства Тимофеевой С.В., где ни истцы, ни их дети не могут проживать, в собственности истцов и детей нет иного жилого помещения, они не ведут общее хозяйство с иными зарегистрированными лицами в квартире проживания, просят признать решение от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты; возложить обязанность признать молодую семью из пяти человек нуждающейся в жилом помещении для участия в указанной программе; возложить обязанность на ответчика восстановить молодую семью в списке участников целевой программы, выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты, взыскать расходы по уплате пошлины и по составлению иска.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица привлечена Тимофеева С.В.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
ДД.ММ.ГГГГ сторона истца требования увеличила, просит взыскать расходы на оплату услуг представителя в сумме 12000 руб. в пользу Тимофеевой А.П.
ДД.ММ.ГГГГ сторона истца требования уточнила, просила признать решение от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» незаконным признать указанную семью нуждающейся в жилом помещении в целях участия в такой программе, обязать ответчика принять семью на жилищный учет в качестве нуждающейся, восстановить семью в списке участников подпрограммы, обязать ответчика выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты.
Истица в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела. Ее представитель по доверенности Ружникова О.В. требования поддержала, указав, что администрация выдает свидетельство, а значит решением суда, в случае удовлетворения требований будет возложена обязанность выдать такое свидетельство. Полагает, что летний домик не может учитываться при определении нуждаемости семьи, т.к. фактически в квартире живет три семьи, ведущих разный бюджет.
Истец в судебном заседании требований поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Карпова Ж.В. полагала, что требования удовлетворению не подлежат, пояснив, что семья не была снята с очереди, номер очереди -1. Обратила внимание суда на то, что Министерство строительства выписывает именные свидетельства, администрация их лишь выдает. Ранее пояснял, что у претендующих на получение выплаты истцов не имеется доказательств подтверждения нуждаемости. Представлен письменный отзыв, согласно которому не признает требования, полагая, что Тимофеева С.В. является членом семьи истцов, покупка дома имеет значения для определения общей площади жилого помещения, приходящейся на семью.
Третье лицо Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Третье лицо Тимофеева С.В. в судебном заседании полагала, что требования подлежат удовлетворению, пояснила, что имеет в собственности летнюю дачу, на которой летом она проживает, на отопление дома зимой не имеет денежных средств. В указанном доме был сделан ремонт для поддержания его состояния.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2).
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ целями и задачами которой является предоставление социальной поддержки на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь молодым семьям.
Согласно п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Из пункта 7 Правил следует, что в Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, анализ вышеуказанных норм позволяет прийти к выводу, что для участия в указанной Федеральной целевой программе претендентам, помимо возраста, необходимого для участия в программе, следует подтвердить свою нуждаемость в улучшении жилищных условий по основаниям, установленными ст. 51 ЖК РФ.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в Определении от 23.10.2014 № 2329-О, указал, что в соответствии со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляются бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Положение ст. 51 ЖК РФ направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в том числе в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Разъясняя вопросы применения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал на то, что фактически членами одной семьи могут быть признаны родственники без ограничения дальности степени родства, при этом, в отношении родственников близкого родства - супруг, а также дети и родители собственника достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении. В п. 25 указанного постановления определено, что разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся, в том числе: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним.
Судом установлено, квартира по адресу: <адрес>, площадью № кв.м., является собственностью Тимофеевой С.В., Тимофеева Ф.В., <данные изъяты>
Согласно справке МКП «Петрозаводская паспортная служба» от ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире зарегистрированы: Тимофеева А.П. с ДД.ММ.ГГГГ, Тимофеев Ф.В. с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ, Тимофеева С.В. с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы состоят в браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, от брака имеют троих несовершеннолетних детей.
Тимофеева С.В. является матерью Тимофеева Ф.В. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный №, принадлежит на праве собственности Тимофеевой С.В., что подтверждается сведениями из ЕГРПН,
Истцы являлись участниками федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ
Решением городской жилищной комиссии при администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ отказано в просьбе Тимофеевой А.П. о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в связи с тем, что не подтверждена нуждаемость в жилом помещении, что подтверждается выпиской из протокола №. Указано, что в собственности члена семьи находится жилое помещение, общей площадью № кв.м., помимо занимаемой площади.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья ввиду отсутствия документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся.
Из материалов дела следует, что на дату подачи заявления о получении свидетельства о праве на получение социальной выплаты истцы проживали по адресу: <адрес>, площадью № кв.м. Кроме того, Тимофеевой С.В. на основании договора-купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом, площадью № кв.м.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу:. <адрес>, зарегистрировано 8 чел.
Таким образом, при установлении факта нуждаемости семьи истца в жилом помещении, суд полагает, что следует исходить из определения суммарной площади жилых помещений, занимаемых истцами и членами их семьи: № кв. м (жилой дом) + № кв.м. (квартира) = № кв. м, поскольку истцы, мать Тимофеева Ф.М. –Тимофеева С.В. являются членами одной семьи в соответствии с положениями ст. 31 ЖК РФ. При этом, что обстоятельство, что Тимофеева С.В. приобрела жилой дом на собственные денежные средства, а истцы с детьми там не зарегистрированы, не является подтверждением их нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку они не лишены возможности пользоваться указанным жилым домом.
Решением Петрозаводского городского совета от 27.12.2005 №XXV/XXV-236 (п.2) обеспеченность общей площадью жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения по Петрозаводскому городскому округу не должна превышать 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Поскольку на одного члена семьи приходится 15,35 кв.м. (122,8 кв.м./ 8), жилищная обеспеченность семьи истца превышает учетную норму, в связи с чем, правовые основания для признания семьи истца нуждающейся в жилом помещении в рамках участия указанной выше подпрограммы, отсутствуют.
При таких обстоятельствах администрацией Петрозаводского городского округа ДД.ММ.ГГГГ было принято законное решение об отсутствии оснований для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья.
Поскольку судом установлено отсутствие нарушения прав истцов принятым администрацией решением от ДД.ММ.ГГГГ, то в требованиях о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, следует отказать, иные требования, в частности признать указанную семью нуждающейся в жилом помещении в целях участия в такой программе, обязать ответчика выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты как производные от основного требования также не подлежат удовлетворению.
Также суд учитывает, что список претендентов на получение социальной выплаты утверждается министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК, которое является главный распорядителем денежных средств, выделенных для реализации федеральной целевой программы.
Требования о возложении обязанности на ответчика принять семью на жилищный учет в качестве нуждающейся, восстановить семью в списке участников подпрограммы также не подлежат удовлетворению, поскольку как следует из позиции ответчика, ничем не опровергнутой стороной истца, семья Тимофеева Ф.В. включена в состав участников спорной программы, номер семьи в списке 1.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит только нарушенное право.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 Кодекса.
Ввиду того, что в удовлетворении исковых требований судом отказано, судебные издержки (госпошлина, расходы по составлению иска) взысканию с ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Тимофеевой А. П., Тимофеева Ф. В. к администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.А. Шишкарёва
Мотивированное решение составлено 18.09.2019