Судья Некрасова Н.С. Дело № 33-1603
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2019 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рогожина Н.А.,
судей Букаловой Е.А., Жидковой Е.В.,
при секретаре Шамарине А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатовой Т.В. к филиалу по городу Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» и казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании незаконным решения и взыскании материального ущерба
по апелляционной жалобе Игнатовой Т.В. на решение Мценского районного суда Орловской области от 21 марта 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А., объяснения истца Игнатовой Т.В. и ее представителя Киселева В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика Пехтерева В.Н., изучив доводы жалобы, возражений, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Игнатова Т.В. обратилась в суд с иском к филиалу по городу Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее - филиал по г.Мценску КУ ОО «ОЦСЗН») о признании незаконным решения и взыскании материального ущерба.
В обоснование заявленных требований указывала, что с <дата> года она является <...> по общему заболеванию бессрочно, в связи с чем <дата> обратилась к ответчику с соответствующим пакетом документов для постановки на бессрочный учет как получатель ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и жилищнокоммунальных услуг.
<дата> при сверке платежей по кредитной карте ей стало известно о том, что с <дата> ответчиком были необоснованно прекращены выплаты вышеуказанной компенсации.
После подачи <дата> претензии о выплате задолженности по компенсации за период с <дата> по <дата> год включительно ответчик перечислил ей денежные средства лишь за <дата> год.
Полагая действия ответчика нарушающими ее право на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, просила признать незаконными действия ответчика и обязать его возместить причиненный материальный ущерб в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и
жилищно-коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> в размере 28812,40 руб.
Определением Мценского районного суда Орловской области от <дата> в качестве соответчика по делу было привлечено казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее – КУ ОО «ОЦСЗН»).
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, указал на то, что <дата> имел факт обращения Игнатовой Т.В. к ним по поводу предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая и была ей предоставлена на определенный период. С заявлением на ежемесячную денежную компенсацию Игнатова Т.В. в <дата> году в отличие от предыдущих лет не обратилась. В этой связи, учитывая заявительный порядок предоставления такой компенсации, а также непредоставление Игнатовой Т.В. справки соответствующего учреждения о переосвидетельствовании, выплата компенсации не осуществлялась. Указанная выплата была предоставлена с начала <дата> года, в котором имело место обращение истца.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Игнатова Т.В. просит решение отменить и вынести новое об удовлетворении исковых требований.
Обращает внимание на неоднократное нарушение ответчиком ее прав, в том числе, в части неисполнения ранее состоявшегося решения суда о предоставлении ей льготной путевки, а также на то, что судом не принят во внимание факт ее обращения к ответчику с полным пакетом документов именно для получения ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.
Полагает, что КУ ОО «ОЦСЗН» избрало позицию о ее обращении <дата> для получения субсидии ввиду уничтожения ее выплатного дела по данной мере социальной поддержки.
Пояснения представителя ответчика считает голословными, тогда как показания свидетелей с ее стороны, необоснованно не принятые во внимание судом, последовательны и правдивы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что <дата> Игнатовой Т.В. впервые назначена <...> по общему заболеванию на срок до <дата>.
Впоследствии Игнатова Т.В ежегодно проходила переосвидетельствование и с <дата> по результатам очередного переосвидетельствования ей установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно (справка серии № № от <дата>).
Игнатовой Т.В. принадлежит однокомнатная квартира по адресу: <адрес>, в которой она зарегистрирована и проживает одна с <дата> по настоящее время.
Из личного дела Игнатовой Т.В. на предоставление ежемесячной денежной компенсации как инвалиду, имеющегося в филиале по г.Мценску КУ ОО «ОЦСЗН», следует, что факты обращения последней для предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищнокоммунальных услуг имели место <дата>, <дата> и <дата>, <дата>, <дата>.
Согласно последнему решению заведующего филиала по г.Мценску КУ ОО «ОЦСЗН» № от <дата> Игнатовой Т.В. назначена ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с <дата> по <дата>.
