Дело №2-274/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.<адрес> 17 июля 2019 г.
Знаменский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Гончарова Н.В.,
с участием заместителя прокурора <адрес> тамбовской области Бударина А.С.,
при секретаре Назарьевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Старостина Н.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением и снятии с регистрационного учета по месту жительства,
установил:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Старостиной Н.В. и просит суд устранить нарушения прав собственника в отношении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ул.адрес, <адрес>, кВ.4, <адрес> и прекратить право пользования Старостиной Н.В. указанным помещением, а также снять Старостину Н.В. с регистрационного учета по месту жительства.
В исковом заявлении истец мотивирует свои требования тем, что квартира, расположенная по адресу: ул. адрес, <адрес>, является собственностью Российской Федерации. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отнесена к числу служебных жилых помещений и была закреплена за 198 квартирно-эксплуатационной частью района (далее - 198 КЭЧ), что подтверждается распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № КЭЧ переименована в ФГКУ «СпецТУИО» МО РФ. На текущий момент спорное жилое помещение состоит на балансе ФГКУ «СпецТУИО» МО РФ. Документы, послужившие основанием для предоставления указанного жилого помещения Ответчику, в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствуют. Письмом командира войсковой части 14272 от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что Ответчик в настоящий момент не проходит военную службу в войсковой части 14272, в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состоит. Служебные жилые помещения в силу закона предоставляются гражданам исключительно в связи с характером их трудовых отношений либо в связи с прохождением военной службы. В связи с указанным письмом ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Ответчику направлено требование об освобождении незаконно занимаемого служебного жилого помещения, что подтверждается чеком об отправке почтового отправления. Указанное требование Ответчиком не получено, что подтверждается конвертом вернувшегося почтового отправления. Ответчиком, в нарушение законного требования собственника жилого помещения, до настоящего момента спорное жилое помещение не освобождено - требование об освобождении квартиры Ответчик не выполнил - в адрес ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ Ответчиком не представлены документы, подтверждающие освобождение жилого помещения (договор найма служебного жилого помещения, выписка из домовой книги с отметками о снятии с регистрационного учета, копия финансового лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности, копия акта приема-передачи жилого помещения с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию).Согласно копии лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ № и копии выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ № Ответчик зарегистрирован в спорном жилом помещении. Актом установления фактического проживания от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Ответчик не проживает в спорном жилом помещении. Учитывая, что Министерство обороны Российской Федерации лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у Ответчика. В таком поведении нанимателя служебного жилого помещения усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Истец Министерство обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направило, заявлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
ОтветчикСтаростина Н.В. в судебное заседание не явилась. Судебные уведомления направленные в адрес ответчика, возвратились с почтовой отметкой «не проживает». Согласно адресной справки, ответчик зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>-1 <адрес> ( согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время указанный адрес: <адрес>, ул.адрес <адрес>), то есть по адресу направления судебных уведомлений. Другим адресом проживания ответчика суд не располагает. В силу ст.119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
Учитывая, что фактическое место пребывания ответчика неизвестно, суд назначил ответчику Старостиной Н.В. в качестве представителя адвоката в порядке ст.50 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика - адвокат Фокина О.Б. исковые требования не признала в связи с тем, что адвокатом не согласована позиция с ответчиком и ответчик не уполномочил представителя на признание иска.
Представители третьих лиц ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», ФГКУ «Специализированное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в/ч 14272 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, об отложении не просили. Представители третьих лиц ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» и в/ч 14272 в заявлениях просят рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают. Суд на основании ст.167 ГПК РФ рассматривает гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц.
Заместитель прокурора <адрес> Бударин А.С. считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, так как порядок прекращения права пользования служебным жилым помещением нормами ЖК РФ. Имеется ряд оснований, при которых невозможно выселение лиц, проживающих в служебных жилых помещениях. Одним из таких оснований является постановка таких лиц на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно материалам гражданского дела, Старостина Н.В. не поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в трудовых отношениях с МО РФ не состоит.
Выслушав представителя ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно копии лицевого счета, выданной ДД.ММ.ГГГГ № (квартира нанимателя Старостиной Н.В. <адрес> ул.адрес <адрес>), Старостина Н.В. прибыла по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ постоянно. Количество лиц для зачисления платежа -1 чел. Графа «должность и место работы» не заполнена.
По действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ законодательству основанием для вселения в служебное помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения является установленной формы ордер (ст. 47, 105ЖКРСФСР, абзац 2 подпункта «б» пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР, действовавшей в период вселения ответчика в данную квартиру, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в число служебных жилых помещений включена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, ул. адрес, <адрес>. Данное полномочие осуществлено в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия данного решения, то есть в соответствии с законом. Данное постановление никем не оспорено, незаконным не признано и действует на момент рассмотрения дела судом.
В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" также предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Все недвижимое имущество, расположенное по адресу:<адрес>,в том числе и спорная <адрес> соответствии с распоряжением Министра обороны Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ было закреплено на праве оперативного управления за 198 квартирно-эксплуатационной частью района, которая впоследствии переименована в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (приказ Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ) и находится у последнего на балансе.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право собственности Российской Федерации на вышеуказанное имущество является ранее возникшим и признается юридически действительным при отсутствии их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125ГК РФ).
Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны, Министерство обороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул. адрес, <адрес> относится к федеральной собственности в силу закона, включено в число служебных и закреплено за учреждением, подведомственным Министерству обороны РФ, на вещном праве.
В соответствии с выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам» на момент предъявления иска в спорном жилом помещении была зарегистрирована Старостина Н.В.
При этом, согласно представленного истцом Акта проверки использования по назначению жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, Старостина Н.В. со слов соседей не проживает по вышеуказанному адресу на протяжении семи лет.
По данным филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Старостиной Н.В. на территории <адрес>.
Старостина Н.В. не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации Воронцовского сельсовета <адрес>. За предоставлением муниципальной услуги не обращалась.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 40 Конституции РФ. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ), служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 99ЖКРФ).
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 статьи 103 ЖК РФ.
Согласно информации, предоставленной войсковой частью 14272, Старостина Н.В., 1966 года рождения, в трудовых отношениях с войсковой частью 14272 не состояла. Доказательств обратного суду не представлено.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые проживают вслужебныхжилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если ихвыселениене допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный ч. 2 ст. 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих вслужебныхжилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51ЖКРФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52ЖКРФ), не могут быть выселены изслужебныхжилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если ихвыселениене допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых изслужебныхжилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст.108и 110 ЖКРСФСР.
Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебных жилых помещений и общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (ДД.ММ.ГГГГ). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения ст.108ЖКРСФСРи после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
В соответствии с ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений категории граждан, указанные в части 2, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Доказательств наличия у ответчика права на дополнительные гарантии, предусмотренные положениями ст. 108 ЖК РСФСР, ответчиком или представителем ответчика, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, представлено не было, в этой связи суд, проанализировав имеющиеся доказательства, приходит к выводу, что ответчик Старостина Н.В. к перечисленным в ч.2 ст. 103 ЖК РФ и ст. 108 ЖК РСФСР категориям граждан не относятся.
При установленных обстоятельствах, требования истца - законного владельца жилого помещения о признании ответчика Старостиной Н.В. утратившей право пользования служебным жилым помещением подлежат удовлетворению.
Согласно статьи 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», подпункта «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства возможно на основании вступившего в законную силу решения суда о выселении или признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением.
При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным пунктами е пункта 31 Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами (пункт 32 указанных Правил).
Правоотношения, связанные с регистрацией и снятием с регистрационного учета, являются публично-административными, возникающими в процессе совершения действий заинтересованным лицом в порядке реализации прав, установленных Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, поэтому при разрешении гражданско-правового спора между юридическим лицом и физическими лицами, разрешаться не должны.
Таким образом, вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия их с регистрационного учета и не требует дополнительного решения суда в этой части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.
Прекратить право пользования Старостина Н.В. служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, ул. адрес, <адрес>.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд <адрес> в течение месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Гончаров
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