№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2022 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г.о. Самара в составе:
председательствующего судьи Александровой Т.В.,
при секретаре Татарницевой А.В.,
с участием представителя административного истца Мирасова Э.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Мирасова К.У. к ОСП Железнодорожного района г. Самары, Управлению ФССП России по Самарской области, судебным приставам-исполнителям ОСП Железнодорожного района г. Самары Савинова Я.Г. Яне Савинова Я.Г., Беломытцева Г.И., заинтересованному лицу: общество с ограниченной ответственностью «УК Барс» о признании незаконными бездействия судебных приставов-исполнителей,
установил:
Мирасова К.У. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары с административным иском к ОСП Железнодорожного района г. Самары о признании незаконными бездействия судебных приставов-исполнителей, в обоснование требований указав, что 24.07.2021 при получении пенсии она обнаружила, что из пенсии произведены удержания. Из ответа пенсионного фонда стало известно, что 14.906 рублей 08 копеек удержано на основании постановления об обращении взыскания на заработную плату по судебному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного в ОСП <адрес>. Данный судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем денежные средства удержаны незаконно. Она обратилась с ходатайством о прекращении исполнительного производства и возврате удержанных денежных средств, которые до настоящего времени не возвращены. Просит признать незаконным бездействие ОСП Железнодорожного района г. Самары, выразившееся в невозвращении денежных средств в сумме 14.906 рублей 08 копеек, взысканных по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ОСП Железнодорожного района г.Самары возвратить удержанные денежные средства по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в размере 14.906 рублей 08 копеек Мирасовой К.У.
В ходе рассмотрения дела к участию в процессе в качестве административных ответчиков привлечены УФССП России по Самарской области, судебные приставы-исполнители ОСП Железнодорожного района г. Самары Савинова Я.Г., Беломытцева Г.И., в качестве заинтересованного лица ООО «УК Барс».
В судебном заседании представитель административного истца Мирасов Э.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном иске. Дополнил, что первоначально определение об отмене судебного приказа от 08.06.2017 было направлено в ОСП Железнодорожного района г. Самары в 2017 году, однако доказательств того не осталось. Вместе с тем удержания из пенсии не производились, на сайте ФССП не было информации о наличии исполнительных производств. Кроме того, полагает незаконными действия по возбуждению исполнительного производства в ОСП Железнодорожного района г. Самары, поскольку Мирасова К.У. проживает и зарегистрирована в р.Башкортостан.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г. Самары Савинова Я.Г., уведомленная о слушании дела надлежащим образом, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представила отзыв, в котором в удовлетворении заявленных требований просила отказать, указав, что 25.11.2021 поступило обращение о прекращении исполнительного производства с копией определения об отмене судебного приказа. Обращение изучено и 15.12.2021 направлен ответ заявителю, что предоставленный документ будет приобщен к материалам исполнительного производства и будет принято процессуальное решение. Иных обращений от заявителя не поступало. 15.12.2021 исполнительное производство прекращено, отменены меры по обращению взыскания на пенсию должника. Для возврата удержанных денежных средств заявителю необходимо обратиться к мировому судье за поворотом исполнения решения.
Представитель административного ответчика УФССП России по Самарской области, судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г. Самары Беломытцева Г.И., представитель заинтересованного лица ООО «УК Барс» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд полагает заявленные административные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Мирасова К.У. просит признать незаконными бездействия ОСП Железнодорожного района г. Самары, выразившееся в невозвращении денежных средств, взысканных по исполнительному производству.
Административное исковое заявление направлено в Железнодорожный районный суд г. Самары 09.11.2021 (л.д. 23).
Бездействие, в отличие от действия, имеет место в течение всего периода и не связано с конкретным днем, в связи с чем суд приходит к выводу, что срок подачи административного иска соблюден.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор (п. 13).
На основании п. 4 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
В силу ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения.
Согласно ч. 4 ст. 45 ФЗ "Об исполнительном производстве" приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства. Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему указанного заявления либо документа, подтверждающего возникновение основания для приостановления или прекращения исполнительного производства, или совершения судебным приставом-исполнителем исполнительного действия, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом является основанием для приостановления исполнительного производства, выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в удовлетворении заявления. Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
Как установлено в судебном заседании на основании материалов исполнительного производства (л.д. 33-51), 12.05.2017 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г. Самары возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с Мирасовой К.У. в пользу ООО «УК Барс» задолженности по коммунальным платежам в размере 32.753 рубля 92 копейки на основании судебного приказа № от 24.03.2017, выданного мировым судьей судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района г.Самары (л.д. 38-39).
Постановлениями от 25.08.2017 и от 03.06.2021 обращено взыскание на пенсию Мирасовой К.У. (л.д. 44, 47).
Согласно позиции административного ответчика, обращение Мирасовой К.У. о прекращении исполнительного производства поступило 25.11.2021 (л.д. 37).
Однако данное обстоятельство опровергается представленным почтовым идентификатором, на основании которого установлено, что заявление о прекращении исполнительного производства направлялось в ОСП Железнодорожного района г.Самары 09.08.2021, и получено 12.08.2021 (л.д. 57-58).
Наличие у административного ответчика более ранних сведений об отмене судебного приказа, чем заявляет административный ответчик, подтверждается также и постановлением судебного пристава-исполнителя Беломытцевой Г.И. от 09.08.2021 об отмене мер по обращению взыскания на доходы Мирасовой К.У., в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (л.д. 48). Одновременно, 09.08.2021, были отменены и постановления об обращении взыскания на денежные средства Мирасовой К.У. (л.д. 49-50). Однако постановление о прекращении исполнительного производства 09.08.2021 принято не было.
Исходя из даты получения заявления о прекращении исполнительного производства 12.08.2021 и совокупности сроков, установленных ч. 4 ст. 45 ФЗ "Об исполнительном производстве», требований ч. 2 ст. 15 ФЗ "Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежало прекращению не позднее 18.08.2021.
В нарушение указанных требований закона исполнительное производство прекращено постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары Савиновой Я.Г. 15.12.2021 (л.д. 53), т.е. со значительным нарушением установленного законом срока.
Суд полагает необходимым отметить неправомерность позиции административного ответчика Савиновой Я.Г. о том, что заявление о прекращении исполнительного производства было приобщено к материалам исполнительного производства, как обращение, ответ на которое дан 15.12.2021, поскольку для данного рода заявлений установлены специальные сроки рассмотрения, которые судебным приставом нарушены.
На основании справки о движении денежных средств по депозитному счету установлено, что денежные средства, удержанные из пенсии Мирасовой К.У., поступившие на депозит ОСП Железнодорожного района г.Самары, перечислены взыскателю ООО «УК Барс»: 19.08.2021 – 7.453,04 руб., 20.08.2021 - 7.453,04 руб., 14.12.2021 – 0,13 руб., 14.12.2021 – 498,25 руб., 14.12.2021 -119,08 руб. (л.д. 73-74).
Данные перечисления денежных средств взыскателю имели место после получения определения об отмене судебного приказа с заявлением о прекращении исполнительного производства и после даты, когда исполнительное производство должно было быть прекращено, тем самым действия судебного пристава-исполнителя являлись незаконными.
Неправомерное взыскание денежных средств по исполнительному производству после даты, когда оно подлежало прекращению (после 18.08.2021), рассматривается как нарушение права на справедливое правосудие, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права, что влечет обязанность судебного пристава-исполнителя вернуть должнику излишне полученную сумму. Однако требование Мирасовой У.К. о возврате удержанных денежных средств, изложенное в заявлении о прекращении исполнительного производства (л.д. 18), оставлено без удовлетворения. Напротив, денежные средства перечислены взыскателю, тем самым, судебный пристав-исполнитель не исполнил установленную законом обязанность проверить правильность удержания и перечисления денежных средств взыскателю.
При этом и на момент рассмотрения дела судебный пристав-исполнитель не принял необходимые меры для возврата незаконно удержанных у должника и перечисленных взыскателю денежных средств.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
В п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Так как судом установлен факт незаконности удержания денежных средств Мирасовой К.У. и перечисления их на счет ООО «УК Барс», следовательно, необходимо восстановить нарушенные права Мирасовой К.У. путем обязания судебного пристава-исполнителя совершить действия по возврату денежных средств, незаконно удержанных с Мирасовой К.У. при исполнении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Одновременно с этим суд полагает необходимым указать на обоснованность доводов административного истца о неправомерности совершения исполнительных действий в ОСП Железнодорожного района г.Самары, поскольку в силу ч. 1 ст. 33 ФЗ "Об исполнительном производстве», исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.
Мирасова К.У. зарегистрирована и проживает на территории р.Башкортостан, о чем судебному приставу-исполнителю было известно достоверно, поскольку постановление об обращении взыскания на пенсию должника было направлено им в ГУ – ОПФ РФ по г.Башкортостан г.Салават (л.д. 52).
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Мирасова К.У. удовлетворить.
Признать незаконными бездействия судебных приставов-исполнителей ОСП Железнодорожного района г. Самары Савинова Я.Г., Беломытцева Г.И., выразившиеся в невозвращении Мирасова К.У. денежных средств в размере 14.906 рублей 08 копеек, взысканных по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г. Самары Савинова Я.Г. принять меры, направленные на возврат Мирасова К.У. незаконно перечисленных денежных средств в размере 14.906 рублей 08 копеек, обществу с ограниченной ответственностью «УК Барс» по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 05 марта 2022 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>