Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7235/2011 ~ М-6723/2011 от 26.09.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2011 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Погодиной С.В. с участием представителя истицы Яблонской Е.В. и представителя ответчика Суржко Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яблонской Н.К. к Петрозаводскому городскому Совету (Петросовету) о признании незаконным прекращения выплаты надбавки к трудовой пенсии,

установил:

Яблонская Н.К. обратилась в суд с требованиями к Петросовету о признании действий ответчика по прекращению выплаты надбавки к трудовой пенсии незаконными и об обязании устранить допущенное нарушение взысканием образовавшейся за период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ задолженности в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и продолжением с ДД.ММ.ГГГГ выплаты этой доплаты в размере <данные изъяты>% должностного оклада по соответствующей должности муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Иск мотивирован тем, что в связи с прекращением ДД.ММ.ГГГГ имевшей место в организации ответчика муниципальной службы Яблонской Н.К. назначалась предусмотренная Законом Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» указанная доплата, но в последующем её выплата была прекращена, а с ДД.ММ.ГГГГ возобновлена в неполном размере.

В судебном заседании представитель истицы заявленные требования поддержала, представитель ответчика высказал по ним возражения, полагая, что все причитающиеся Яблонской Н.К. денежные суммы выплачены, а текущие выплачиваются.

Заслушав пояснения представителей сторон и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск Яблонской Н.К. подлежит частичному удовлетворению.

Согласно Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

С введением в действие с 1 января 1997 года Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 5 декабря 1996 года № 160-ЗРК данным законодательным актом в пределах предоставленных Республике Карелия как субъекту Российской Федерации полномочий муниципальным служащим, а также лицам, имеющим стаж работы на муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин и получающим трудовую пенсию по старости, была гарантирована ежемесячная доплата к пенсии за счет местного бюджета. Размер данной доплаты ограничивался 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а срок ее выплаты определялся сроком, на который назначена трудовая пенсия.

С 13 августа 2007 года правовое регулирование данных отношений осуществлялось Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК, в соответствии со ст. 11 которого, законодатель констатировал право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Уставом Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было определено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности. Предусматривалось, что ежемесячная доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячная доплата составляла 55% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях муниципального служащего за каждый полный год выслуги сверх указанных сроков, при этом сумма пенсии (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80% его месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

С ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в соответствии с приведенными нормативно-правовыми актами Яблонской Н.К., имея в виду стаж её муниципальной службы, была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии, исходя из общей суммы трудовой пенсии и доплаты к ней в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., составляющей <данные изъяты>% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Соответствующие выплаты, изменявшиеся в своей величине в силу зависимости суммарного размера трудовой пенсии и доплаты от повышения размера пенсии, производились в пользу истицы ежемесячно вплоть по ДД.ММ.ГГГГ.

В последующем Законом Республики Карелия от 28 мая 2010 № 1388-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» были внесены изменения в ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия», согласно которым в ч. 2 слова «Сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты» заменена словами «Размер ежемесячной доплаты», а сама статья дополнена ч. 5: «Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.», в связи с чем Решением Петросовета от ДД.ММ.ГГГГ в ст. 56 Устава Петрозаводского городского округа внесены вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ изменения о том, что при сохранении права на получение спорной доплаты порядок её назначения, перерасчета и выплаты устанавливается решением Петросовета. Такой Порядок утвержден Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ , первоначально он вступил в силу с момента опубликования ДД.ММ.ГГГГ, а по Решению от ДД.ММ.ГГГГ – с ДД.ММ.ГГГГ. С учетом этого с ДД.ММ.ГГГГ возобновлена и по настоящее время Яблонской Н.К. осуществляется выплата доплаты в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., исходя из <данные изъяты>% от оклада по должности <данные изъяты>, которую занимала истица, – <данные изъяты> руб. с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что установлено утвержденным ДД.ММ.ГГГГ Порядком.

Возражая против иска и в обоснование выплаты за спорный период доплаты в размере приведенных <данные изъяты>%, ответчик ссылается на распространение Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. Однако этот подход не может быть принят судом.

Вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии, по крайней мере, государственным служащим субъектов Российской Федерации неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Имея в виду закрепленный п. 1 ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы в Российской Федерации» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд усматривает основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 1 декабря 1999 года № 189-О, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями Конституции Российской Федерации. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях Конституции Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости – предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Приведенному корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу «<данные изъяты>» и от 25 октября 2005 года по делу «<данные изъяты>»).

Действительно, норма Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК (в редакции Закона Республики Карелия от 28 мая 2010 года № 1388-ЗРК), предусматривая возможность установления минимально гарантированного размера спорной доплаты, по методу правового регулирования является диспозитивной и предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах законных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии по собственному усмотрению. Вместе с тем, предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, предполагает и его обязанность, в случае установления таковой, разработать механизм реализации этого права.

Внесением в Устав Петрозаводского городского округа соответствующих изменений орган местного самоуправления в пределах своей компетенции и полномочий подтвердил право на дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения для муниципальных служащих, но в период с ДД.ММ.ГГГГ по конец ДД.ММ.ГГГГ не принимал соответствующий механизм его реализации, в том числе в отношении тех муниципальных служащих, которые приобрели такое право на основании ранее действовавшего законодательства. Поэтому суд не усматривает препятствий для применения норм Закона Республики Карелия от 12 октября 2009 года № 1326-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» в части расчета размера доплаты в спорный период по аналогии, как регулирующего сходные правоотношения, с учетом положений ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которой в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Правоотношения и обязательства ответчика по выплате истице доплаты возникли до ДД.ММ.ГГГГ, а поскольку право на получение доплаты ранее им установлено и не утрачено в рамках действовавшего в спорный период правового регулирования, это означает, что муниципальное образование приняло на себя определенное социальное обязательство. Утверждение же в дальнейшем соответствующего порядка реализации установленного права в любом случае не должно затрагивать и ущемлять права тех лиц, которые приобрели право на доплату до введения в действие нового правового регулирования. Иное означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан.

По мнению суда, применение принципа недопустимости поворота к худшему, закреплено и в действующем в настоящее время муниципальном правовом акте. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа исключил зависимость размера доплаты от изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности), что соответствует принципу регулирования доплаты как дополнительного вида пенсионного обеспечения, закрепленному ч. 2 ст. 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК (в редакции Закона Республики Карелия от 28 мая 2010 года № 1388-ЗРК). Однако, сохранив прежние основания назначения доплаты, представительный орган установил минимальный и максимальный размеры доплаты – соответственно <данные изъяты>% и <данные изъяты>% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, тогда как ранее ее размеры составляли от <данные изъяты>% и <данные изъяты>%.

Яблонская Н.К. имеет стаж, установленный как в ч. 1 ст. 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года №1107-ЗРК (в редакции Закона Республики Карелия от 28 мая 2010 года № 1388-ЗРК), так и ст. 56 Устава Петрозаводского городского округа. Процентное выражение устанавливавшейся ей надбавки не превышает оговоренный законом максимальный предел. Иной размер доплаты, установленный Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, к рассматриваемым правоотношениям на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно по вышеизложенным причинам неприменим. Ранее приобретенное истицей право ответчик не оспаривает.

Размер спорной доплаты на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> (оклад по должности, занимаемой на день прекращения муниципальной службы) х <данные изъяты>% х <данные изъяты>), а с учетом выплаченных <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в месяц. Её общая задолженность – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> х <данные изъяты> + <данные изъяты> (<данные изъяты> : <данные изъяты> х <данные изъяты>)), и взыскание данной суммы – единственная правомерная и допустимая законом форма восстановления заявленного истицей к судебной защите нарушенного права. За спорный период выплаты как таковые не приостанавливались, как следствие, требование о признании действий ответчика по прекращению этих выплат незаконными необоснованны.

Не усматриваются и достаточные правовые основания для судебного вмешательства во взаимоотношения сторон, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Именно с данной даты вступило в силу Решение Петросовета от ДД.ММ.ГГГГ (п. 1 Решения Петросовета от ДД.ММ.ГГГГ оценивается судом в свете ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Утвержденный им Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа является нормативным правовым актом и подлежит применению с момента вступления в силу. Ответчиком же предписания этого акта соблюдаются, то есть по сути дополнительное понуждение Петросовета к этому силой судебного решения объективно не требуется. В этой части иска фактически Яблонской Н.К. ставится вопрос о последующем распространении на нее прежнего (ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ) правового режима. Однако, учитывая право органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления корректировать правила исчисления выплат, подобных спорным, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, состоявшееся изменение, как осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, не может быть признано нарушающим право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1190-О-О, от 11 мая 2006 года № 88-О, от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О).

На основании ст.ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию <данные изъяты> руб. в возмещение понесенных расходов по оплате государственной пошлины. С учетом ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации размер этого сбора по делу в целом уменьшается судом до данной суммы.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Яблонской Н.К. к Петрозаводскому городскому Совету о признании незаконным прекращения выплаты надбавки к трудовой пенсии удовлетворить частично.

Взыскать с Петрозаводского городского Совета в пользу Яблонской Н.К. <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. доплаты к трудовой пенсии и <данные изъяты> руб. в возмещение судебных расходов.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней.

Судья

К.Л.Мамонов

В порядке ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 28 октября 2011 года.

Судья

К.Л.Мамонов

2-7235/2011 ~ М-6723/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Яблонская Нина Кирилловна
Другие
Петрозаводский городской Совет
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Мамонов К.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
26.09.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2011Передача материалов судье
27.09.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2011Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.10.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2011Судебное заседание
01.11.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2011Дело оформлено
02.12.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее