№ 12-311/2019
РЕШЕНИЕ
23 сентября 2019 г. г. Магадан
Судья Магаданского городского суда Магаданской области Малая В.Г.,
с участием защитников Шалферовой Ю.В., Зябликовой М.В., действующих на основании доверенности, которым разъяснены права, предусмотренные ч.5 ст. 25.5 КоАП РФ,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Бугаевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане в помещении Магаданского городского суда жалобу законного представителя - директора общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор «Магаданский» Зябликова В.И. на постановление № 4э/в-19/пс1 от 1 июля 2019 г. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Магаданской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области Бугаевой С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор «Магаданский», ОГРН 1104910003868, зарегистрированного 30 декабря 2010 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области, ИНН 4909108979, юридический адрес: г. Магадан, ул. Марчеканская, 1а, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
у с т а н о в и л а:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области Бугаевой С.В. №4э//в-19/пс1 от 1 июля 2019 г. общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор «Магаданский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица Зябликов В.И. обратился в Магаданский городской суд с жалобой, в которой ставил вопрос об отмене оспариваемого постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на допущенные административным органом нарушения норм материального и процессуального права.
Ссылаясь на ч. 6-7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой объекты размещения отходов вносятся в государственный peеcтp объектов размещения отходов (ГРОРО); запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, автор жалобы указал, что техническая документация на полигон размещения ТКО «Магаданский» при его вводе в эксплуатацию не оформлялась, в связи с несоответствием данного объекта современным требованиям, предъявляемым к объектам размещения отходов, полигон в государственный реестр объектов размещения отходов не включен.
В соответствии с ч. 8 ст. 29.1 данного Федерального закона, до 1 января 2023 г. объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды России от 14 мая 2019 г. № 303 (зарегистрирован министерством Юстиции РФ от 20 мая 2019 г. № 54658) утвержден Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов.
Указанный выше Приказ вступил в силу 31 мая 2019 г., что не позволяло реализовать мероприятия направленные на включение эксплуатируемого объекта размещения твердых коммунальных отходов в вышеуказанный Перечень.
Таким образом, до настоящего момента невозможно определить, будет ли продолжена эксплуатация полигона или, в случае отказа в выдаче заключения Минприроды России о возможности его дальнейшего использования, эксплуатация полигона будет прекращена.
Согласно п. 7.6 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» материалы обоснования комплексного экологического разрешения отнесены к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В соответствии с п. 3 Правил выдачи комплектных экологических разрешении, их переоформления пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 143, разрешение выдается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования разрешения.
Подготовить материалы обоснования комплексного экологического разрешения для прохождения государственной экологической экспертизы для объекта размещения отходов до включения его в ГРОРО либо Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации до 31 мая 2019 г. не представлялось возможным в силу отсутствия правовых оснований эксплуатации подобного объекта.
По вступлении Приказа Минприроды России от 14 мая 2019 г. № 303 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 20 мая 2019 г. № 54658) в законную силу ООО «Региональный оператор «Магаданский» направило в министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области заявление о включении полигона ТБО в перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта РФ с указанием характеристик объекта.
На основании вышеизложенного просил признать незаконным и отменить постановление № 4э/в-19/пс1 от 1 июля 2019 г. о назначении административного наказания, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Магаданской области Бугаевой С.В., а производство по делу прекратить.
В судебном заседании законный представитель юридического лица участия не принимал, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание обеспечена явка защитников.
Принимая во внимание положения ч.3 ст. 25.4 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника, судья приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие законного представителя юридического лица с участием защитников.
Защитники Зябликова М.В., Шалферова Ю.С. доводы жалобы также поддержали, просили отменить оспариваемое постановление, ссылаясь на приведенную в жалобе позицию юридического лица.
Принимавшая участие в судебном заседании 20 сентября 2019 г. государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Магаданской области Бугаева С.В. полагала, что представленные материалы дела позволяют сделать вывод об обоснованности принятого решения о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, в связи с чем просила оставить жалобу без удовлетворения, а оспариваемое постановление – без изменения, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитников, мнение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении и постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Магаданской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области Бугаевой С.В., в соответствии с ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
В соответствии с ч. 10 ст. 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» комплексное экологическое разрешение содержит в том числе: нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ (ред. от 25 декабря 2018 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 г., действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. |
В соответствии с заявкой об актуализации учетных сведений об объекте НВОС, в том числе об изменении источников и массы выбросов загрязняющих веществ, представленной ООО «Региональный оператор «Магаданский» 17 мая 2019 г., масса выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника (рабочие карты полигона ТБО) составляет 1,07628 тонн в год.
