Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-604/2015 ~ М-519/2015 от 22.10.2015

Гражданское дело № 2-604/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

14 декабря 2015 г.                 с. Шалинское

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,

при секретаре Ильчук М.А.,

с участием представителя истца СНТ «Крутые горки» в лице председателя товарищества Толстиковой Е.К.,

рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела № 2-604/15 по исковому заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества «Крутые горки» к Аману М.С. об изъятии земельного участка в связи с неиспользованием по целевому назначению,

УСТАНОВИЛ:

Садоводческое некоммерческое товарищество «Крутые горки» (далее - СНТ «Крутые горки») обратилось в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к Аману М.С. об изъятии земельного участка в связи с неиспользованием по целевому назначению.

Исковые требования СНТ «Крутые горки» аргументированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации Манского района Красноярского края было создано СНТ «Крутые горки», само товарищество состоит из земель общего пользования, 148 земельных участков общей площадью 12 га., представлено садоводам для ведения садоводства с целью обеспечения рационального использования данных земельных участков. Руководителем СНТ «Крутые горки » является его председатель Толстикова Е.К., которая назначена на эту должность в соответствии с протоколом общего отчетно-выборного собрания товарищества от ДД.ММ.ГГГГ . 34 земельных участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являются заброшенными, заросли бурьяном, более 10 лет не обрабатываются, их владельцы не вносят обязательные и целевые платежи, сами участки являются пожароопасными, используются лицами, освободившимися из мест лишения свободы, ведущими антиобщественный образ жизни. СНТ «Крутые горки» неоднократно обращалось в адрес владельцев заброшенных земельных участков с просьбой принять меры по обработке участков и уплате взносов, обязательных платежей, однако надлежащих действий со стороны владельцев не последовало, в связи с чем в ДД.ММ.ГГГГ г. СНТ «Крутые горки» обратилось в Управление Росреестра по Красноярскому краю по поводу принятия мер к владельцам земельных участков, в том числе к владельцу земельного участка , которые в течение 10 лет не используют земельные участки по назначению, после чего по рекомендации Росреестра СНТ «Крутые горки» обратилось в Администрацию Манского района Красноярского края с заявлением о проведении проверок заброшенных земельных участков, принятию мер по их изъятию и передаче в товарищество. Администрация Манского района Красноярского края уведомила владельцев заброшенных земельных участков о необходимости принятия ими в установленный срок мер по устранению замечаний, однако в назначенный день ни один из владельцев, не явился на проверку, при этом, как показал проведенный осмотр, земельные участки, в том земельный участок , заросли сорной растительностью.

Исходя из изложенных обстоятельств, СНТ «Крутые горки», ссылаясь на положения Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ЗК РФ, просит суд: «прекратить путем изъятия право собственности Амана М.С. на земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>.».

Определением Манского районного суда Красноярского края от 26 октября 2015 г. в качестве соответчика привлечена Администрация Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю, Манский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Администрация Манского района Красноярского края.

Представитель истца СНТ «Крутые горки» в лице председателя товарищества Толстикова Е.К. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, указала на то, что Аман М.С. членом СНТ «Крутые горки» не является. Аман М.С. не обрабатывал спорный земельный участок более 10 лет. Аман М.С. членских взносов за земельный участок не платит, в соответствии с целевым назначением этот земельный участок не использует, вследствие чего земельный участок находится в запущенном состоянии, а потому Аман М.С. из-за своего бесхозяйного отношения к недвижимому имуществу подлежит лишению права собственности на земельный участок. Нормативная возможность прекращения права собственности лица на земельный участок, находящегося территории садоводческого некоммерческого товарищества, вследствие неиспользования этого земельного участка более 3 лет предусмотрена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключен между Аманом М.С. и ФИО5 только для виду, однако данное обстоятельство не препятствует принятию решения о прекращении права собственности Амана М.С. на этот земельный участок, который фактически из владения Амана М.С. не выбывал.

Ответчик Аман М.С., будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился, направил в адрес суда ходатайство, в котором просит гражданское дело производством прекратить, поскольку он (Аман М.С.) в настоящее время не является собственником земельного участка с кадастровым номером , в связи с заключенным с ФИО6 договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, который прошел государственную регистрацию в органах Росреестра.

Представитель ответчика Администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края, а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Манского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, в зал судебного заседания не явились, согласно поданным заявлениям, просят рассмотреть дело в их отсутствие, ссылаются на отсутствие каких-либо требований и возражений в отношении заявленных СНТ «Крутые горки» требований.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, Администрации Манского района Красноярского края, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату в адрес суда не направили, каких-либо возражений по поводу заявленных СНТ «Крутые горки» требований не принесли.

Разбирательство гражданского дела суд, согласно положениям ст. 167 ГПК РФ, проводит при имеющейся явке сторон в отсутствие не явившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.

Исследовав представленные материалы гражданского дела, с учетом мнения представителя истца, суд приходит к выводу о том, что заявленные СНТ «Крутые горки» исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Конституцией РФ ст. 35 предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, при этом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

ЗК РФ в пп. 1, 2 ст. 43 закреплено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами, при этом отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст. 42 ЗК РФ.

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в пп. 4 - 6 ст. 6 предусмотрено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, при этом принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по указанному основанию может осуществляться при условии неустранения указанных фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

Положениями ст. 3 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» закреплено, что правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного товарищества осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством РФ, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в п. 2 ст. 2 предусмотрено, что настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории РФ, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.

Нормативное содержание положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» свидетельствует о том, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, то есть, не состоя в членстве в садоводческом некоммерческом товариществе.

Правилами п. 2 ст. 47 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что садовод, огородник или дачник может быть лишен прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования либо аренды земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством, при этом обязательное заблаговременное предупреждение садовода, огородника или дачника о необходимости устранения допущенных нарушений законодательства, являющихся основаниями для лишения прав на земельный участок, осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством, а лишение прав на земельный участок при неустранении нарушений законодательства - в порядке, установленном Конституцией РФ и ГК РФ.

Нормативный порядок принудительного изъятия земельного участка у собственника вследствие его нерационального использования определен в ст. ст. 285 - 286 ГК РФ, и, согласно этому порядку, земельный участок может быть изъят у собственника, если использование этого участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки, при этом орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. 285 ГК РФ, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

ЗК РФ в п. 1 ст. 71 и пп. 1, 3 ст. 72 закреплено, что выявление нарушений земельного законодательства осуществляется уполномоченными государственными и муниципальными органами власти посредством проведения государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, при этом муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений осуществляют органы местного самоуправления городских и сельских поселений, а органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.

Правилами п. 7 ст. 71 и п. 1 ст. 72 ЗК РФ предусмотрено, что: 1) по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки; 1.2) в случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства РФ к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ; 2) в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения; 2.1) должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

ДД.ММ.ГГГГ, как установлено судом, Администрацией Манского района Красноярского края было вынесено постановление , согласно которому предприятиям и организациям <адрес>, членам садоводческих товариществ в собственность бесплатно и постоянное пользование были переданы земельные участки, при этом в соответствии со списком членов садоводческого товарищества «Крутые горки» среди указанных членов садоводческих товариществ значится ФИО1, которому был предоставлен земельный участок площадью 8 соток. ФИО1 в последующем было выдано свидетельство о праве собственности на землю, бессрочного постоянного пользования землей серия ККР 2400 , в соответствии с которым ему был представлен земельный участок , расположенный в <адрес>, площадью 0,08 га. (л.д. 32 - 34).

ФИО1 в последующем заключил с Аманом М.С. договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Аман М.С. приобрел у ФИО1 за плату в собственность земельный участок с кадастровым номером в границах плана, площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, представленный для ведения садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (л.д. 35 - 36).

Имущественные права Амана М.С. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с учетом представленных правоустанавливающих документов из Манского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, а также договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного между Аманом М.С. и ФИО6, содержащего отметку о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, позволяют суду установить, что в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Аман М.С. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером в границах плана, площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, представленный для ведения садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Расположение земельного участка в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка ЕГРЗ государственного реестра земель кадастрового района от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что данный земельный участок находится на территории СНТ «Крутые горки».

СНТ «Крутые горки» в соответствии с Уставом юридического лица, выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом положений п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», является некоммерческим объединением, и это объединение в силу положений действующего законодательства не наделено функциями органов государственной или муниципальной власти в сфере осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, а соответственно при таких данных, как считает суд, в силу положений п. 1 ст. 286 ГК РФ СНТ «Крутые горки» не может требовать прекращения права собственности Амана М.С. на спорный земельный участок.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», вопреки доводам представителя истца Толстиковой Е.К., не наделяет садоводческие некоммерческие товарищества правом изъятие земельных участков, расположенных на территории СНТ, у их собственников, в том числе и у тех, которые не состоят в членстве в СНТ.

Невозможность удовлетворения исковых требований СНТ «Крутые горки» обусловлена также и тем, что в соответствии с договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Аман М.С. продал спорный земельный участок ФИО6, однако исковых требований к ФИО6 со стороны СНТ «Крутые горки» не заявляется, имущественные права ФИО6 на земельный участок истцом не оспариваются.

Нормативную ссылку представителя истца Толстиковой Е.К. на положения Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» суд во внимание также не принимает, поскольку в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка ЕГРЗ государственного реестра земель кадастрового района от 06 августа 2004 г. разрешенное использование спорного земельного участка имеет значение «для ведения садоводства», а в соответствии п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что этот Федеральный закон не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются ведение дачного хозяйства, садоводства, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

СНТ «Крутые горки» к тому же в нарушение положений ст. ст. 285 - 286 ГК РФ, ст. ст. 71 - 72 ЗК РФ, п. 2 ст. 47 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не представило объективных доказательств вынесения в адрес Амана М.С. со стороны органов государственного земельного надзора предписаний об устранении нарушений земельного законодательства при владении спорным земельным участком.

Письменные ответы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ г., Администрации Манского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г., акт проверки Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ г. требованиям ст. 71 ЗК РФ не отвечают, поскольку не содержат каких-либо предписаний, адресованных Аману М.С. по устранению нарушений земельного законодательства при владении земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (л.д. 12 - 13, 18 - 20, 21).

Недоказанность СНТ «Крутые горки» обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование заявленных требований к Аману М.С. в части наличия в действиях ответчика нарушений земельного законодательства при владении спорным земельным участком, а также отсутствие у истца права на изъятие земельного участка в порядке ст. ст. 285 - 286 ГК РФ позволяет суду принять решение об отказе СНТ «Крутые горки» в удовлетворении заявленных исковых требований к Аману М.С. в полном объеме, при этом суд учитывает также и то, что спорный земельный участок в настоящее время не является собственностью Амана М.С. в связи с заключенным договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

Исковое требование СНТ «Крутые горки» о прекращении путем изъятия права собственности на земельный участок , расположенный по адресу: <адрес> площадью 800 кв.м. является имущественным требованием и, как следствие, такое требование подлежит стоимостной оценке.

ГПК РФ в п. 9 ч. 1 ст. 91 предусмотрено, что цена иска по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, определяется исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее - не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, - не ниже балансовой оценки объект.

Нормативное содержание положений п. 9 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ, с учетом требований Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», свидетельствует о том, что цена иска о праве собственности на земельный участок определяется, исходя из стоимости земельного участка, но не ниже его кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Красноярского края от 27 ноября 2013 г. № 618-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края, и согласно указанному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Нормативно установленная кадастровая стоимость спорного земельного участка свидетельствует о том, что, согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина по предъявленным СНТ «Крутые горки» исковым требованиям составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., однако при подаче искового заявление СНТ «Крутые горки» уплатило государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., а потому суд в соответствии с чч. 1, 2 ст. 103 ГПК РФ, п. 1 ст. 61-1 БК РФ, в связи с отказом СНТ «Крутые горки» в удовлетворении заявленных исковых требований, взыскивает с ответчика в пользу бюджета муниципального образования «Манский район Красноярского края» недоплаченную государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Садоводческого некоммерческого товарищества «Крутые горки» к Аману М.С. о прекращении путем изъятия права собственности Амана М.С. на земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м. - оставить без удовлетворения в связи с необоснованностью и недоказанностью.

Взыскать с Садоводческого некоммерческого товарищества «Крутые горки» в пользу муниципального образования «Манский район Красноярского края» недоплаченную государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий            А.П. Мордвинов

Резолютивная часть решения оглашена 14 декабря 2015 г.

Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2015 г.

2-604/2015 ~ М-519/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
СНТ "Крутые горки"
Ответчики
Аман Михаил Спартакович
Другие
Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю
администрация Манского района
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Суд
Манский районный суд Красноярского края
Судья
Мордвинов Александр Петрович
Дело на странице суда
mansk--krk.sudrf.ru
22.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2015Передача материалов судье
26.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2015Подготовка дела (собеседование)
18.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2015Судебное заседание
21.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2015Дело оформлено
31.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее