Дело № 2а-9037/16-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2016 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Журавлевой Н. В. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным заключения межведомственной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении ответчика к действиям,
установил:
Журавлева Н.В. обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что она является собственником помещения в многоквартирном доме по адресу <адрес> Заключением межведомственной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ не выявлены основания для признания многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>Б аварийным и подлежащим сносу. С заключением истец не согласна, полагает его не основанным на нормах действующих нормативно-правовых актов, просит признать незаконным, отменить заключение межведомственной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию Петрозаводского городского округа в лице межведомственной комиссии устранить допущенные нарушения ее прав и законных интересов, произвести обследование многоквартирного жилого <адрес> и принять решение в соответствии с действующим законодательством в срок не позднее месяца со дня вступления решения в законную силу, взыскать с административного ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании Журавлева Н.В. заявленные требования поддержала по основаниям указанным в административном иске. Дополнительно пояснила, что согласно заключению проектной организации, выполненного по результатам обследования технического состояния дома, несущие конструкции дома находятся в аварийном состоянии, жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, представляет угрозу для жизни проживающих в нем людей. Данное обстоятельство, согласно пункту 33 Положения, по ее мнению, не позволяет признать жилой дом пригодным для проживания. Кроме того пояснила, что о заседании межведомственной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа ДД.ММ.ГГГГ она была извещена, пришла в назначенное время вместе с ФИО5, доложила о явке, однако их никто не вызвал. Впоследствии вышел секретарь и сказала, что по их дому принято решение о ремонте, заключение комиссии придет по почте.
Администрация Петрозаводского городского округа своего представителя в судебное задание не направила, просила рассмотреть дело без их участия, иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Фонд капитального ремонта РК ФИО6, считала иск подлежащим удовлетворению, по основаниям изложенным в отзыве на иск, считает, что выводы, содержащиеся в техническом заключении, выполненном ООО «<данные изъяты>», согласно пункту 33 Положения, не позволяют признать жилой дом пригодным для проживания.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля ФИО5, полностью подтвердившей показания Журавлевой Н.В., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что административный истец является собственником помещения в многоквартирном доме по адресу в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Журавлева Н.В., действующая от лица жильцов <адрес> по <адрес> обратилась в Администрацию ПГО с заявлением о рассмотрении вопроса о признании многоквартирного жилого <адрес> аварийным. К заявлению было приложено строительно-техническое заключение ООО «<данные изъяты>» в отношении вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
Согласно п. 8 ч. 1 от. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Требования, предъявляемые к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2016) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 7 вышеназванного Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии.
Положением определены требования, которым должно отвечать жилое помещение: несущие и ограждающие конструкции жилого помещения в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не должны приводить к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и должны обеспечивать безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилые помещения в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
В ходе рассмотрения документов межведомственной комиссией было установлено, что <адрес> года постройки, 2 этажный, 8 квартирный, общ. площадь 456,2 м2., стены- рубленные; оборудован холодным водоснабжением, канализацией, печным отоплением. Представлено техническое заключение ООО «<данные изъяты>», проводившего обследование дома.
ООО «<данные изъяты>» при подготовке строительно-технического заключения руководствовался Методикой определения физического износа гражданских зданий, утвержденной приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 27.10.1970 № 404, СП 13-102-2003* «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий». Так в Методике определения физического износа гражданских зданий при физическом износе 61-80 % техническое состояние здание оценивается как «ветхое»; при 81-100% - «недопустимое». Понятие «ветхое» в действующем законодательстве отсутствует. В СП 13- 102-2003* уже введены понятия как «недопустимое», так и «аварийное». В ВСН 53-86(р), физический износ конструкций и элементов жилых зданий приведен только до 80%. ВСН 53- 86(р) предназначены для оценки физического износа жилых зданий, необходимой при технической инвентаризации, планировании и проектировании капитального ремонта жилищного фонда независимо от его ведомственной принадлежности. Таблицы, содержащиеся в ВСН 53-86(р), предусматривают перечень ремонтных работ, которые необходимы при разной степени износа. В некоторых случаях степень износа элементов, когда капитальный ремонт возможен, достигает 70 или 80 процентов. Износ более 80% ВСН 53-86(р) не предусмотрен, поскольку при таком износе ремонт нецелесообразен.
Физический износ конструкций многоквартирного <адрес> согласно заключению ООО «<данные изъяты>» составляет 61%, а по отдельным элементам не более 80%. Учитывая изложенное, Комиссией не были выявлены основания для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Решение межведомственной комиссии считается легитимным при наличии кворума членов комиссии. При вынесении решения по многоквартирному дому <адрес> кворум членов межведомственной комиссии имелся. Решение принято единогласно. По итогам рассмотрения комиссией было принято заключение о том, что основания для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу, не выявлены. Указанное заключение межведомственной комиссии было направлено истцу почтовым отправлением. Орган местного самоуправления письмом № от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что комиссией было принято заключение и основания для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу, не выявлены.
Согласно требованиям Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" в региональную программу капитального ремонта включаются все многоквартирные дома, расположенные на территории Республики Карелия, за исключением многоквартирных домов, в которых имеется менее трех квартир и многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу. Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 № 346-П утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы. Многоквартирный жилой <адрес> домов, подлежащих капитальному ремонту. Срок поведения ремонта указанного дома в соответствии с Региональной программой – 2020 год.
Между тем, в соответствии с требованиями абзаца пятого пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
В нарушение этих требований инициатор обращения Журавлева Н.В., являющаяся собственником <адрес> доме, не привлечена к работе в комиссии с правом совещательного голоса, что подтверждается показаниями административного истца и свидетеля ФИО5, указавших, что в назначенное время ДД.ММ.ГГГГ они пришли по адресу: <адрес>, доложили о явке, однако их никто не вызвал. Впоследствии вышел секретарь и сказала, что по их дому принято решение о ремонте, заключение комиссии придет по почте.
Указанное обстоятельство само по себе хотя и не должно было повлиять на результаты работы комиссии, но, тем не менее, свидетельствует о нарушении процедуры признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установленной настоящим Положением.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования о признании заключения межведомственной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому не выявлены основания для признания многоквартирного <адрес>, аварийным и подлежащим сносу незаконным, подлежащими удовлетворению. В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обязывает административного ответчика провести оценку соответствия спорного жилого помещения требованиям, предъявляемым действующим законодательством к жилым помещениям в установленные законом сроки.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Журавлевой Н. В. удовлетворить.
Признать заключение межведомственной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного <адрес> незаконным.
Обязать межведомственную комиссию Администрации Петрозаводского городского округа провести оценку соответствия многоквартирного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым действующим законодательством к жилым помещениям в установленные законом сроки.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 21.11.2016 года.