Дело № 2-1349/2020
18RS0023-01-2020-001743-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи: Майоровой Л. В.,
при секретаре: Дыньковой Е. А.,
при участии истца Калабиной С. В., представителя ответчика Горобченко Е. А. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калабиной <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
В суд обратилась Калабина С. В. с исковыми требованиями к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) (далее по тексту ГУ УПФ) о восстановлении пенсионных прав. В исковом заявлении указала, что 02.03.2020 года обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, не менее 25 лет. 19.05.2020 года ГУ УПФ в назначении пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием требуемого для назначения досрочной пенсии 25 летнего педагогического стажа. Считает решение пенсионного органа незаконным. ГУ УПФ в специальный стаж не включены периоды работы воспитателем с 18.04.2003 года по 01.06.2003 года, с 15.07.2003 года по 25.08.2003 года, с 31.08.2003 года по 05.10.2003 года, с 11.10.2003 года по 14.12.2003 года, с 20.12.2003 года по 31.12.2003 года. В рамках действующего законодательства норма педагогической нагрузки воспитателей дошкольных образовательных учреждений за ставку заработной платы была снижена до 30 часов в неделю. В указанный период она не могла установить иной режим работы и выполняла условия соглашения, в том числе, установленную работодателем 30 часовую норму рабочего времени. При этом, оплата труда в указанные периоды работодателем производилась как при выполнении нормы рабочего времени в количестве 36 часов, следовательно, все удержания, в том числе и по пенсионному страхованию производились в полном объеме.
Просит признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии ГУ УПФ № от 19.05.2020 года; обязать ГУ УПФ зачесть в педагогический стаж период работы с 18.04.2003 года по 01.06.2003 года, с 15.07.2003 года по 25.08.2003 года, с 31.08.2003 года по 05.10.2003 года, с 11.10.2003 года по 14.12.2003 года, с 20.12.2003 года по 31.12.2003 года; а также взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
В судебном заседании истец Калабина С. В. заявленные требования поддержала в полном объеме, привела аналогичные доводы изложенному в исковом заявлении. Суду пояснила, что 02.03.2020 года обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, не менее 25 лет. 19.05.2020 года ГУ УПФ в назначении пенсии ей было отказано, в связи отсутствием требуемого стажа. ГУ УПФ в специальный стаж не включен период работы воспитателем в МДОУ детский сад № с 18.04.2003 года по 01.06.2003 года, с 15.07.2003 года по 25.08.2003 года, с 31.08.2003 года по 05.10.2003 года, с 11.10.2003 года по 14.12.2003 года, с 20.12.2003 года по 31.12.2003 года. Отказ ГУ УПФ мотивирован тем, что не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы. В спорный период Постановлением Президиума Госсовета Правительства УР от 29.09.1995 года норма нагрузки была снижена до 30 часов в неделю. Заработная плата выплачивалась за полную ставку.
Представитель ГУ УПФ Горобченко Е. А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, письменные возражения поддержала. Суду пояснила, что Калабина С. В. обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной пенсии 02.03.2020 года. В педагогический стаж не были включены периоды работы в качестве воспитателя детского сада с 18.04.2003 года по 01.06.2003 года, с 15.07.2003 года по 25.08.2003 года, с 31.08.2003 года по 05.10.2003 года, с 11.10.2003 года по 14.12.2003 года, с 20.12.2003 года по 31.12.2003 года. В указанные периоды истица не вырабатывала норму рабочего времени, установленную Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», которым была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в недели – воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Согласно справке уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, имеющейся в материалах пенсионного дела, норма учебной (педагогической) нагрузки, установленной за ставку заработной платы, с 18.04.2003 года по 01.06.2003 года, с 15.07.2003 года по 25.08.2003 года, с 31.08.2003 года по 05.10.2003 года, с 11.10.2003 года по 14.12.2003 года, с 20.12.2003 года по 31.12.2003 года выполнена Калабиной С. В. исходя из занятости - 0,83 ставки. Фактически Калабина С. В. работала 30 часов. Просит Калабиной С. В. в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
02.03.2020 года Калабина С. В. обратилась в ГУ УПФ с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Решением ГУ УПФ от 19.05.2020 года Калабиной С. В. в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с наличием специального педагогического стажа в виде 24 года 06 месяцев 18 дней, вместо требуемых 25 лет. При этом, пенсионным органом не были включены в специальный стаж периоды работы в качестве воспитателя в МДОУ детский сад № с 18.04.2003 года по 01.06.2003 года, с 15.07.2003 года по 25.08.2003 года, с 31.08.2003 года по 05.10.2003 года, с 11.10.2003 года по 14.12.2003 года, с 20.12.2003 года по 31.12.2003 года.
Как следует из трудовой книжки истицы, 16.01.1995 года Калабина С. В. переведена на работу в АО «Элеконд» воспитателем детского сада №; 12.07.1995 года уволена переводом в ГОРОНО, в связи с переводом я/сада на баланс ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР; 18.07.1995 года принята воспитателем в детские ясли - сад № ГОРОНО ст. 29 п. 5 КЗоТ РФ на время декретного отпуска; 21.03.1996 года ГОРОНО преобразовано в Управление народного образования; 01.09.1999 года дошкольное образовательное учреждение ясли - сад № переименовано в дошкольное образовательное учреждение детский сад №; 19.08.2011 года МДОУ детский сад комбинированного типа № переименовано в МБДОУ детский сад комбинированного типа №; 10.12.2015 года МБДОУ детский сад комбинированного типа № переименовано МБДОУ детский сад №; 04.03.2020 года МБДОУ детский сад № реорганизовано в форме присоединения МБДОУ детский сад №.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.
Согласно Списку № 781 к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, относятся, в частности, дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований.
В пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка № 781, предусмотрена должность «воспитателя».
В ходе рассмотрения дела установлено, и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что в спорный период времени Калабина С. В. работала в качестве воспитателя в МДОУ детский сад №.
Доводы ответчика основаны на том, что в представленных индивидуальных сведениях страхователем МБДОУ детский сад №, ставка за периоды с 18.04.2003 года по 01.06.2003 года, с 15.07.2003 года по 25.08.2003 года, с 31.08.2003 года по 05.10.2003 года, с 11.10.2003 года по 14.12.2003 года, с 20.12.2003 года по 31.12.2003 года указана не в полном объеме, следовательно, истцом в указанный период не выполнена норма педагогической нагрузки в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы от 29.10.2002 года № 781.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы «…начиная с 01.09.2000 года при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад)…».
Статья 333 ТК РФ устанавливает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.
В связи с чем, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее по тексту – постановление Правительства РФ № 191) была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в недели – воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 года № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», с изменениями от 31 января и 31 марта 2000 года (далее по тексту – Постановление УР № 82/258), воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.
Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 постановления УР № 82/258).
Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из нее, в т. ч. и в Пенсионный фонд, производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы.
Судом установлено, что истица Калабина С. В. работала на полную ставку воспитателя, вырабатывала педагогическую нагрузку, установленную постановлением Правительства УР № 82/258, получала заработную плату, установленную на ставку заработной платы (должностной оклад) воспитателя детского дошкольного учреждения, с которой производились регулярные ежемесячные страховые взносы в Пенсионный фонд. Данное обстоятельство подтверждается лицевыми счетами за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2003 года, тарификационным списком за 2003 год.
Учитывая изложенное, периоды работы истицы с 18.04.2003 года по 01.06.2003 года, с 15.07.2003 года по 25.08.2003 года, с 31.08.2003 года по 05.10.2003 года, с 11.10.2003 года по 14.12.2003 года, с 20.12.2003 года по 31.12.2003 года подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, исковые требования Калабиной С. В. подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ - стороне в пользу которой состоялось решение суд присуждает к взысканию с другой стороны понесенные судебные расходы.
Поскольку исковые требования Калабиной С. В. удовлетворены, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей 00 копеек подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Калабиной <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонного) № от 19 мая 2020 года в части исключения периодов работы Калабиной <данные изъяты> в должности воспитателя МДОУ детский сад № с 18.04.2003 года по 01.06.2003 года, с 15.07.2003 года по 25.08.2003 года, с 31.08.2003 года по 05.10.2003 года, с 11.10.2003 года по 14.12.2003 года, с 20.12.2003 года по 31.12.2003 года 37 с 01.09.2003 года по 11.09.2003 года, с 19.09.2003 года по 31.12.2003 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Калабиной <данные изъяты> периоды работы в должности воспитателя МДОУ детский сад № с 18.04.2003 года по 01.06.2003 года, с 15.07.2003 года по 25.08.2003 года, с 31.08.2003 года по 05.10.2003 года, с 11.10.2003 года по 14.12.2003 года, с 20.12.2003 года по 31.12.2003 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле (межрайонного) в пользу Калабиной <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение принято судьей в окончательной форме 09 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме через Сарапульский городской суд.
Судья Л. В. Майорова