Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-120/2020 (2-3142/2019;) ~ М-1953/2019 от 04.06.2019

№2-120/2020

УИД 24RS0032-01-2019-002477-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск                                           20 февраля 2020 года

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Гридасовой Т.Ю.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска                     Шварца А.В.,

представителя ответчика МБДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида» - Пузыниной Е.В.,

при секретаре Васильевой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределённого круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида», администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Красноярска обратился в суд с исковыми заявлениями к МБДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида» (далее по тексту – МБДОУ «Детский сад № 276»), МБДОУ «Детский сад № 266», МБДОУ «Детский сад № 166» о возложении обязанности обеспечить охрану объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка указанных учреждений относительно исполнения требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействий экстремизму и терроризму в образовательных организациях. В ходе проверки установлено, что данные учреждения не охраняются сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и дежурные, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств. Согласно паспортам безопасности 2018 года, объектам, в которых располагаются МБДОУ по адресам: <адрес> присвоена 2 категория опасности, в заключении комиссии указано на необходимость заключения договоров по обеспечению объектов сотрудниками частных охранных организаций на период работы объектов. На момент проверки МБДОУ мер по устранению замечаний не принято. Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении должностными лицами требований законодательства о противодействии терроризму, об образовании, ненадлежащем исполнении должностными лицами возложенных обязанностей, что повлекло нарушение законных прав и интересов детей.

В связи с реорганизацией МБДОУ «Детский сад № 266», МБДОУ «Детский сад № 166» путем присоединения к МБДОУ «Детский сад № 276», определением Ленинского районного суда г. Красноярска от 30.10.2019 указанные исковые заявления объедены в одно производство.

         В связи с указанным, прокурор с учетом уточнений просит обязать МБДОУ «Детский сад № 276» обеспечить охрану объектов по адресам: <адрес> сотрудниками частных охранных организации, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральной охраны в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить финансирование МБОУ «Детский сад № 276» на обеспечение объектов расположенных по указанным адресам охраной сотрудниками частных охранных организации, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

        В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

        Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 276» Пузынина Е.В., в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, вместе с тем пояснила, что у образовательного учреждения отсутствует финансирование для обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, также считает необходимым увеличить срок исполнения требований прокурора.

        Определениями суда от 01.08.2019 и 26.07.2019 в качестве соответчиков по делам, объединенным в одно производство, привлечены Главное управление образования администрации г. Красноярска и администрация г. Красноярска.

Представитель ответчика - Главного управления образования администрации г. Красноярска Плеханова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена своевременно, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представила суду возражения на иск, согласно которым против удовлетворения заявленных требований возражает в связи с тем, что МБДОУ принимается полный комплекс мер по исполнению требований антитеррористической защищенности объекта. Так, учреждением обеспечена охрана объекта и его территории сотрудниками подразделения ведомственной охраны Росгвардии на основании заключенного контракта, учреждение оснащено «тревожной кнопкой» вызова группы оперативного реагирования подразделения вневедомственной охраны. В соответствии с условиями заключенного контракта предусмотрен незамедлительный выезд наряда группы задержания по сигналу «Тревога». Кроме того, полагает, что прокурор Ленинского района г. Красноярска является ненадлежащим истцом, т.к. им заявлены требования в интересах неопределенного круга лиц, вместе с тем круг таковых определен, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

Представитель ответчика администрации г. Красноярска Покидышева М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена своевременно, об уважительной причине неявки суду не сообщила. Ранее представила отзыв на иск, согласно которым против удовлетворения заявленных требований возражает, в связи с тем, что закон не содержит прямого указания на обязанность физического присутствия сотрудников частных охранных организаций в образовательном учреждении. Исполнение требований п. 23 Требований антитеррористической защищенности МБДОУ осуществляется подвижными нарядами с помощью системы тревожной сигнализации материальных ценностей, принадлежащих заказчику, находящихся на объекте и сдаваемых под охрану в установленном порядке. Кроме того, обеспечение охраны МБДОУ осуществляется путем привлечения сторожа или дежурного, что предполагает физическое присутствие на объекте (территории).

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав позицию сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст. 38 Конституции РФ определено, что дети находятся под защитой государства.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно п.п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В силу п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту – Требования).

Согласно подп. «б» п. 25 указанных Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка объектов по адресам: <адрес> части соблюдения федерального законодательства в части исполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования, в ходе которой установлено, что данные объекты не охраняются сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и дежурные, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.

30.11.2018 в адрес МБДОУ «Детский сад № 276», МБДОУ «Детский сад № 266», МБДОУ «Детский сад № 166» направлены предостережения о недопустимости нарушения законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму.

Согласно ответам руководителя главного управления образования администрации г. Красноярска о рассмотрении требований прокурора следует, что по результатам своевременного обследования разработаны паспорта безопасности объектов, которые согласованы всеми компетентными должностными лицами, из п.п. «а» Постановления правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 не следует, каким образом должна осуществляться охрана: контроль, тревожная кнопка, выезд по тревоге, физическое присутствие сотрудника, при этом, в настоящее время все учреждения образования Ленинского района г. Красноярска оснащены «тревожными кнопками» вызова группы оперативного реагирования вневедомственной охраны войск национальной гвардии, с целью осуществления пропускного режима в садике установлены системы контроля доступа здания-турникеты, ведется регистрация граждан посещающих образовательное учреждение, оснащен системой видеонаблюдения. Главное управление образования в пределах своей компетенции системно проводит мероприятия, направленные на выполнение требований, установленных к антитеррористической защищенности подведомственных муниципальных учреждений.

Из Устава МБДОУ «Детский сад № 276», следует, что учредителем МБДОУ является муниципальное образование г. Красноярск. Функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Администрации г. Красноярска.

Органом администрации г. Красноярска, координирующим деятельность МБДОУ, а также осуществляющим в отношении него отдельные функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами города, является главное управление образования администрации г. Красноярска (пункт 1.3).

МБДОУ «Детский сад № 276» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления, может иметь самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевые счета в органах казначейства, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.

Согласно п. 3.2 Устава, компетенция учредителя включает в себя реорганизацию и ликвидацию МБДОУ, утверждение Устава МБДОУ, изменений Устава МБДОУ, получение ежегодного отчета от МБДОУ о поступлении и расходовании финансовых материальных средств, а также отчета о результатах самообследования, контроль за соблюдением законодательства при осуществлении уставной деятельности МБДОУ, осуществление иных полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами.

01.01.2019 между ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю» (охрана) и МБДОУ (заказчик) заключены контракты об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагировании на тревожные сообщения.

Согласно п.п. 1.1, 1.2 контрактов охрана обязуется осуществлять реагирование нарядом группы задержания по сигналу «Тревога», поступающему с объектов заказчика, для выяснения причин поступления сигнала «Тревога», а заказчик обязуется оплачивать услуги охраны. Срок оказания услуг с 00 часов 01.01.2019 по 24 час. 00 мин. 31.12.2019 (п. 1.4 контракта).

Аналогичный контракт заключен МБДОУ на 2020 год.

24.01.2020 руководителем Главного управления образования администрации г. Красноярска утверждены паспорта безопасности МБДОУ «Детский сад № 276» по адресам: <адрес>, согласованные с Врио начальника УФСБ России по Красноярскому краю, начальником УВО по Красноярскому краю Филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю», начальником ФГКУ «30 отряд ФПС по Красноярскому краю».

Согласно указанным паспортам безопасности зданиям и территории МБДОУ «Детский сад № 276» по адресам: <адрес> присвоена третья категория опасности. По заключению комиссии, для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территории) необходимо: заключить договор на обеспечение физической охраны МБДОУ «Детский сад » с частными охранными предприятиями на период работы объектов; установить систему речевого оповещения; оснастить МБДОУ стационарными или ручными металлоискателями; установить в здании охранную сигнализацию, установить систему речевого оповещения. Срок устранения по п.п. 2,3 до 31.12.2020, по п.п. 4,5 до 31.12.2021.

Таким образом, судом установлено, что на территории объектов МБДОУ «Детский сад № 276» обеспечение охраны в соответствии с подп. «б» п. 25 Требований Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, не осуществляется.

Контракты, заключенные детским учреждением с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю» не обеспечивает исполнение образовательным учреждением пп. «б» п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 для обеспечения антитеррористической защищенности данного учреждения, в связи с тем, что не подразумевает постоянное нахождение на территории МБДОУ сотрудников ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю», а лишь предусматривает их выезд в случае возникновения опасности нарушения общественного порядка, а также совершения правонарушений. Постоянная охрана организована вахтерами и сторожами, что представителями ответчиков не оспаривается, в связи с чем суд приходит к выводу, что ответчики должны обеспечить присутствие сотрудников охранных организаций на территории МБДОУ «Детский сад № 276» в соответствии с требованиями пп. «б» п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006.

Кроме того, судом отклоняются как несостоятельные доводы представителя ответчика МБДОУ «Детский сад № 276», представителя Главного управления образования администрации г. Красноярска, представителя администрации г. Красноярска о том, что требования к обязательному физическому присутствию сотрудников охранных организаций в зданиях садика Постановлением Правительства РФ не установлены.

Системное толкование всего содержания Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 позволяет прийти к выводу о необходимости физического присутствия сотрудников охранных организаций в зданиях образовательных учреждений. Так, иные, не требующие физического присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в п. 24 Требований Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, а мероприятия, указанные в п. 25 данных Требований, являются дополнительными; необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.

При этом в силу п. 17 Требований Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 подп. «б» п. 25, признающего такое присутствие обязательным.

Довод представителя Главного управления образования администрации г. Красноярска о том, что прокурор Ленинского района г. Красноярска не обладал полномочиями на обращение с указанным иском в суд в интересах неопределенного круга лиц, в связи с тем, что данный круг лиц определен, является необоснованным.

Численный состав учащихся МБДОУ «Детский сад № 276» постоянно изменяется. Кроме того, территорию МБДОУ посещают не только учащиеся, но и иные граждане, в том числе их родители, родственники, список которых не определен, в связи с чем определить круг граждан, в защиту которых может быть предъявлено настоящее исковое заявление, невозможно.

При изложенных обстоятельствах суд считает заявленные требования прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ответчикам обоснованным и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, учитывая, что в силу вновь утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) перечень организаций, силами которых может быть обеспечена охрана объектов школы, расширен по сравнению с требованиями, содержащимися в утратившем силу Постановлении Правительства РФ от 07.10.2017 г. №1235, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований с учетом действующих положений подп. «б» п. 25 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006.

В силу п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, среди которых создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник, которым является учредитель государственного и муниципального учреждения, организации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (п.3 ст. 123.21 ГК РФ).

В силу ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с отсутствием у ответчика МБДОУ «Детский сад № 276» денежных средств на организацию охраны объектов в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, суд полагает необходимым на основании приведенных положений закона, возложить на администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации <адрес> обязанность по финансированию расходов МБДОУ «Детский сад № 276» по обеспечению охраны объектов по адресам: <адрес>.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику МБДОУ «Детский сад № 276» срок для исполнения данного решения суда 4 (четыре) месяца, ответчикам Администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска выделить финансирование МБДОУ «Детский сад № 276» на обеспечение вышеуказанного мероприятия по охране объектов в течение 2 (двух) месяцев, указанные сроки, по мнению суда, являются разумными и достаточными для исполнения данного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

        Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска удовлетворить.

Обязать МБДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида» обеспечить охрану объектов (территории) по адресам: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать Администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить финансирование МБДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида» на обеспечение вышеуказанного мероприятия по охране объектов (территории) в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                              Т.Ю. Гридасова

Мотивированное решение изготовлено 25.02.2020.

2-120/2020 (2-3142/2019;) ~ М-1953/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского р-на г. Красноярска
Ответчики
МБДОУ № 276
Другие
Главное управление образования Администрации г. Красноярска
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярска
Судья
Гридасова Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
lenins--krk.sudrf.ru
04.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2019Передача материалов судье
07.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.08.2019Предварительное судебное заседание
30.09.2019Предварительное судебное заседание
30.10.2019Предварительное судебное заседание
23.12.2019Предварительное судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2020Дело оформлено
28.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее