Дело № 2 – 1023/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 18 февраля 2015 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гневышевой М.А.,
при секретаре Вострых О.В.,
с участием представителя истца Каюмовой ФИО7 представителя ответчика – адвоката Исеновой ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Тюменской области к Рахматуллиной ФИО9 об изъятии земельного участка для государственных нужд Тюменской области путем выкупа,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском об изъятии у ответчика путем выкупа для государственных нужд Тюменской области земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции, площадь <данные изъяты> кв. м., адрес: <адрес> по выкупной цене в размере 2 313 000 руб., мотивируя свои требования тем, что в ДД.ММ.ГГГГ Правительством Тюменской области было принято решение о строительстве и реконструкции автомобильной дороги Тюмень - Ханты- Мансийск через г. Тобольск, г. Сургут, г. Нефтеюганск. Окружная автомобильная дорога г. Тюмень на участке от автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск через г. Тобольск, г. Сургут, г. Нефтеюганск до автодороги Тюмень- Боровский - Богандинский, в т.ч. 5 пусковой комплекс. Постановлением Администрации Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа «Сотрудничество» (в ред. от 19.07.2010) предусмотрено финансирование указанного мероприятия. Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении положения о главном управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области» полномочиями по проведению государственной политики и осуществлению управления в области дорожного хозяйства наделено Главное управление строительства Тюменской области. Приказами Главного управления строительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № № государственное учреждение Тюменской области «Управление автомобильных дорог» наделено функциями государственного заказчика по объектам, предусмотренным программой «Сотрудничество» в части дорожной деятельности. В зоне строительства и реконструкции автомобильной дороги находится спорный земельный участок, принадлежащий ответчику. Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № автомобильная дорога «Обход г. Тюмень» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Тюменской области, идентификационный номер №. Отсутствие других вариантов возможного размещения окружной автомобильной дороги г. Тюмени на участке от автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск через г. Тобольск, г. Сургут, г. Нефтеюганск до автодороги Тюмень - Боровский -Богандинский обусловлено решением проектной организации, что подтверждается рабочим проектом. Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № было принято решение об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельного участка. В соответствии с пунктом № Положения о департаменте имущественных отношений Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, обеспечение изъятия земельных участков для государственных нужд Тюменской области осуществляет Департамент имущественных отношений Тюменской области. В установленном законом порядке в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка было зарегистрировано №., запись регистрации № №. В настоящее время в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Тюмени, утв. решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № № земельный участок расположен в территориальной зоне № (зона улично-дорожной сети). Собственник земельного участка надлежащим образом был уведомлен о предстоящем изъятии земельного участка и произведенной регистрации решения об изъятии. В целях определения выкупной цены земельного участка Департаментом обеспечено проведение независимой оценки обязательств Тюменской области, возникающих в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд. На основании отчета от ДД.ММ.ГГГГ № №, подготовленного ООО <данные изъяты> распоряжением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № выкупная цена земельного участка утверждена в размере 2 313 000 руб. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент уведомил собственника земельного участка о размере выкупной цены и предложил рассмотреть возможность заключения соглашения об изъятии. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответа на предложение о выкупе земельного участка от собственника не последовало, что Департамент расценивает как несогласие с изъятием.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчица в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена по единственно известному адресу регистрации по месту жительства: <адрес>, где ответчица зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по сведениям УФМС. На имя Рахматуллиной ФИО10 судом направлялись судебные повестки, которые не были вручены ответчице ввиду ее неявки на почтовое отделение и вернулись по истечении срока хранения. Лицо, участвующее в деле, должно предпринять все разумные и достаточные меры для получения судебных извещений по месту своего нахождения и несет соответствующие риски непринятия таких мер. Как усматривается из справки УУП ОП-7 УМВД России по г. Тюмени в ходе работы по запросу суда был осуществлен выезд по адресу: <адрес>, где двери никто не открыл. Соседка из квартиры № ФИО4 пояснила, что знает Рахматуллину ФИО11. в лицо и по указанному адресу она не проживает, где может проживать неизвестно.
Таким образом, поскольку по месту регистрации ответчица не проживает, сведений об ином месте жительства в материалах дела не имеется, то на основании ст. 50 ГПК РФ суд полагает необходимым назначить в качестве представителя ответчика адвоката Исенову ФИО12 которая в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме.
Представитель третьего лица ГКУ ТО «<данные изъяты> судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей истца и ответчика, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судом установлено, что Правительством Тюменской области принято решение о строительстве и реконструкции автомобильной дороги Тюмень - Ханты- Мансийск через г. Тобольск, г. Сургут, г. Нефтеюганск. Окружная автомобильная дорога г. Тюмень на участке от автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск через г. Тобольск, г. Сургут, г. Нефтеюганск до автодороги Тюмень- Боровский - Богандинский, в т.ч. 5 пусковой комплекс (далее – автомобильная дорога). Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № «Об утверждении положения о главном управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области» полномочиями по проведению государственной политики и осуществлению управления в области дорожного хозяйства наделено Главное управление строительства Тюменской области (далее – ГУС ТО), в связи с чем, приказами ГУС ТО № от ДД.ММ.ГГГГ. и № № от ДД.ММ.ГГГГ ГУС ТО «<данные изъяты> наделено функциями государственного заказчика по объектам, предусмотренным программой «Сотрудничество» в части дорожной деятельности.
Как следует из искового заявления, пояснений представителя истца, в зоне строительства автомобильной дороги находится земельный участок, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, в том числе связанных с размещением автомобильных дорог регионального значения осуществляется изъятие земельных участков для государственных нужд.
Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № автомобильная дорога «Обход г. Тюмень» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Тюменской области, идентификационный номер №
В соответствии со ст. 11 Закона Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для нужд Тюменской области осуществляется на основе постановления Правительства Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № было принято решение об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень.
На дату принятия решения об изъятии земельного участка в государственную собственность Тюменской области и до настоящего времени собственником спорного земельного участка является Рахматуллина ФИО13 что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ
В силу п. 2.34. постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № изъятие земельных участков для государственных нужд Тюменской области обеспечивает департамент имущественных отношений Тюменской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 ЗК РФ установлено, что порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено уведомление о предстоящем изъятии земельного участка заказным письмом с уведомлением, которое возвращено отправителю ДД.ММ.ГГГГ в связи с неявкой ответчика на почту за его получением и истечением срока хранения, что подтверждается копией перечня почтовых отправлений в квитанцией об оплате услуг почтовой связи от ДД.ММ.ГГГГ почтовым конвертом. В связи с чем, суд полагает, что ответчица надлежащим образом за год до предстоящего изъятия земельного участка была уведомлена об его изъятии.
Также в адрес ответчика было направлено уведомление о произведенной регистрации постановления об изъятии земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 57 ЗК РФ при изъятии земельных участков для государственных нужд полному возмещению подлежат убытки, причиненные таким изъятием, в том числе упущенная выгода. При расчетах размеров возмещения убытки правообладателей земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков.
Статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено требование об обязательном проведении оценки объектов оценки, в том числе, при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных нужд.
Согласно ст. 281 ГК РФ плата (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником изымаемого для государственных нужд объекта недвижимого имущества. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость объекта, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно п. 4 ст. 57 Земельного кодекса РФ при расчетах размеров возмещения убытки правообладателей земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков.
На основании ст. 6 ГК РФ, применяя по аналогии к объектам недвижимого имущества положения законодательства об изъятии земельных участков, суд полагает, что датой, по состоянию на которую должна проводиться оценка, является ДД.ММ.ГГГГ, как день, предшествующий изданию Постановления Правительства Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ
Для проведения независимой оценки обязательств Тюменской области, возникающих в связи с его изъятием для государственных нужд Тюменской области, Департамент имущественных отношений Тюменской области обратился в ООО «<данные изъяты>», согласно отчета № от ДД.ММ.ГГГГ. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость объекта оценки составила в размере 2 313 000 руб.
Оценив представленный истцом отчет ООО «<данные изъяты>» в порядке ст.ст. 67, 86 ГПК РФ, суд находит данное доказательство надлежащим, соответствующим нормам действующего законодательства об оценочной деятельности, отчет достаточно мотивирован, обоснованн со ссылками на используемые стандарты оценки, нормативные документы и в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком не оспорен, доказательств иной выкупной стоимости спорного имущества не представлено.
Распоряжением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № выкупная цена спорного земельного участка утверждена в размере 2 313 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлено уведомление о согласии на изъятие земельного участка по цене 2 313 000 руб. заказным письмом с уведомлением, которое возвращено отправителю ДД.ММ.ГГГГ в связи с неявкой ответчика на почту за его получением и истечением срока хранения, что подтверждается копией перечня почтовых отправлений в квитанцией об оплате услуг почтовой связи от ДД.ММ.ГГГГ., почтовым конвертом. До настоящего времени от ответчика не поступило согласия на выкуп земельного участка по предложенной цене.
В соответствии со ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Таким образом, поскольку установлено, что изымаемый земельный участок необходим для государственных нужд Тюменской области ввиду осуществления строительства и реконструкции автомобильной дороги, что сторонами не оспаривалось, а уведомление о предстоящем изъятии объекта было направлено в адрес правообладателя письмом № от ДД.ММ.ГГГГ и возвращено отправителю ДД.ММ.ГГГГ в связи с неявкой ответчика за его получением, что свидетельствует об уведомлении ответчика за год до предстоящего изъятия, то суд пришел к выводу о том, что требования истца об изъятии у ответчика путем выкупа для государственных нужд Тюменской области спорного земельного участка по установленной оценщиками ООО «<данные изъяты>» выкупной цене подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 руб.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 49, 55, 57 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 6, 279, 281, 282 Гражданского кодекса РФ, ст. 11 Закона Тюменской области от 05.10.2001г. № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», ст. 8 ФЗ от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст.ст. 3, 12, 56, 57, 67, 86, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента имущественных отношений Тюменской области – удовлетворить.
Изъять у Рахматуллиной ФИО14 путем выкупа для государственных нужд Тюменской области земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции, площадь <данные изъяты> кв. м., адрес: <адрес> по выкупной цене в размере 2 313 000 рублей.
Взыскать с Рахматуллиной ФИО15 государственную пошлину в сумме 200 рублей в доход муниципального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано судьей 25.02.2015г.
Председательствующий судья М.А. Гневышева