До 1 января 2019 г., а также до настоящего времени ООО «Региональный оператор «Магаданский» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не оформлялось.
Ч. 4 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ в редакции, действующей до 1 января 2019 г., на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, была возложена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. ООО «Региональный оператор «Магаданский» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, до 1 января 2019 г. у общества отсутствовала обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
С 1 января 2019 г. статья 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а именно: в соответствии с ч. 2 ст. 18 действующей редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ с 1 января 2019 г. и до получения комплексных экологических разрешений в сроки установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 г. включительно.
Приказом Минприроды от 18 апреля 2018 г. № 154 утвержден перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
Объект размещения твердых коммунальных отходов, отнесенный к I категории и эксплуатируемый ООО «Региональный оператор «Магаданский», не включен в вышеуказанный перечень.
В соответствии с ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 г. обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 2674-р размещение отходов производства и потребления относится к области применения наилучших доступных технологий.
Таким образом, учитывая переходные положения, установленные ч, 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 1 января 2019 г.
В соответствии с ч.7 ст. 18 действующей редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок).
В соответствии с п. 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. |
Таким образом, с 1 января 2019 г. у ООО «Региональный оператор «Магаданский» наступила обязанность по получению комплексного экологического разрешения либо иного разрешительного документа, предоставляющего право осуществлять деятельность по эксплуатации полигона ТБО в соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако до настоящего времени вышеуказанная обязанность ООО «Региональный оператор «Магаданский» исполнена не была.
С учетом изложенного должностным лицом административного органа сделан вывод о том, что обществом осуществляется деятельность с нарушением ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ.
Действия общества квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ как несоблюдение экологических требований при осуществлении деятельности в отсутствии разработанной и утвержденной программы производственного экологического контроля по объекту негативного воздействия на окружающую среду 1 категории.
Проанализировав содержание оспариваемого постановления наряду с доводами, изложенными в жалобе и приведенными защитниками в судебном заседании, судья приходит к следующему.
Вменяя в вину обществу неисполнение обязанности по получению комплексного экологического разрешения либо иного разрешительного документа, предоставляющего право осуществлять деятельность по эксплуатации полигона ТБО в соответствии с требованиями действующего законодательства, должностным лицом административного органа сделан вывод о том, что с 1 января 2019 г. у ООО «Региональный оператор «Магаданский» наступила такая обязанность, которая до настоящего времени не исполнена.
Административное правонарушение выявлено должностным лицом административного органа 31 мая 2019 г.
Вместе с тем такой вывод нельзя признать обоснованным, т.к. из приведенных положений ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что законодателем установлен срок для ее выполнения: в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 г. включительно (для обращения с заявкой на получение комплексного экологического разрешения).
Таким образом, вменение нарушения до наступления конкретного срока для исполнения обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», является необоснованным.
Отнесение данного нарушения к числу длящихся и установление даты его совершения 31 мая 2019 г., исходя из даты обнаружения, как об этом указано в оспариваемом постановлении, является ошибочным.
Кроме того, исходя из формулировки, содержащейся в постановлении от 1 июля 2019 г., общество признано виновным в несоблюдении экологических требований при осуществлении деятельности в отсутствии разработанной и утвержденной программы производственного экологического контроля по объекту негативного воздействия на окружающую среду 1 категории, что не соответствует диспозиции ч.1 ст. 8.1 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.1, 4).
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения жалобы законного представителя юридического лица и отмены оспариваемого постановления.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решила:
Жалобу законного представителя - директора общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор «Магаданский» Зябликова В.И. удовлетворить.
Постановление № 4э/в-19/пс1 от 1 июля 2019 г. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Магаданской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области Бугаевой С.В. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор «Магаданский» прекратить по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ, и опротестовано в том же порядке прокурором.
Судья В.Г. Малая