Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4868/2019 ~ М-4556/2019 от 05.07.2019

50RS0039-01-2019-006402-31

Решение

Именем Российской федерации

02 октября 2019 года

Раменский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Шендеровой И.П.

при секретаре Козловой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4868/19 по иску Хартоненко Т. к ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области о признании решения об установлении пенсии недействительным, обязании включить период работы в трудовой стаж и назначить страховую пенсию по старости, заслушав объяснения истца Хартоненко Т., представителя ответчика Морозкиной Е. Ю.,-

установил:

Истец- Хартоненко Т. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области, в котором просит признать решение ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области от <дата> <номер> об отказе в установлении пенсии Хартоненко Т. недействительным, обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по Москве и Московской области назначить ей пенсию по старости с <дата>, включив в стаж периоды работы с <дата>. по <дата>. - <...> в должности лаборанта ХВО; с <дата> по <дата>. - <...> в должности лаборанта в котельной; с <дата>. по <дата>. - <...> в должности штукатура-маляра по третьему разряду; с <дата>. по <дата>. - фирма «<...>» в должности штукатура ( л.д.5-8). В обоснование заявленных требований в иске ссылается на то, что <дата> обратилась в ГУ-УПФ РФ №15 по г. Москве и Московской области с заявлением об установлении страховой пенсии по старости. Решением ГУ-УПФ РФ №15 по г. Москве и Московской области <номер> от <дата> ей было отказано в установлении страховой пенсии по старости, поскольку в связи с не поступлением по истечении трехмесячного срока ответа на запрос их архивного учреждения Республики Молдова, не могут быть учтены в страховой стаж следующие периоды работы: <дата>. - <дата>. - <...> (дата заполнения трудовой книжки <дата>. позже даты увольнения); <дата> - <дата>. - <...>» (дата заполнения трудовой книжки <дата>. позже даты увольнения); <дата>. - <дата>. - <...> (записи в трудовой книжке не соответствуют правилам заполнения трудовых книжек); <дата>. - <дата>. - фирма «<...>» (записи в трудовой книжке не соответствуют правилам заполнения трудовых книжек, нет сведений об уплате после <дата>. страховых взносов на пенсионное обеспечение). С указанным решением истица не согласна, считает его незаконным и необоснованным, поскольку с <дата> до <дата> являлась получателем пенсии по старости на территории Республики Молдова, <дата> ею получен вид на жительство иностранного гражданина <номер>. Согласно ст.39 КЗоТ РСФСР (ныне ст.66 ТК РФ) обязанность по правильному ведению трудовых книжек возложена на работодателя. Поскольку обязанность по надлежащему оформлению документов о приеме на работу и последующих документов лежит на работодателе, работник не может быть лишен предусмотренных законом льгот и преимуществ из-за допущенной предприятием, учреждением, организацией небрежности в их оформлении. Таким образом, имеющиеся недочеты в трудовой книжке истца относятся к небрежности ведения трудовой книжки работодателем, в связи о чем, ненадлежащее    выполнение работодателем обязанности по ведению трудовых книжек не может повлиять на приобретение работником, в данном случае истцом пенсионных прав. Условием назначения пенсии иностранному гражданину является его постоянное проживание на территории Российской Федерации, согласно Федеральному закону N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". По ряду вопросов пенсионного обеспечения граждан и лиц без гражданства Российской Федерацией заключено международное Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. Указанным Соглашением его участники признали, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (часть первая статьи 7). Республика Молдова является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Соглашение от 1992г. закрепило основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств - участников СНГ и реализуют это право на территории другого государства - участника Соглашения. Одним из них является принцип сохранения приобретенного права на пенсию за лицами, находящимися вне территории государства, по законодательству которого она назначена. Кроме того, согласно абз. 6 п. 1 Письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1964г. N1-369-18 при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 1992г., пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем ( л.д. 5-8). В судебном заседании истица доводы иска поддержала.

Ответчик- ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области иск не признало, представило подробные письменные возражения по иску ( л.д.23-28). В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Морозкина Е.Ю. указанные возражения поддержала.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дел, полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Хартоненко Т., <дата> года рождения, <дата> обратилась в ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ).

В силу положений, установленных частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ (далее - Федеральный закон №400-ФЗ) и действовавших до 01.01.2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии определенного законом страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). В соответствии со статьей 35 Федерального закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2.4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

При назначении страховой пенсии по старости в <дата> требовалось 6 лет страхового стажа при величине ИПК равной 6,6.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран бывшего СССР, регулируется Международными договорами. Пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из республики Молдова, регламентируется «Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение) от 10.02.1995 года. В соответствии с Соглашением пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам обоих государств производится по месту их постоянного жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года.

При переселении пенсионера с территории одного государства на территорию другого государства выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства. По новому месту жительства пенсионера пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца прописки или получения вида на жительство.

Согласно пункту 10 Соглашения органы, осуществляющие пенсионное обеспечение на территории обоих государств, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их полномочными органами.

Полномочные органы информируют друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, его изменениях, а также принимают меры к установлению обязательств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера (пункт 11 Соглашения).

Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на страховую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, пенсионный орган руководствовался рекомендациями, содержащимися в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 года №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР». Согласно названным рекомендациям, исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 статьи 1 Соглашения от 10 февраля 1995 г., периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 г. N102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение. Указанные периоды работы на территории Республики Молдова подтверждаются справкой компетентных органов государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова.

Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 от (действуют с 01.01.2015г.). До 01.01.2015г. действовали Правила, утвержденные Постановлением Правительства от 24 июля 2002 г. № 555. С 1992г. до 2002г. действовало Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 04.10.1991г. №190. Пунктом 6 Правил № 555 (п.11 Правил № 1015, п.1.1 Положения №190) установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, содержащие сведения о работе.

На основании части 9 статьи 21 Федерального закона №400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В связи с тем, что в Российской Федерации пенсионное обеспечение, переселившихся на постоянное проживание с территории государств - участников Соглашения осуществляется в соответствии с нормами федеральных законов РФ, а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации федеральных законов, в частности. Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015, пенсионный орган должен учитывать соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников Соглашения.

На момент заполнения трудовых книжек Хартоненко Т. действовали Правила ведения трудовых книжек, установленные «Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденные Постановлением Госкомтруд СССР от 20.06.1974 N162 (далее - Инструкция), прекратившие свое действие с принятием Постановления Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. N69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек".

В ходе проводившейся Управлением проверки выявлены в представленных трудовых книжках Хартоненко Т. записи, оформленные с отступлением от правил, установленных Инструкцией:

-в трудовой книжке серии <номер> с датой заполнения <дата> имеются записи о периодах работы Хартоненко Т. с <дата>. по <дата>. в организации - <...> (<номер>) и с <дата>. по <дата>. в организации - <...>» (<номер>). Дата заполнения рассматриваемой трудовой книжки - <дата> позже даты увольнения. Заголовок <...> расшифрован в центре печати и читается только начало следующего слова;

-в трудовой книжке серии <номер> с датой заполнения <дата> печать на титульном листе не читается; по записям <номер> - <дата> принята на работу в организацию - <...>, печать организации отсутствует; в записи <номер> имеются исправления в графе 2 (дата перевода) и в графе 4 (№ и дата приказа).

В связи с чем, пенсионным органом был сделан запрос в Архивное управление республики Молдова в целях предоставления справки о стаже и заработной плате за период с <дата> по <дата>, а также справки об уплате страховых взносов за периоды после <дата>. По истечении установлено законом срока ответ получен не был. В связи с чем, Управлением не были включены в подсчет трудового стажа Хартоненко Т. спорные в настоящее время периоды работы и страховой стаж на дату обращения исчислен пенсионным органом как 5 лет 5 месяцев 10 дней. Решением ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области от <дата> <номер> о было отказано в установлении пенсии Хартоненко Тамаре по причине отсутствия требуемого страхового стажа работы и необходимой величины ИПК.

Суд находит обоснованными доводы ответчика о незаконности указанного решения пенсионного органа, поскольку согласно ст.39 КЗоТ РСФСР (ныне ст.66 ТК РФ) обязанность по правильному ведению трудовых книжек возложена на работодателя. Поскольку обязанность по надлежащему оформлению документов о приеме на работу и последующих документов лежит на работодателе, работник не может быть лишен предусмотренных законом льгот и преимуществ из-за допущенной предприятием, учреждением, организацией небрежности в их оформлении. Таким образом, имеющиеся недочеты в трудовой книжке истца относятся к небрежности ведения трудовой книжки работодателем, в связи о чем, ненадлежащее    выполнение работодателем обязанности по ведению трудовых книжек не может повлиять на приобретение работником, в данном случае истцом пенсионных прав.

Суд также отмечает, что в ходе рассмотрения дела истцом представлены архивные документы, подтверждающие периоды ее работы с <дата>. по <дата>. - <...> в должности лаборанта ХВО; с <дата> по <дата>. - <...>» в должности лаборанта в котельной; с <дата>. по <дата>. - <...> в должности штукатура-маляра по третьему разряду; с <дата>. по <дата>. - фирма «<...>» в должности штукатура, а также уплаты взносов социального страхования с <дата> ( л.д. 50- 58). При включении спорного периода в стаж работы истца, общий стаж работы составляет более 6 лет и ИПК более 6, 6 ( л.д. 63).

Условием назначения пенсии иностранному гражданину является его постоянное проживание на территории Российской Федерации, согласно Федеральному закону N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". По ряду вопросов пенсионного обеспечения граждан и лиц без гражданства Российской Федерацией заключено международное Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. Указанным Соглашением его участники признали, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (часть первая статьи 7). Республика Молдова является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Соглашение от 1992г. закрепило основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств - участников СНГ и реализуют это право на территории другого государства - участника Соглашения. Одним из них является принцип сохранения приобретенного права на пенсию за лицами, находящимися вне территории государства, по законодательству которого она назначена.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать решение ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области от <дата> <номер> об отказе в установлении пенсии Хартоненко Т. недействительным.

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по Москве и Московской области назначить Хартоненко Т. страховую пенсию по старости с <дата>, включив в стаж периоды работы с <дата>. по <дата>. - <...> в должности лаборанта ХВО; с <дата> по <дата>. - <...> в должности лаборанта в котельной; с <дата>. по <дата>. - <...> в должности штукатура-маляра по третьему разряду; с <дата>. по <дата>. - фирма «<...>» в должности штукатура.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 13.10.2019г.

2-4868/2019 ~ М-4556/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хартоненко Тамара
Ответчики
ГУ УПФ РФ №15 по Москве и МО
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Шендерова И.П.
Дело на странице суда
ramenskoe--mo.sudrf.ru
05.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2019Передача материалов судье
05.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.08.2019Предварительное судебное заседание
25.09.2019Судебное заседание
02.10.2019Судебное заседание
13.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.10.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.10.2019Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
05.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2020Дело оформлено
08.04.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее