Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-119/2022 ~ М-44/2022 от 20.01.2022

УИД 53RS0015-01-2022-000057-38

Дело №2-119/2022

Решение

именем Российской Федерации

28 февраля 2022 года                                       г. Сольцы

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Киселёва Д.А.,

при секретаре Лаптевой С.Б.,

с участием прокурора Солецкого района Новгородской области Кабеева И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения Солецкая центральная районная больница об обязании обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в д. Ретно Солецкого района, оборудованием для оказания первичной медико-санитарной помощи,

установил:

Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с иском к ГОБУЗ Солецкая ЦРБ об обязании оснастить фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Ретно, ул. Козлова д.8, медицинским оборудованием, необходимым для оказания медицинской помощи. В обоснование требований указано, что прокуратурой Солецкого района Новгородской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения в обособленных структурных подразделениях ГОБУЗ Солецкая ЦРБ. В ходе проверки установлено, что предметом деятельности ГОБУЗ Солецкая ЦРБ является оказание медицинских услуг населению. В структуру ГОБУЗ Солецккая ЦРБ входит ФАП д. Ретно. В нарушение требований действующего законодательства в указанном ФАПе отсутствует медицинское оборудование, необходимое для оказания медицинской помощи. Считает, что отсутствие необходимого оборудования свидетельствует как об отсутствии надлежащей организации предоставления населению первичной доврачебной медико-санитарной помощи в ГОБУЗ Солецкая ЦРБ, не способствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, так и не достижении ГОБУЗ Солецкая ЦРБ целей, предусмотренных Уставом учреждения, а также препятствует реализации принципов охраны здоровья, и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на получение качественной медицинской помощи. В связи с чем просит ответчика устранить выявленные нарушения, а именно: в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение ФАПа, расположенного по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Ретно, ул. Козлова д.8 следующим оборудованием:

электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный;

автоматический дефибриллятор;

тонометр для измерения артериального давления на периферических артериях манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года;

щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный;

одеяло с подогревом;

секундомер, из расчета не менее 2 шт.;

роторасширитель одноразовый, из расчета не менее 2 шт.;

языкодержатель, из расчета не менее 2 шт.;

стерилизатор электрический средний;

кислородный ингалятор;

анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками;

пульсоксиметр портативный;

спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками);

тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления.

Прокурор Солецкого района Кабеев И.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что ранее прокуратурой Солецкого района в адрес ответчика направлялись предписания для устранения нарушений указанных в исковом заявлении, которые оставлены без исполнения. Наличие указанного в иске оборудования является необходимым условием для выдачи лицензии.

Представитель ответчика ГОБУЗ Солецкая ЦРБ и представитель третьего лица Министерства здравоохранения Новгородской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.

В соответствие со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица.

Заслушав прокурора Солецкого района Кабеева И.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» урегулированы отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Из пункта п.3 ст.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что медицинская помощь это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Согласно ст.10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: 1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; 2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; 3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; 4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; 5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; 7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; 8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью; 9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; 10) применением телемедицинских технологий.

В соответствии с ч.1,2 ст.18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

В пунктах 1,5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частями 1, 2 ст.32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. Одним из видов медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь.

Согласно ч.2 ст.33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года №543н утверждено Положение об организации оказания первично медико-санитарной помощи взрослому населению.

Порядком определен стандарт их оснащения медицинским оборудованием, необходимым для оказания медицинской помощи.

Как установлено в судебном заседании, предметом деятельности ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ» является оказание медицинских услуг населению по диагностике и лечению заболеваний, относящихся к профилю деятельности учреждения, медицинской профилактике, диспансеризации, скорой помощи, а также к лечебно-консультативному приему; целью деятельности является удовлетворение общественных потребностей в охране здоровья населения, медицинской помощи и услугах, относящихся к предмету ее деятельности.

Пункт 6 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению предусматривает, что первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах.

Первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь, организуются по территориально-участковому принципу (пункт 12 Положения).

Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях (пункт 13 Положения).

Согласно пункту 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерских пунктов, являющихся приложением №15, фельдшерско-акушерский пункт (далее ФАП) является структурным подразделением медицинской организации. ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.

В соответствии с пунктом 11 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерских пунктов, основными задачами ФАПа являются: диагностика и лечение неосложненных острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, других состояний травм, отравлений по назначению врача; своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача в соответствии с действующими стандартами оказания первичной медико-санитарной помощи; направление больных с хроническими заболеваниями, в том числе состоящих под диспансерным наблюдением, к участковому врачу с целью коррекции лечения и плана диспансерного наблюдения; организация патронажа детей и беременных женщин; систематическое наблюдение за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; проведение профилактических и лечебных мероприятий; проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма; проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности; наблюдение за контактными лицами в очагах инфекции и иные.

В структуру ГОБУЗ Солецкая ЦРБ входит, в том числе, ФАП, расположенный по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Ретно, ул. Козлова д.8.

Прокуратурой Солецкого района Новгородской области совместно с представителем ГОБУЗ Солецкая ЦРБ проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере здравоохранения в обособленных структурных подразделениях ГОБУЗ Солецкая ЦРБ, в том числе и в ФАП д. Ретно.

В ходе проверки ФАП в д. Ретно в части его оснащения медицинским оборудованием, необходимым для оказания медицинской помощи, было установлено, что необходимое оборудование, перечень которого утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года №543н, в нем отсутствует.

Из справки по результатам проведенной проверки усматривается, что в ФАП д. Ретно отсутствует медицинское оборудование (оснащение), необходимое для оказания медицинской помощи, а именно: электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный;

автоматический дефибриллятор;

тонометр для измерения артериального давления на периферических артериях манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года;

щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный;

одеяло с подогревом;

секундомер, из расчета не менее 2 шт.;

роторасширитель одноразовый, из расчета не менее 2 шт.;

языкодержатель, из расчета не менее 2 шт.;

стерилизатор электрический средний;

кислородный ингалятор;

анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками;

пульсоксиметр портативный;

спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками);

тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления.

Отсутствие медицинского оборудования, необходимого для оказания медицинской помощи в соответствии с Положением об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 №543н «Об утверждении Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» представителем ответчика не оспаривается.

Учитывая нормы действующего законодательства, а также представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что отсутствие иного указанного в иске необходимого оборудования в ФАПе д. Ретно свидетельствует как об отсутствии надлежащей организации предоставления населению первичной доврачебной медико-санитарной помощи в ГОБУЗ Солецкая ЦРБ, не способствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, так и о не достижении ГОБУЗ Солецкая ЦРБ целей, предусмотренных Уставом учреждения, а также препятствует реализации прав человека и гражданина на охрану здоровья, на доступную, качественную медицинскую помощь. В связи с чем, заявленные исковые требований с учетом их уточнения подлежат удовлетворению.

При этом судом учитывается, что соблюдение требований Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 №543н, является обязательным, что следует из постановления Правительства РФ от 22 октября 2020 года №1722 «О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования» и Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 №1722», утвержденных Минздравом России, согласно которому в данный перечень внесено и вышеуказанное Положение об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных затрат времени и средств, а также то обстоятельство, что до настоящего времени ответчиком не предпринимаются должные меры по устранению выявленных нарушений, суд полагает необходимым установить срок до 01 июля 2022года, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства в области здравоохранения.

Поскольку исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области направлены на защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, при этом прокурор обосновал в своем иске: в чем заключаются интересы, в чем заключается угроза нарушения прав, и как интересы должны быть защищены, суд полагает действия прокурора по обращению в суд осуществлены в пределах полномочий, предусмотренных п.1 ст.45 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты, которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с этим с ГОБУЗ Солецкая ЦРБ подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст. 11, 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения Солецкая центральная районная больница об обязании обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в д. Ретно Солецкого района, оборудованием для оказания первичной медико-санитарной помощи удовлетворить.

Обязать государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения Солецкая центральная районная больница в срок до 01 июля 2022года оснастить фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Ретно, ул. Козлова, д. 8, оборудованием:

электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный;

автоматический дефибриллятор;

тонометр для измерения артериального давления на периферических артериях манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года;

щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный;

одеяло с подогревом;

секундомер, из расчета не менее 2 шт.;

роторасширитель одноразовый, из расчета не менее 2 шт.;

языкодержатель, из расчета не менее 2 шт.;

стерилизатор электрический средний;

кислородный ингалятор;

анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками;

пульсоксиметр портативный;

спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками);

тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления.

Взыскать с государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения Солецкая центральная районная больница в доход бюджета Солецкого муниципального округа государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца.

Председательствующий                                             Д.А. Киселёв

2-119/2022 ~ М-44/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Солецкого района Новгородской области
Ответчики
ГОБУЗ Солецкая ЦРБ
Другие
Министерство здравоохранения Новгородской области
Суд
Солецкий районный суд Новгородской области
Судья
Киселёв Дмитрий Алексеевич
Дело на сайте суда
solecky--nvg.sudrf.ru
20.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2022Передача материалов судье
21.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее