.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2013г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,
при секретаре Спириной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Напольских С.А. об оспаривании действий (решения) отдела УФМС России по Красноярскому краю в г. Железногорске, действий (решения) Военного комиссариата Красноярского края,
У С Т А Н О В И Л :
Напольских С.А. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия военного комиссариата Красноярского края, выразившиеся в предоставлении сведений об ограничении права на выезд за пределы РФ, признать незаконными действия (решение) отдела УФМС России по Красноярскому краю в г. Железногорске, выразившиеся в отказе в выдаче ему паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределамиРоссийской Федерации (заграничного паспорта), просит обязать Военный комиссариат Красноярского края в случае поступления любых запросов предоставлять сведения об отсутствии оснований для ограничения права на выезд Напольских С.А. до призыва на военную службу, просит обязать отдел УФМС России по Красноярскому краю выдать Напольских С.А. заграничный паспорт в соответствии с первоначально поданным в УФМС заявлением.
Заявитель указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел УФМС России по Красноярскому краю в г. Железногорске с заявлением о выдаче заграничного паспорта, по истечении месяца ему устно сообщили, что ему ограничен выезд за пределы РФ по причине того, что по данным военного комиссариата он подлежит призыву на военную службу и ему отказано в выдаче заграничного паспорта. Заявитель полагает указанное решение незаконным, поскольку отсутствует решение призывной комиссии о призыве его на военную службу.
Заявитель, представители ответчиков: отдела в г. Железногорске УФМС России по Красноярскому краю, Военного комиссариата Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. В своих заявлениях суду просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. Напольских С.А. обратился в отдел в г. Железногорске УФМС России по Красноярскому краю с заявлением о выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (заграничного паспорта).
Из военного комиссариата на межведомственный запрос отдела УФМС получен ответ, в котором указано, что призывник Напольских С.А. временно ограничен в праве выезда из Российской Федерации до 31 декабря 2013г.
По указанным основаниям Напольских С.А. в оформлении и выдаче паспорта было отказано.
Заявитель, ссылаясь на нарушение его прав, просит признать действия (решения) ответчиков незаконными.
В силу положений ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с частями 1, 4 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В силу ст. 249 ГПК РФ ответчики были обязаны доказать законность оспариваемых решений (действий).
Оценивая представленные суду сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ответчики законность оспариваемых заявителем действий не доказали.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Конституции РФ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года №114-ФЗ предусмотрено, что гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 15этого же Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы.
Согласно ст. 16этого же Федерального закона во всех случаях временного ограничения права на выезд из РФ, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, орган внутренних дел выдает гражданину РФ уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из РФ.
По смыслу вышеприведенной нормы закона, организация, принявшая на себя ответственность за ограничение права гражданина на выезд из РФ, обязана обосновать необходимость ограничения конституционного права гражданина на выезд. Следовательно, ограничение права любого гражданина на выезд из РФ ставится законодателем в зависимость не только от наличия формальных оснований (наличия обязательств, наложенных на гражданина судом), но и от связанных с ними конкретных фактических обстоятельств.
Согласно совместному Приказу ФМС РФ N 100 и Министра обороны РФ N 507 от 15.04.2011 г. "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия ФМС России, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений с Минобороны России, военными комиссариатами и отделами военных комиссариатов при оформлении гражданам Российской Федерации, подлежащим призыву на военную службу либо направлению на альтернативную гражданскую службу, паспорта гражданина РоссийскойФедерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" при обращении в ФМС России (в пределах компетенции), территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение гражданина, подлежащего призыву на военную службу либо направлению на альтернативную гражданскую службу, с заявлением о выдаче заграничного паспорта ФМС России (в пределах компетенции), территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение в течение трех календарных дней со дня приема заявления направляет в отдел военного комиссариата, в котором заявитель состоит на воинском учете, запрос о предоставлении информации о временном ограничении права заявителя на выезд из Российской Федерации либо об отсутствии такого ограничения.
Пунктом 6указанной Инструкции предусмотрено, что при поступлении из отдела военного комиссариата информации об ограничении права на выезд паспорт не оформляется и (или) не выдается, одновременно заявителю выдается уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения права на выезд, дата и регистрационный номер решения призывной комиссии о призыве на военную службу (направлении на альтернативную гражданскую службу), устанавливающего ограничение права на выезд, полное наименование призывной комиссии, дата утверждения ее состава высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и юридический адрес военного комиссариата субъекта Российской Федерации.
Последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, осуществляемых ФМС России при предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации определены Приказом ФМС РФ от 15.10.2012 г. №320 "Об утверждении Административного регламентапредоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».
Пунктом 31 Административного регламента предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов:
31.1. Справка военного комиссариата по форме, установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663».
В случае, если предусмотренный настоящим пунктом документ не представлен заявителем мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, проживающим на территории Российской Федерации и не прошедшим военную службу по призыву либо альтернативную гражданскую службу (за исключением случаев, указанных в абзаце третьем пункта 28.1.7 Административного регламента), указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется военным комиссариатом на основании межведомственного запроса ФМС России (в пределах компетенции), территориального органа или подразделения.
Согласно пункту 32 Административного регламентадокументы, предусмотренные пунктами 31.1 и 31.2 Административного регламента, заявитель вправе представить по собственной инициативе. Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно пункту 75 в целях выявления оснований, которые могут повлечь временное ограничение права заявителя на выезд из Российской Федерации и отказ в оформлении и (или) выдаче паспорта и при непредставлении заявителем документов, предусмотренных пунктом 31.1 Административного регламента ФМС России (в пределах компетенции), территориальный орган или его подразделение направляет межведомственный запрос в военный комиссариат.
При наличии оснований для временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации территориальный орган, подразделение или ФМС России (в пределах компетенции) получают из военного комиссариата сообщение с указанием:
основания и срока ограничения;
даты и регистрационного номера решения призывной комиссии о призыве на военную службу (направлении на альтернативную гражданскую службу), устанавливающего ограничение права на выезд;
полного наименования призывной комиссии, даты утверждения ее состава высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;
юридического адреса военного комиссариата субъекта Российской Федерации (пункт 75.4).
В случае непоступления ответа в установленные сроки из отдела военного комиссариата, в течение последующих 3 рабочих дней с даты принятия решения об оформлении и выдаче паспорта, направляется уведомление о принятом решении в отдел военного комиссариата (пункт 75.5).
В соответствии с пунктом 88 Административного регламента при наличии оснований для временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьей 15 Федерального закона, либо при наличии заявления о несогласии одного из законных представителей несовершеннолетнего гражданина на его выезд из Российской Федерации паспорт не оформляется и (или) не выдается. Заявителю выдается письменное уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.
Пунктом 23 Приложения №9 (Порядок формирования картотеки личный дел призывников) к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом МО РФ от 02 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663» предусмотрено, что при рассмотрении вопроса о выезде гражданина из Российской Федерации военным комиссариатом для представления в паспортно-визовую службу органа внутренних дел, оформляющего документы на выезд, выдаются:
гражданину, в отношении которого призывной комиссией не принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу, - справка согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
гражданину, в отношении которого призывной комиссией принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу, - справка согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
Принятие оспариваемого решения, таким образом, находится в компетенции УФМС, которое при этом должно руководствоваться вышеназванными Административным регламентом и Инструкцией, а предоставляемая органами Военного комиссариата информация, в компетенции которого в свою очередь находится решение вопросов относительно ограничения выезда призывников, должна содержать сведения в редакции в соответствии с предъявляемыми нормативными требованиями.
Судом было установлено, что подтверждается материалами личного дела призывника, что на момент обращения Напольских С.А. с заявлением об оформлении и выдаче ему заграничного паспорта решение о его призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу призывной комиссией не принималось.
Военным комиссариатом Красноярского края не было представлено каких-либо доказательств того, что такое решение в отношении Напольских С.А. не могло быть принято ввиду неправомерных действий самого Напольских С.А. по уклонению от призыва и от явки на медицинскую и призывную комиссию.
Вместе с тем, содержание представленного на межведомственный запрос отделом военного комиссариата Красноярского края по г. Железногорску ответа не соответствуют предъявляемым к его оформлению и содержанию требованиям: не содержат ссылку на основания ограничения; дату и регистрационный номер решения призывной комиссии о призыве на военную службу (направлении на альтернативную гражданскую службу), устанавливающего ограничение права на выезд; полное наименование призывной комиссии, дату утверждения ее состава высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Решение об отказе в оформлении и выдаче заграничного паспорта, таким образом, было принято в отсутствие надлежащим образом оформленных сведений о наличии ограничений для выезда из Российской Федерации, то есть без законных к тому оснований, поэтому является незаконным и необоснованным.
При таких обстоятельствах суд полагаетнезаконными действия военного комиссариата Красноярского края, выразившиеся в предоставлении сведений об ограничении права на выезд за пределы РФ, признать незаконными действия (решение) отдела УФМС России по Красноярскому краю в г. Железногорске, выразившиеся в отказе в выдаче ему паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (заграничного паспорта) и обязывает ответчиков устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Как указано в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Напольских С.А. удовлетворить.
Признать незаконными действия военного комиссариата Красноярского края, выразившиеся в предоставлении сведений об ограничении права на выезд за пределы РФ, признать незаконными действия (решение) отдела УФМС России по Красноярскому краю в г. Железногорске, выразившиеся в отказе в выдаче ему паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (заграничного паспорта), обязывать устранить допущенное нарушение прав и свобод.
Обязать отдел в г. ЖелезногорскеУправления Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю оформить и выдать Напольских С.А. паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 08 декабря 2012г. путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова
.