Следующее обращение истца с соответствующим заявлением к ответчику датировано <дата>, после чего решением от <дата> ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг назначена с <дата> бессрочно.
Записями в журнале клиентской службы филиала по г.Мценску КУ ОО «ОЦСЗН» обращения Игнатовой Т.В. в <дата> года не зафиксированы.
Вместе с тем, в журнале фиксации обращений граждан для назначения субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отражен факт обращения Игнатовой Т.В. за ее получением <дата>.
Факт предоставления истцу указанной субсидии и ее получения за период с <дата> по <дата> подтвержден выпиской по счету и не оспаривался Игнатовой Т.В.
Проверяя доводы истца о том, что в <дата> года она за назначением компенсации обращалась к тому же сотруднику ответчика, что и ранее – ФИО7, судом установлено, что в должностные обязанности указанного лица в спорный период не входил прием заявлений от граждан на получение ими компенсации.
Более того, из материалов дела следует, что ФИО7 в период с <дата> по <дата> находилась в отпуске.
Допрошенные судом первой инстанции свидетели ФИО8 и ФИО9 давали пояснения о своей осведомленности об обращениях истца к ответчику лишь со слов истца; конкретная льгота, для которой собирались Игнатовой Т.В. документы, им не была известна.
Установив изложенное, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, принимая во внимание заявительный характер предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищнокоммунальных услуг и отсутствие доказательств подачи Игнатовой И.В. в <дата> года соответствующего заявления.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе, инвалиды.
В соответствии с частями 13 и 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 28.2 Закона о социальной защите инвалидов)
Постановлением Правительства Орловской области от 29.05.2009 № 43 «Об установления денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» утвержден Порядок осуществления компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области» (далее - Порядок).
Данным Порядком предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация инвалидам назначается в размере 50 процентов расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения назначается гражданам, проживающим в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов; по оплате коммунальных услуг - гражданам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда (подп. «а», абз. 4 п. 1.3.1).
Для получения ежемесячной денежной компенсации получатели мер социальной поддержки обращаются с заявлением по месту своего жительства или по месту пребывания в городском округе г. Орле - в казенное учреждение Орловской области «Управление социальной защиты населения г. Орла», в муниципальных районах Орловской области и городских округах г. Ливны, г.Мценск - в казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения».
Заявление может подаваться лично, через представителя, действующего на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, направлять по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
При этом граждане могут обращаться за ежемесячной денежной компенсацией в любое время после возникновения права на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг путем подачи соответствующего заявления с приложением необходимых документов (п.п. 2.1-2.3).
По смыслу п. 2.5 Порядка, в редакции, действующей по состоянию на 20.07.2015, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в обязательном порядке должны быть приложены документы:
- удостоверяющие личность, дату рождения инвалида;
- об установлении инвалидности;
- о количестве, фамилиях, именах, отчествах и годах рождения лиц, зарегистрированных по месту жительства или пребывания в занимаемом инвалидом жилом помещении;
- о номерах абонентских счетов по каждому виду получаемых жилищно-коммунальных услуг;
- правоустанавливающие документы на жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие сведения о размере общей площади жилого помещения;
- об отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или о заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению.
По собственной инициативе заявителя могут предоставляться документы:
- о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
- о регистрации по месту жительства на территории Орловской области;
- правоустанавливающие документы на жилое помещение, права на которое зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие сведения о размере общей площади жилого помещения;
- копия технического паспорта (в случае отсутствия технического паспорта - справка органа местного самоуправления с указанием отапливаемой и (или) общей площади жилого помещения).
Указанным Порядком на учреждение социальной защиты населения возлагается обязанность вынести решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации не позднее чем через десять рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами и установлено, что ежемесячная денежная компенсация назначается на срок, в течение которого гражданин зарегистрирован в занимаемом жилом помещении и относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области (п.п. 3.3, 3.4).
В свою очередь получатели мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и члены их семей обязаны информировать учреждения социальной защиты населения, в частности, о результате прохождения переосвидетельствования в службе медико-социальной экспертизы в течение 10 рабочих дней со дня наступления этого обстоятельства (п. 3.11).
Основания приостановления и прекращения предоставления ежемесячной денежной компенсации урегулированы разделом VII Порядка, в соответствии с подп. «г» п. 7.1 которого, предоставление ежемесячной денежной компенсации приостанавливается органом социальной защиты населения в случаях истечения срока, на который гражданину была установлена льготная категория (срока действия льготного документа).
Предоставление компенсации приостанавливается на срок до 3 месяцев (абз. 8 п. 7.1), после чего в случае непредставления получателем, в отношении которого выплата ежемесячной денежной компенсации приостановлена на основании подп. «г» пункта 7.1 настоящего Порядка, в течение 3 месяцев с даты приостановления выплаты документов, подтверждающих продление льготной категории или установление иной льготной категории, дающей право на получение ежемесячной денежной компенсации предоставление такой компенсации прекращается (абз. 11 п. 7.5).
В соответствии с п. 7.15 Порядка в случае представления гражданином, в отношении которого выплата ежемесячной денежной компенсации была прекращена на основании абзаца одиннадцатого пункта 7.5 настоящего Порядка, документов, подтверждающих продление льготной категории или установление иной льготной категории, дающей право на получение ежемесячной денежной компенсации, выплата ежемесячной денежной компенсации возобновляется с даты установления инвалидности, но не ранее начала финансового года и даты прекращения выплаты ежемесячной денежной компенсации по прежнему основанию.
Анализ вышеуказанных положений закона и подзаконных актов позволяет сделать вывод о том, что предоставление такой меры социальной поддержки как ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг носит заявительный и по общему правилу срочный характер, требует реализации конкретным гражданином своей воли на ее получение путем подачи соответствующего заявления и необходимых документов. Указанная мера социальной поддержки предоставляется во исполнение ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» указанные субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (п. 2 Правил предоставления субсидий, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации); их предоставление также носит заявительный характер (п.8) и не связано с наличием либо отсутствием у их получателя инвалидности.
Судом установлено и не опровергнуто истцом, что в <дата> года Игнатова Т.В. обратилась к ответчику именно за получением субсидии и данная субсидия была ей предоставлена на соответствующий срок.
Каких-либо доказательств, объективно подтверждающих факт ее одновременного обращения для предоставления ей ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, представлено не было, следовательно, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не доказан факт невыполнения ответчиком своих обязанностей и нарушения тем самым ее прав.
Напротив, из пояснений Игнатовой Т.В. в суде апелляционной инстанции следует, что ей хорошо известен порядок предоставления каждой из обозначенных выше мер социальной поддержки, а также то, что она, имея срочную инвалидность до <дата> года, должна была ежегодно предоставлять документы, подтверждающие наличие инвалидности, обуславливающей получение ею денежной компенсации.
Поскольку указанное требование ею выполнено не было вплоть до <дата> года, у суда отсутствовали основания признавать действия ответчика по приостановлению и прекращению предоставления компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с <дата> года незаконными.
Не имелось законных оснований и для взыскания с ответчика в пользу Игнатовой Т.В. суммы задолженности по указанной выплате за период с <дата> по <дата>, так как она возобновлена с <дата> (начало финансового года, в котором имел место факт надлежащего обращения истца) в соответствии с действующим законодательством.
Ссылка истца на избрание ответчиком выгодной для последнего правовой позиции о ее обращении в <дата> году именно за получением субсидии ввиду уничтожения соответствующего выплатного дела не влияет на правильность вынесенного решения, поскольку факты предоставления субсидии и уничтожения дела по ее предоставлению не имеют правового значения при разрешении настоящего спора.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии должной оценки всем доказательствам по делу, в том числе свидетельским показаниям, противоречит содержанию обжалуемого решения, в котором приведены указанные показания и их оценка, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает; нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от
21 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игнатовой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Некрасова Н.С. Дело № 33-1603
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2019 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рогожина Н.А.,
судей Букаловой Е.А., Жидковой Е.В.,
при секретаре Шамарине А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатовой Т.В. к филиалу по городу Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» и казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании незаконным решения и взыскании материального ущерба
по апелляционной жалобе Игнатовой Т.В. на решение Мценского районного суда Орловской области от 21 марта 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А., объяснения истца Игнатовой Т.В. и ее представителя Киселева В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика Пехтерева В.Н., изучив доводы жалобы, возражений, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Игнатова Т.В. обратилась в суд с иском к филиалу по городу Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее - филиал по г.Мценску КУ ОО «ОЦСЗН») о признании незаконным решения и взыскании материального ущерба.
В обоснование заявленных требований указывала, что с <дата> года она является <...> по общему заболеванию бессрочно, в связи с чем <дата> обратилась к ответчику с соответствующим пакетом документов для постановки на бессрочный учет как получатель ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и жилищнокоммунальных услуг.
<дата> при сверке платежей по кредитной карте ей стало известно о том, что с <дата> ответчиком были необоснованно прекращены выплаты вышеуказанной компенсации.
После подачи <дата> претензии о выплате задолженности по компенсации за период с <дата> по <дата> год включительно ответчик перечислил ей денежные средства лишь за <дата> год.
Полагая действия ответчика нарушающими ее право на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, просила признать незаконными действия ответчика и обязать его возместить причиненный материальный ущерб в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и
жилищно-коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> в размере 28812,40 руб.
Определением Мценского районного суда Орловской области от <дата> в качестве соответчика по делу было привлечено казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее – КУ ОО «ОЦСЗН»).
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, указал на то, что <дата> имел факт обращения Игнатовой Т.В. к ним по поводу предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая и была ей предоставлена на определенный период. С заявлением на ежемесячную денежную компенсацию Игнатова Т.В. в <дата> году в отличие от предыдущих лет не обратилась. В этой связи, учитывая заявительный порядок предоставления такой компенсации, а также непредоставление Игнатовой Т.В. справки соответствующего учреждения о переосвидетельствовании, выплата компенсации не осуществлялась. Указанная выплата была предоставлена с начала <дата> года, в котором имело место обращение истца.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Игнатова Т.В. просит решение отменить и вынести новое об удовлетворении исковых требований.
Обращает внимание на неоднократное нарушение ответчиком ее прав, в том числе, в части неисполнения ранее состоявшегося решения суда о предоставлении ей льготной путевки, а также на то, что судом не принят во внимание факт ее обращения к ответчику с полным пакетом документов именно для получения ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.
Полагает, что КУ ОО «ОЦСЗН» избрало позицию о ее обращении <дата> для получения субсидии ввиду уничтожения ее выплатного дела по данной мере социальной поддержки.
Пояснения представителя ответчика считает голословными, тогда как показания свидетелей с ее стороны, необоснованно не принятые во внимание судом, последовательны и правдивы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что <дата> Игнатовой Т.В. впервые назначена <...> по общему заболеванию на срок до <дата>.
Впоследствии Игнатова Т.В ежегодно проходила переосвидетельствование и с <дата> по результатам очередного переосвидетельствования ей установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно (справка серии № № от <дата>).
Игнатовой Т.В. принадлежит однокомнатная квартира по адресу: <адрес>, в которой она зарегистрирована и проживает одна с <дата> по настоящее время.
Из личного дела Игнатовой Т.В. на предоставление ежемесячной денежной компенсации как инвалиду, имеющегося в филиале по г.Мценску КУ ОО «ОЦСЗН», следует, что факты обращения последней для предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищнокоммунальных услуг имели место <дата>, <дата> и <дата>, <дата>, <дата>.
Согласно последнему решению заведующего филиала по г.Мценску КУ ОО «ОЦСЗН» № от <дата> Игнатовой Т.В. назначена ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с <дата> по <дата>.
Следующее обращение истца с соответствующим заявлением к ответчику датировано <дата>, после чего решением от <дата> ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг назначена с <дата> бессрочно.
Записями в журнале клиентской службы филиала по г.Мценску КУ ОО «ОЦСЗН» обращения Игнатовой Т.В. в <дата> года не зафиксированы.
Вместе с тем, в журнале фиксации обращений граждан для назначения субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отражен факт обращения Игнатовой Т.В. за ее получением <дата>.
Факт предоставления истцу указанной субсидии и ее получения за период с <дата> по <дата> подтвержден выпиской по счету и не оспаривался Игнатовой Т.В.
Проверяя доводы истца о том, что в <дата> года она за назначением компенсации обращалась к тому же сотруднику ответчика, что и ранее – ФИО7, судом установлено, что в должностные обязанности указанного лица в спорный период не входил прием заявлений от граждан на получение ими компенсации.
Более того, из материалов дела следует, что ФИО7 в период с <дата> по <дата> находилась в отпуске.
Допрошенные судом первой инстанции свидетели ФИО8 и ФИО9 давали пояснения о своей осведомленности об обращениях истца к ответчику лишь со слов истца; конкретная льгота, для которой собирались Игнатовой Т.В. документы, им не была известна.
Установив изложенное, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, принимая во внимание заявительный характер предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищнокоммунальных услуг и отсутствие доказательств подачи Игнатовой И.В. в <дата> года соответствующего заявления.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе, инвалиды.
В соответствии с частями 13 и 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 28.2 Закона о социальной защите инвалидов)
Постановлением Правительства Орловской области от 29.05.2009 № 43 «Об установления денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» утвержден Порядок осуществления компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области» (далее - Порядок).
Данным Порядком предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация инвалидам назначается в размере 50 процентов расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения назначается гражданам, проживающим в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов; по оплате коммунальных услуг - гражданам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда (подп. «а», абз. 4 п. 1.3.1).
Для получения ежемесячной денежной компенсации получатели мер социальной поддержки обращаются с заявлением по месту своего жительства или по месту пребывания в городском округе г. Орле - в казенное учреждение Орловской области «Управление социальной защиты населения г. Орла», в муниципальных районах Орловской области и городских округах г. Ливны, г.Мценск - в казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения».
Заявление может подаваться лично, через представителя, действующего на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, направлять по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
При этом граждане могут обращаться за ежемесячной денежной компенсацией в любое время после возникновения права на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг путем подачи соответствующего заявления с приложением необходимых документов (п.п. 2.1-2.3).
По смыслу п. 2.5 Порядка, в редакции, действующей по состоянию на 20.07.2015, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в обязательном порядке должны быть приложены документы:
- удостоверяющие личность, дату рождения инвалида;
- об установлении инвалидности;
- о количестве, фамилиях, именах, отчествах и годах рождения лиц, зарегистрированных по месту жительства или пребывания в занимаемом инвалидом жилом помещении;
- о номерах абонентских счетов по каждому виду получаемых жилищно-коммунальных услуг;
- правоустанавливающие документы на жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие сведения о размере общей площади жилого помещения;
- об отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или о заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению.
По собственной инициативе заявителя могут предоставляться документы:
- о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
- о регистрации по месту жительства на территории Орловской области;
- правоустанавливающие документы на жилое помещение, права на которое зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие сведения о размере общей площади жилого помещения;
- копия технического паспорта (в случае отсутствия технического паспорта - справка органа местного самоуправления с указанием отапливаемой и (или) общей площади жилого помещения).
Указанным Порядком на учреждение социальной защиты населения возлагается обязанность вынести решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации не позднее чем через десять рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами и установлено, что ежемесячная денежная компенсация назначается на срок, в течение которого гражданин зарегистрирован в занимаемом жилом помещении и относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области (п.п. 3.3, 3.4).
В свою очередь получатели мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и члены их семей обязаны информировать учреждения социальной защиты населения, в частности, о результате прохождения переосвидетельствования в службе медико-социальной экспертизы в течение 10 рабочих дней со дня наступления этого обстоятельства (п. 3.11).
Основания приостановления и прекращения предоставления ежемесячной денежной компенсации урегулированы разделом VII Порядка, в соответствии с подп. «г» п. 7.1 которого, предоставление ежемесячной денежной компенсации приостанавливается органом социальной защиты населения в случаях истечения срока, на который гражданину была установлена льготная категория (срока действия льготного документа).
Предоставление компенсации приостанавливается на срок до 3 месяцев (абз. 8 п. 7.1), после чего в случае непредставления получателем, в отношении которого выплата ежемесячной денежной компенсации приостановлена на основании подп. «г» пункта 7.1 настоящего Порядка, в течение 3 месяцев с даты приостановления выплаты документов, подтверждающих продление льготной категории или установление иной льготной категории, дающей право на получение ежемесячной денежной компенсации предоставление такой компенсации прекращается (абз. 11 п. 7.5).
В соответствии с п. 7.15 Порядка в случае представления гражданином, в отношении которого выплата ежемесячной денежной компенсации была прекращена на основании абзаца одиннадцатого пункта 7.5 настоящего Порядка, документов, подтверждающих продление льготной категории или установление иной льготной категории, дающей право на получение ежемесячной денежной компенсации, выплата ежемесячной денежной компенсации возобновляется с даты установления инвалидности, но не ранее начала финансового года и даты прекращения выплаты ежемесячной денежной компенсации по прежнему основанию.
Анализ вышеуказанных положений закона и подзаконных актов позволяет сделать вывод о том, что предоставление такой меры социальной поддержки как ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг носит заявительный и по общему правилу срочный характер, требует реализации конкретным гражданином своей воли на ее получение путем подачи соответствующего заявления и необходимых документов. Указанная мера социальной поддержки предоставляется во исполнение ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» указанные субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (п. 2 Правил предоставления субсидий, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации); их предоставление также носит заявительный характер (п.8) и не связано с наличием либо отсутствием у их получателя инвалидности.
Судом установлено и не опровергнуто истцом, что в <дата> года Игнатова Т.В. обратилась к ответчику именно за получением субсидии и данная субсидия была ей предоставлена на соответствующий срок.
Каких-либо доказательств, объективно подтверждающих факт ее одновременного обращения для предоставления ей ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, представлено не было, следовательно, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не доказан факт невыполнения ответчиком своих обязанностей и нарушения тем самым ее прав.
Напротив, из пояснений Игнатовой Т.В. в суде апелляционной инстанции следует, что ей хорошо известен порядок предоставления каждой из обозначенных выше мер социальной поддержки, а также то, что она, имея срочную инвалидность до <дата> года, должна была ежегодно предоставлять документы, подтверждающие наличие инвалидности, обуславливающей получение ею денежной компенсации.
Поскольку указанное требование ею выполнено не было вплоть до <дата> года, у суда отсутствовали основания признавать действия ответчика по приостановлению и прекращению предоставления компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с <дата> года незаконными.
Не имелось законных оснований и для взыскания с ответчика в пользу Игнатовой Т.В. суммы задолженности по указанной выплате за период с <дата> по <дата>, так как она возобновлена с <дата> (начало финансового года, в котором имел место факт надлежащего обращения истца) в соответствии с действующим законодательством.
Ссылка истца на избрание ответчиком выгодной для последнего правовой позиции о ее обращении в <дата> году именно за получением субсидии ввиду уничтожения соответствующего выплатного дела не влияет на правильность вынесенного решения, поскольку факты предоставления субсидии и уничтожения дела по ее предоставлению не имеют правового значения при разрешении настоящего спора.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии должной оценки всем доказательствам по делу, в том числе свидетельским показаниям, противоречит содержанию обжалуемого решения, в котором приведены указанные показания и их оценка, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает; нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от
21 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игнатовой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи