УИД 53RS0015-01-2022-000057-38
Дело №2-119/2022
Решение
именем Российской Федерации
28 февраля 2022 года г. Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Киселёва Д.А.,
при секретаре Лаптевой С.Б.,
с участием прокурора Солецкого района Новгородской области Кабеева И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения Солецкая центральная районная больница об обязании обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в д. Ретно Солецкого района, оборудованием для оказания первичной медико-санитарной помощи,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с иском к ГОБУЗ Солецкая ЦРБ об обязании оснастить фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Ретно, ул. Козлова д.8, медицинским оборудованием, необходимым для оказания медицинской помощи. В обоснование требований указано, что прокуратурой Солецкого района Новгородской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения в обособленных структурных подразделениях ГОБУЗ Солецкая ЦРБ. В ходе проверки установлено, что предметом деятельности ГОБУЗ Солецкая ЦРБ является оказание медицинских услуг населению. В структуру ГОБУЗ Солецккая ЦРБ входит ФАП д. Ретно. В нарушение требований действующего законодательства в указанном ФАПе отсутствует медицинское оборудование, необходимое для оказания медицинской помощи. Считает, что отсутствие необходимого оборудования свидетельствует как об отсутствии надлежащей организации предоставления населению первичной доврачебной медико-санитарной помощи в ГОБУЗ Солецкая ЦРБ, не способствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, так и не достижении ГОБУЗ Солецкая ЦРБ целей, предусмотренных Уставом учреждения, а также препятствует реализации принципов охраны здоровья, и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на получение качественной медицинской помощи. В связи с чем просит ответчика устранить выявленные нарушения, а именно: в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение ФАПа, расположенного по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Ретно, ул. Козлова д.8 следующим оборудованием:
электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный;
автоматический дефибриллятор;
тонометр для измерения артериального давления на периферических артериях манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года;
щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный;
одеяло с подогревом;
секундомер, из расчета не менее 2 шт.;
роторасширитель одноразовый, из расчета не менее 2 шт.;
языкодержатель, из расчета не менее 2 шт.;
стерилизатор электрический средний;
кислородный ингалятор;
анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками;
пульсоксиметр портативный;
спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками);
тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления.
Прокурор Солецкого района Кабеев И.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что ранее прокуратурой Солецкого района в адрес ответчика направлялись предписания для устранения нарушений указанных в исковом заявлении, которые оставлены без исполнения. Наличие указанного в иске оборудования является необходимым условием для выдачи лицензии.
Представитель ответчика ГОБУЗ Солецкая ЦРБ и представитель третьего лица Министерства здравоохранения Новгородской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.
В соответствие со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица.
Заслушав прокурора Солецкого района Кабеева И.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» урегулированы отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Из пункта п.3 ст.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что медицинская помощь это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Согласно ст.10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: 1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; 2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; 3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; 4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; 5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; 7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; 8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью; 9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; 10) применением телемедицинских технологий.
В соответствии с ч.1,2 ст.18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В пунктах 1,5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частями 1, 2 ст.32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. Одним из видов медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь.
Согласно ч.2 ст.33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года №543н утверждено Положение об организации оказания первично медико-санитарной помощи взрослому населению.
Порядком определен стандарт их оснащения медицинским оборудованием, необходимым для оказания медицинской помощи.
Как установлено в судебном заседании, предметом деятельности ГОБУЗ «Солецкая ЦРБ» является оказание медицинских услуг населению по диагностике и лечению заболеваний, относящихся к профилю деятельности учреждения, медицинской профилактике, диспансеризации, скорой помощи, а также к лечебно-консультативному приему; целью деятельности является удовлетворение общественных потребностей в охране здоровья населения, медицинской помощи и услугах, относящихся к предмету ее деятельности.
Пункт 6 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению предусматривает, что первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах.
Первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь, организуются по территориально-участковому принципу (пункт 12 Положения).
Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях (пункт 13 Положения).
Согласно пункту 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерских пунктов, являющихся приложением №15, фельдшерско-акушерский пункт (далее ФАП) является структурным подразделением медицинской организации. ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
В соответствии с пунктом 11 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерских пунктов, основными задачами ФАПа являются: диагностика и лечение неосложненных острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, других состояний травм, отравлений по назначению врача; своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача в соответствии с действующими стандартами оказания первичной медико-санитарной помощи; направление больных с хроническими заболеваниями, в том числе состоящих под диспансерным наблюдением, к участковому врачу с целью коррекции лечения и плана диспансерного наблюдения; организация патронажа детей и беременных женщин; систематическое наблюдение за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; проведение профилактических и лечебных мероприятий; проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма; проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности; наблюдение за контактными лицами в очагах инфекции и иные.
В структуру ГОБУЗ Солецкая ЦРБ входит, в том числе, ФАП, расположенный по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Ретно, ул. Козлова д.8.
Прокуратурой Солецкого района Новгородской области совместно с представителем ГОБУЗ Солецкая ЦРБ проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере здравоохранения в обособленных структурных подразделениях ГОБУЗ Солецкая ЦРБ, в том числе и в ФАП д. Ретно.
В ходе проверки ФАП в д. Ретно в части его оснащения медицинским оборудованием, необходимым для оказания медицинской помощи, было установлено, что необходимое оборудование, перечень которого утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года №543н, в нем отсутствует.
Из справки по результатам проведенной проверки усматривается, что в ФАП д. Ретно отсутствует медицинское оборудование (оснащение), необходимое для оказания медицинской помощи, а именно: электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный;
автоматический дефибриллятор;
тонометр для измерения артериального давления на периферических артериях манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года;
щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный;
одеяло с подогревом;
секундомер, из расчета не менее 2 шт.;
роторасширитель одноразовый, из расчета не менее 2 шт.;
языкодержатель, из расчета не менее 2 шт.;
стерилизатор электрический средний;
кислородный ингалятор;
анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками;
пульсоксиметр портативный;
спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками);
тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления.
Отсутствие медицинского оборудования, необходимого для оказания медицинской помощи в соответствии с Положением об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 №543н «Об утверждении Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» представителем ответчика не оспаривается.
Учитывая нормы действующего законодательства, а также представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что отсутствие иного указанного в иске необходимого оборудования в ФАПе д. Ретно свидетельствует как об отсутствии надлежащей организации предоставления населению первичной доврачебной медико-санитарной помощи в ГОБУЗ Солецкая ЦРБ, не способствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, так и о не достижении ГОБУЗ Солецкая ЦРБ целей, предусмотренных Уставом учреждения, а также препятствует реализации прав человека и гражданина на охрану здоровья, на доступную, качественную медицинскую помощь. В связи с чем, заявленные исковые требований с учетом их уточнения подлежат удовлетворению.
При этом судом учитывается, что соблюдение требований Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 №543н, является обязательным, что следует из постановления Правительства РФ от 22 октября 2020 года №1722 «О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования» и Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 №1722», утвержденных Минздравом России, согласно которому в данный перечень внесено и вышеуказанное Положение об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных затрат времени и средств, а также то обстоятельство, что до настоящего времени ответчиком не предпринимаются должные меры по устранению выявленных нарушений, суд полагает необходимым установить срок до 01 июля 2022года, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства в области здравоохранения.
Поскольку исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области направлены на защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, при этом прокурор обосновал в своем иске: в чем заключаются интересы, в чем заключается угроза нарушения прав, и как интересы должны быть защищены, суд полагает действия прокурора по обращению в суд осуществлены в пределах полномочий, предусмотренных п.1 ст.45 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты, которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с этим с ГОБУЗ Солецкая ЦРБ подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. 11, 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения Солецкая центральная районная больница об обязании обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в д. Ретно Солецкого района, оборудованием для оказания первичной медико-санитарной помощи удовлетворить.
Обязать государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения Солецкая центральная районная больница в срок до 01 июля 2022года оснастить фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д. Ретно, ул. Козлова, д. 8, оборудованием:
электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный;
автоматический дефибриллятор;
тонометр для измерения артериального давления на периферических артериях манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года;
щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный;
одеяло с подогревом;
секундомер, из расчета не менее 2 шт.;
роторасширитель одноразовый, из расчета не менее 2 шт.;
языкодержатель, из расчета не менее 2 шт.;
стерилизатор электрический средний;
кислородный ингалятор;
анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками;
пульсоксиметр портативный;
спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками);
тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления.
Взыскать с государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения Солецкая центральная районная больница в доход бюджета Солецкого муниципального округа государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца.
Председательствующий Д.А. Киселёв