Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-666/2021 ~ М-247/2021 от 15.02.2021

Р Е Ш Е Н И Е

        И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

20 июля 2021 года г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,

при секретаре Шушкановой А.А.,

с участием:

- истца Малохатко А.В.,

- представителя истца – Жирновой Т.В., действующей на основании устного ходатайства,

- представителя ответчика – администрации г.о. Жигулевск – Пеганкиной А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

- представителя третьего лица – отдела опеки и попечительства управления социального развития администрации г.о. Жигулевск – Кустовой М.Г., действующей на основании доверенности Д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-666/2021 по иску Малохатко А. В. к администрации г.о. Жигулевск о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

Малохатко А.В. обратилась в суд с указанным выше иском к администрации г.о. Жигулевск, требуя, с учетом заявленных уточнений (л.д.110), обязать ответчика принять решение о включении ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (л.д.110).

В ходе рассмотрения дела истица Малохатко А.В. и ее представитель Жирнова Т.В. требования иска поддержали, пояснив, что истица относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оба родителя были лишены родительских прав в ДД.ММ.ГГГГ, когда истице было 15 лет. После этого она была определена для проживания и обучения на полном государственном обеспечении в школу-интернат <адрес>, которую закончила в ДД.ММ.ГГГГ. Затем, в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., обучалась в Жигулевском государственном колледже, проживая при этом в общежитии данного учебного учреждения, а также на съемных квартирах. В период обучения в колледже, в начале ДД.ММ.ГГГГ, истица вместе с социальным педагогом колледжа обращалась в администрацию г.о. Жигулевск по вопросу постановки на жилищный учет, после чего социальный педагог ей сообщила, что она принята на жилищный учет, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Однако, после окончания колледжа, в ДД.ММ.ГГГГ, при обращении к ответчику она выяснила, что в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не состоит. Ей было предложено собрать документы и обратиться с заявлением о постановке на жилищный учет. В тот период она этого не сделала, поскольку у нее отсутствовали документы, подтверждающие статус лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, времени на сбор документов у нее не было, т.к. в тот период у нее родился второй ребенок.

В ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию г.о Жигулевск с заявлением о принятии на жилищный учет, как лицо из числа детей-сирот, однако, постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ ей в этом было отказано по причине утраты статуса. Просят обязать ответчика принять истца на жилищный учет как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и нуждающееся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Одновременно сообщили, что истца сохранила право пользования комнатой площадью 13, 5 кв.м по адресу: <адрес>, а также имеет в собственности квартиру площадью 49 кв.м по адресу: <адрес>, приобретенную с использованием средств материнского (семейного капитала). Полагают, что с учетом состава семьи истца, имеющей на настоящий момент 4-х несовершеннолетних детей, она обеспечена жильем менее учетной нормы, установленной для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Представитель ответчика – администрации г.о. Жигулевск Пеганкина А.В. в судебном заседании требования иска не признала, пояснив, что до достижения 23-летнего возраста истица не обращалась в администрацию по вопросу принятия на жилищный учет. Впервые такое обращение имело место в ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого было принято решение об отказе во включении в список, поскольку к моменту предъявления такого заявления в ДД.ММ.ГГГГ возраст истца превышал 23 года, право на обеспечение жильем как лица из числа детей-сирот было утрачено. Кроме того, на момент достижения 23-летнего возраста истец была обеспечена жильем выше учетной нормы.

    Представитель третьего лица - отдела опеки и попечительства управления социального развития администрации г.о. Жигулевск – Кустова М.Г. в судебном заседании заявленные Малохатко А.В. требования поддержала, пояснив, что истица состояла на первичном учете в отделе по делам семьи, охране материнства и детства администрации г.о. Жигулевск, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В период ее обучения в Жигулевском государственном колледже, в начале ДД.ММ.ГГГГ, отделом семьи был подготовлен и передан социальному педагогу колледжа Абрамовой Н.И. пакет документов для постановки Малохатко А.В. на жилищный учет. Далее социальный педагог сообщила, что документы переданы в жилищный отдел администрации. Позже выяснилось, что истица в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, включена не была.

    Представитель третьего лица – ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж» в настоящее судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.142), ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия (л.д.133). В предыдущем судебном заседании по делу представитель ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж» Миркинд А.Б. пояснил, что по вопросам постановки истца на жилищный учет в период ее обучения в колледже третьему лицу ничего не известно. Социальный педагог Абрамова Н.И. в колледже в настоящее время не работает.

    Представитель третьего лица – министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.143), ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, разрешение требований иска Малохатко А.В. о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, просит разрешить по усмотрению суда (л.д.129-130)

    Выслушав пояснения сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что Малохатко А. В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией паспорта истца (л.д. 10).

    Родители истца – Малохатко З. В. и Малохатко В. В. лишены родительских прав в отношении истицы решениями Жигулевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившими в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-28, 64-65).

    С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Малохатко А.В. зарегистрирована в комнате площадью 13, 5 кв.м по адресу: <адрес> (л.д.42, 148). В этой же комнате зарегистрированы дети истца: Д., 2013 г.р. ( со ДД.ММ.ГГГГ), Д., 2015 г.р. (с ДД.ММ.ГГГГ), С., 2019 г.р. (с ДД.ММ.ГГГГ), А., 2021 г.р. ( с ДД.ММ.ГГГГ) – л.д.144-148.

С ДД.ММ.ГГГГ Малохатко А.В. находилась на полном государственном обеспечении в санаторной школе-интернате <адрес> (л.д.89).

Затем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в ГБОУ СПО «Жигулевский государственный колледж» по очной форме обучения (л.д.67), проживала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общежитии по адресу: <адрес> (л.д.68-69).

С ДД.ММ.ГГГГ за истцом зарегистрировано право собственности на квартиру площадью 49 кв.м по адресу: <адрес> (л.д.150).

В ходе рассмотрения дела судом обозревались подлинники журналов регистрации заявлений граждан о приеме на жилищный учет по г.о. Жигулевск (по общим основаниям, а также в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в которых отсутствуют сведения о заявлениях Малохатко А.В.

ДД.ММ.ГГГГ, в возрасте 25 лет, Малохатко А.В. обратилась в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.22-23).

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ Малохатко А.В. отказано в постановке на учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по тем основаниям, что ее возраст превышал 23 года, заявитель не представила доказательств принятия на жилищный учет до достижения 23-летнего возраста. В решении комиссии также отмечено, что ранее Малохатко А.В. неоднократно разъяснялся порядок сбора документов и постановки на жилищный учет (л.д.13-14).

Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного решения комиссии по жилищным вопросам Малохатко А.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (л.д.12).

Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).

Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, а также форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).

Статьей 4 Закон Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" предусмотрено, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного форда, ведется по месту жительства указанных лиц.

Списки, формируемые органами местного самоуправления, дважды в год отправляются в орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, который на их основании формирует сводный список.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац 4 статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование, как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении N 2985-О от 26 ноября 2018 г., осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года N 1282-О-О, от 26 мая 2016 года N 1037-О, от 18 июля 2017 года N 1650-О и др.).

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

При разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

В ходе рассмотрения спора истцом лично подтверждено, что еще в 2015 году, в возрасте 21 года, ей стало известно о том, что она не принята на жилищный учет (л.д.71 оборот), при этом доказательств того, что в возрасте до 23 лет Малохатко А.В. обращалась с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, суду не представлено.

Материалами дела подтверждено, что с соответствующим заявлением истец обратилась, лишь достигнув 25-летнего возраста (л.д.22-23).

    При разрешении заявленных требований суд также принимает во внимание, что к моменту достижения 23-летнего возраста (с ДД.ММ.ГГГГ) истица обладала правом собственности на квартиру площадью 49 кв.м, т.е. даже с учетом членов ее семьи (двух несовершеннолетних детей, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ДД.ММ.ГГГГ г.р.) была обеспечена жилой площадью по 16, 33 кв.м на каждого члена семьи, что выше учетной нормы в 14 кв.м, установленной для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации городского округа Жигулевск Самарской области от 22.02.2013 N 365 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения для отдельных категорий граждан". Изменение семейного положения после достижения истцом 23-летнего возраста (рождение детей в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГг.) не порождает права на принятие на учет по основаниям, действовавшим до достижения истцом определенного законом возраста (до ДД.ММ.ГГГГ).

    На какие-либо уважительные, объективные причины, препятствовавшие обращению за постановкой на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения 23 лет, истец не ссылается. Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет, в период с 18 до 23 лет, суду не предъявлено.

Оценивая перечисленные выше доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для постановки Малохатко А.В. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку на момент подачи соответствующего заявления истец статусом детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не обладала, т.к. достигла возраста 25 лет, доказательства уважительности и исключительности причин, препятствовавших истцу обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, не предъявлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                Р Е Ш И Л:

Малохатко А. В. в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации г.о. Жигулевск о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.

Судья                Л.Ф.Никонова

Решение в окончательной форме изготовлено 27.07.2021.

Судья                Л.Ф.Никонова

2-666/2021 ~ М-247/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Малохатко А.В.
Ответчики
администрация г.о. Жигулевск
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Жирнова Т.В.
ГБОУ СПО «Жигулевский государственный колледж».
отдел опеки и попечительства управления социального развития администрации г.о. Жигулевск
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Никонова Л.Ф.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
15.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2021Передача материалов судье
19.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2021Подготовка дела (собеседование)
26.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.04.2021Предварительное судебное заседание
05.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Судебное заседание
07.07.2021Судебное заседание
20.07.2021Судебное заседание
27.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2022Дело оформлено
12.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее