Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-481/2014 ~ М-344/2014 от 16.05.2014

.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п.Курагино 16 июля 2014 года

Курагинский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Чугунникова Е.В.,

с участием заявителя Гельрод О.С., представителя заявителя Федоровой Е.С.,

представителей ответчика Деминой Н.В., Усковой А.Д.,

при секретаре Дранишниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гельрод Оксаны Сергеевны к администрации Кочергинского сельсовета о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности совершить определенные действия и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Гельрод О.С. обратилась в суд с иском к администрации Кочергинского сельсовета мотивировав свои требования тем, что 27.06.2013 года обратилась в указанный орган местного самоуправления с заявлениями о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении ее в состав участников мероприятий долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 586-п от 13.10.2011 года. В нарушение тридцатидневного срока, установленного п. 1 ст.9 Закона Красноярского края от 23.05.2006 года № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» решение о признании ее в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма принято только 20.03.2014 года распоряжением администрации № 10-п. Решение по заявлению о включении ее в качестве участника в вышеуказанную долгосрочную целевую программу не принято до настоящего времени. Заявитель просила признать распоряжение администрации № 10-п от 20.03.2014 года в части даты постановки на учет заявителя и членов ее семьи незаконным и обязать администрацию Кочергинского сельсовета признать Гельрод О.С. и членов ее семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с даты обращения – 27.06.2013 года, а так же обязать администрацию Кочергинского сельсовета включить заявителя и членов ее семьи в качестве участников в долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 586-п от 13.10.2011 года с 27.06.2013 года и направить документы в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края. Кроме этого, заявитель просил в связи с допущенными нарушениями порядка рассмотрения ее заявлений взыскать с администрации Кочергинского сельсовета компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей.

В судебном заседании истец Гельрод О.С. и ее представитель Федорова Е.С. изложенные требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Гельрод О.С. дополнительно пояснила, что 27.06.2013 года обратилась в администрацию Кочергинского сельсовета с двумя заявлениями о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении ее в состав участников мероприятий долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 586-п от 13.10.2011 года (далее по тексту Целевую программу). При этом специалисты администрации не разъясняли ей, что со вторым заявлением необходимо обращаться в администрацию Курагинского района, наоборот пояснили, что сначала рассмотрят вопрос о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, а затем включат в состав участников Целевой программы. Расписка в получении документов ей не выдавалась. После этого ее неоднократно просили принести дополнительные документы именно для включения в состав участников Целевой программы, заверяя, что решение будет принято своевременно. Бездействие органа местного самоуправления она не оспаривала, доверяя органу местного самоуправления. В феврале 2014 года, не получив соответствующих решений, обратилась с жалобой в органы прокуратуры, из ответа которых 03.03.2014 года узнала, что ее заявления не рассмотрены. Только 20.03.2014 года было вынесено распоряжение № 10-п и, она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В результате бездействия органа местного самоуправления она сильно переживала, не смогла стать участником целевой программы, потеряла грудное молоко, в связи с чем понесла нравственные страдания. Размер компенсации морального вреда оценивает в 7000 рублей. Настаивает на всех требованиях к администрации Кочергинского сельсовета, просит иск удовлетворить.

Представитель истца Федорова Е.С. дополнительно пояснила, что в результате бездействия органа местного самоуправления заявительница не была своевременно в 2013 году признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и как следствие этого не стала участником Целевой программы, которая в настоящее время признана утратившей силу. Однако те лица, которые были признаны участниками программы в 2013 году, сохраняют свое право на получение социальных гарантий в 2014 году в первоочередном порядке. Поэтому полагает, что с целью восстановления нарушенного права заявительница должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты обращения в Кочергинскую администрацию – 27.06.2013 года и с этой же даты признана участником целевой программы. Полагает, что поскольку Целевая программа не предусматривает органа местного самоуправления, который уполномочен принимать решение о признании ее участником, то таким органом является орган местного самоуправления по месту жительства заявителя. Гельрод не разъяснялось, что таковым органом местного самоуправления является администрация Курагинского района, поэтому настаивает на удовлетворении заявленных требований к администрации Кочергинского сельсовета.

Представитель администрации Кочергинского сельсовета - Демина Н.В. заявление не признала. Пояснила, что 27.06.2014 года Гельрод О.С. действительно обратилась в администрацию с заявлением о признании ее участником Целевой программы. Поскольку участие в данной программе подразумевает под собой необходимость признание лица в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, администрация решила рассмотреть данный вопрос без отдельного соответствующего заявления. Решение по данному поводу было принятию только 20.03.2014 года, так как Гельрод О.С. длительное время не предоставляла весь необходимый пакет документов, о чем ей направлялись письма 24.01.2014 и 05.02.2014 года. До этих дат сообщалось устно. Органом, уполномоченным на признание лица участником целевой программы, является администрация Курагинского района, пояснить, почему по соответствующему заявлению от 27.06.2013 года Гельрод не принято какого-либо решения, в том числе, о направлении для рассмотрения в уполномоченный орган, не может. Книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации села не ведется. Полагает, что нарушения прав Гельрод не допущено.

Представитель администрации Кочергинского сельсовета Ускова А.Д., действующая на основании доверенности, поддержала доводы Деминой Н.В.

Третье лицо - Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края просило иск рассмотреть в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве представитель третьего лица полагал заявление Гельрод не подлежащим удовлетворению, поскольку последняя обратилась с заявлением о признании ее участником Целевой программы в неуполномоченный орган, будучи не признанной нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Принятие органом местного самоуправления решения о признании Гельрод нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с нарушением установленного срока не свидетельствует о его незаконности. Кроме этого, своевременное рассмотрение заявления Гельрод в течение 30 дней не повлекло бы за собой включение ее в состав участников Целевой программы, так как последний участник, включенный в сводный список, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в 2010 году.

Выслушав пояснения сторон и изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании п.5. ст. 52 Жилищного кодекса РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

Пунктом 5 указанной статьи так же определено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Красноярского края от 23.05.2006 года № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Принятие граждан на учет осуществляется на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет, либо через краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (ч. 2).

В силу ч. 1 ст.9 вышеуказанного Закона Красноярского края решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет с представленными к нему документами и документов, полученных по межведомственным запросам, органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о принятии на учет в Книге регистрации заявлений в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Закона.

Как установлено судом 27.06.2013 года Гельрод О.С. обратилась в орган местного самоуправления по месту своего жительства – администрацию Кочергинского сельсовета с заявлениями о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включении ее в состав участников мероприятий долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 586-п от 13.10.2011 года.

Решение о признании Гельрод О.С. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с 20.03.2014 года принято администрацией Кочергинского сельсовета 20.03.2014 года (распоряжение № 10-п).

Доводы представителей администрации Кочергинского сельсовета об отсутствии заявления Гельрод О.С. о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и, как следствие этого, отсутствие нарушений срока рассмотрения данного заявления суд расценивает критически.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из пояснений сторон и исследованных материалов учетного дела администрацией Кочергинского сельсовета заявление о признание Гельрод нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в нарушение требований Закона Красноярского края от 23.05.2006 года № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края», в установленном порядке не регистрировалось, расписка последней о получении органом местного самоуправления документов с указанием их перечня не выдавалась.

Между тем, в решении жилищной комиссии администрации Кочергинского сельсовета № 2-р от 19.03.2014 года и обжалуемом распоряжение № 10-п от 20.03.2014 года указывается о рассмотрении заявления Гельрод О.С. с семьей из трех человек о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах с учетом имеющегося заявления о признании Гельрод участником Целевой программы от 27.06.2013 года, поданного одновременно с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд полагает, что в указанную дату заявитель обратилась и с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма и нарушении органом местного самоуправления – администрацией Кочергинского сельсовета установленного Жилищных кодексом РФ и Законом Красноярского края от 23.05.2006 года № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» срока рассмотрения данного заявления – 30 рабочих дней.

Вместе с этим, учитывая, что органом местного самоуправления обжалуемое распоряжение № 10-п от 20.03.2014 года принято в пределах предоставленной компетенции, суд не усматривает оснований для изменения даты признания Гельрод О.С. нуждающейся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма с 20.03.2014 года на 27.06.2013 года. Жилищный кодекс РФ и Закон Красноярского края от 23.05.2006 года № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» не предусматривает обязанность органа местного самоуправления в случае обращения гражданина признавать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения с момента подачи заявления. Напротив, в силу п. 2 ст. 9 вышеуказанного закона Красноярского края граждане считаются принятыми на учет со дня принятия органом, осуществляющим принятие на учет, решения о принятии на учет. Бездействие органа местного самоуправления при рассмотрении заявлений Гельрод не обжаловалось. Доводы заявителя и его представителя о нарушении срока рассмотрения данного заявления к таковым основаниям так же отнесены быть не могут.

Не усматривает суд и оснований для возложения на администрацию Кочергинского сельсовета обязанности включить заявителя в качестве участника в долгосрочную целевую программу «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 586-п от 13.10.2011 года с 27.06.2013 года и направить документы в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края.

На основании п. 6 подраздела 3.1 указанной Целевой программы участие органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского в мероприятиях программы осуществляется на добровольной основе и на основании соглашений, заключенных с министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края (далее - Министерство).

Пункт 2 подраздел 3.3 Программы предусматривает, что участники программы, имеющие собственные средства, изъявившие желание улучшить жилищные условия в рамках реализации мероприятий настоящего подраздела программы, представляют на бумажном носителе или в электронной форме в органы местного самоуправления заявление о включении в список участников программы по форме согласно приложению N 3 к программе с приложением следующих документов……….

В силу пункта 3 указанного подраздела органы местного самоуправления проверяют правильность оформления представленных документов, а также достоверность содержащихся в них сведений, формируют и направляют в Министерство списки участников программы, имеющих собственные средства и изъявивших желание участвовать в мероприятии настоящего подраздела программы с приложением документов, указанных в пункте 2 настоящего подраздела.

В соответствии с Соглашением от 21.11.2011 года заключенным между Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края и администрации Курагинского района органом местного самоуправления уполномоченным в 2011-2013 гг. осуществлять прием заявлений и документов, необходимых для участия в программе «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 586-п от 13.10.2011 года, формировать списки граждан участников программы и направлять их в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края является администрация Курагинского района.

С учетом изложенного заявление Гельрод О.С. о признании ее и членов семьи участниками рассматриваемой программы подано в орган местного самоуправления не уполномоченный на рассмотрение данного вопроса, а требование, изложенное в заявление о возложении обязанности на администрацию Кочергинского сельсовета включить заявителя в качестве участника в долгосрочную целевую программу «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 586-п от 13.10.2011 года с 27.06.2013 года и направить документы в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края предъявлено к ненадлежащему ответчику. Кроме этого, заявление Гельрод О.С. по существу не рассматривалось, в связи с чем суд не уполномочен разрешить вопрос об участии Гельрод в указанной целевой программе. Доводы представителя заявителя о том, что Гельрод О.С. не сообщалось о том, что она обратилась в неуполномоченный орган, правового значения не имеют.

В судебном заседании заявителю и его представителю судом разъяснялось об отсутствии у администрации Кочергинского сельсовета полномочий по включению Гельрод О.С. в состав участников рассматриваемой программы и направлении документов в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, однако, Гельрод О.С. и Федорова Е.С. настаивали на рассмотрении требований к администрации Кочергинского сельсовета.

Рассматривая требования Гельрод О.С. о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. ст. 9 и 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению с дачей письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона

На основании п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 151 ГК РФ определено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Нормой ст. 1101 ГК РФ определено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из содержания и смысла норм главы 59 ГК РФ и разъяснений в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», основаниями для наступления ответственности за причиненный вред являются: противоправные виновные действия либо бездействие ответчика, причинение этими действиями либо бездействием физических и нравственных страданий, а также причинная связь между указанными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий.

В судебном заседании достоверно установлено, что при рассмотрении заявлений Гельрод О.С., поступивших 27.06.2013 года в администрацию Кочергинского сельсовета, о признании Гельрод нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включении ее в состав участников мероприятий долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 586-п от 13.10.2011 года органом местного самоуправления допущено бездействие. Так, заявление о признании Гельрод О.С. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в нарушение установленного срока – 30 рабочих дней, рассмотрено администрацией Кочергинского сельсовета 20.03.2014 года, по заявлению Гельрод О.С. о включении ее в состав участников мероприятий долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 586-п от 13.10.2011 года в нарушение положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в установленный законом 7-дневный срок и до настоящего времени решение о направлении в компетентный орган не принято.

Суд полагает, что данное незаконное бездействие органа местного самоуправления при рассмотрении обращений Гельрод О.С. причинило последней заявителю определенные беспокойства, повлекло необходимость обращения за защитой нарушенного права в органы прокуратуры и суд, не позволило уполномоченному органу рассмотреть заявление Гельрод О.С. об участии в целевой программе по улучшению жилищных условий, то есть нарушило личные неимущественные права Гельрод О.С., в связи с чем заявитель имеет право на компенсацию морального вреда.

Доводы Гельрод О.С. о том, что бездействие администрации повлекло за собой бессонницу, головные боли и иное ухудшение здоровья в нарушение ст. 56 ГПК РФ не подтверждено соответствующими доказательствами.

При таких данных размер компенсации морального вреда в сумме <...> рублей суд признает обоснованным, соответствующим характеру перенесенных истцом нравственных страданий, степени и длительности нарушения ее прав, конкретным обстоятельствам дела, степени вины ответчика, являющимся разумным и справедливым.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Гельрод О.С. удовлетворить частично, взыскать с администрации Кочергинского сельсовета за счет казны муниципального образования «Кочергинский сельсовет» в пользу Гельрод Оксаны Сергеевны компенсацию морального вреда в размере <...> рублей, в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (21.07.2014) через Курагинский районный суд.

Председательствующий Е.В.Чугунников

2-481/2014 ~ М-344/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гельрод О.С.
Ответчики
Администрация Кочергинского С/Совета
Суд
Курагинский районный суд Красноярского края
Судья
Чугунников Е.В.
Дело на странице суда
kuragino--krk.sudrf.ru
16.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2014Передача материалов судье
16.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2014Судебное заседание
16.07.2014Судебное заседание
16.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2014Дело оформлено
23.10.2014Дело передано в архив
21.11.2014Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.11.2014Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.12.2014Судебное заседание
30.03.2015Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее