Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-3/2013 (12-44/2012;) от 04.12.2012

Материал № 12-3/2013 г.    

Мировой судья Ханина О.П.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

14 января 2013 г.     г. Полярные Зори                                

Судья Полярнозоринского районного суда Мурманской области Фазлиева О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Полярнозоринского районного суда жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на постановление мирового судьи судебного участка г.Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области от 10.10.2012 в отношении юридического лица:

администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области, ОГРН 1025100817510, дата регистрации 10.04.2007, ИНН 5117100493, КПП 511701001, ОКПО 04195383, юридический адрес: ул. Сивко, д. 1, г. Полярные Зори Мурманской области,

которое подвергнуто административному наказанию в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка г.Полярные Зори Мурманской области от 10.10.2012 администрация г. Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области (далее – администрация г.Полярные Зори) признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Как установлено мировым судьей, в ходе внеплановой проверки требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведенной в отношении юридического лица – администрации г. Полярные Зори, расположенного по адресу ул. Сивко, д. 1, г. Полярные Зори Мурманской области, в период с 14.00 час. до 17.00 час. 25.07.2012 и с 14.00 час. до 16.00 час. 26.07.2012, с целью выполнения указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнения в Краснодарском крае», установлено, что в муниципальном образовании г.Полярные Зори с подведомственной территорией не создана аварийно спасательная служба и (или) аварийно-спасательное формирование (пункт 29 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; пункт 2.4. Приказа МЧС России от 03.03.2005 № 125 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; пункт 9 Приказа МЧС России от 13.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно – спасательных формирований»).

Тем самым, администрация г.Полярные Зори не выполнила предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, т.е. совершила правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с указанным постановлением, уполномоченный представитель администрации г. Полярные Зори Соколова С.Н. принесла жалобу, в которой просила суд постановление мирового судьи от 10.10.2012 по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, а производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы представитель администрации г. Полярные Зори Соколова С.Н. указала, что проверка органом государственного контроля (надзора) юридического лица, по результатам которой в отношении администрации г. Полярные Зори составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проведена незаконно.

Указанный орган осуществлял проверку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнения в Краснодарском крае», которым Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предписано во всех зонах возможного затопления (подтопления) проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование. Поскольку доказательства того, что г.Полярные Зори с подведомственной территорией находится в зоне затопления (подтопления) надзорным органом не представлено, оснований для проведения внеплановой проверки во исполнение Указа Президента Российской Федерации не имелось.

В силу пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пункта 55 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Приказом МЧС России от 26.06.2012 № 359, проведение внеплановой проверки администрации г. Полярные Зори необходимо было согласовать с органом прокуратуры. Однако, такое согласование надзорным органом получено не было.

Поскольку указанная проверка проведена органом надзора с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, то ее результаты, в силу пункта 1 статьи 20 данного закона, не могут являться доказательством нарушения администрацией г. Полярные Зори обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом или судом, а акт проверки, в силу требований пункта 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является недопустимым доказательством.

Представитель администрации г. Полярные Зори полагала, что отдел надзорной деятельности имел право лишь проверить готовность сил и средств МЧС России, расположенных в зонах возможного затопления (подтопления), к выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В жалобе также отмечено, что из анализа пункта 2 статьи 1, подпунктов 28, 29 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» следует, что законодательством Российской Федерации не установлена безусловная обязанность органа местного самоуправления по созданию профессиональной аварийно-спасательной службы и (или) формирования.

Таким образом, в действиях администрации г. Полярные Зори отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель администрации г. Полярные Зори Соколова С.Н., действующая на основании доверенности от 05.06.2010 (л.д.86), апелляционную жалобу поддержала, дополнительно к доводам, изложенным в жалобе, пояснила, что, по ее мнению, оснований для проведения надзорным органом проверки в отношении администрации г. Полярные Зори не имелось, поскольку территория муниципального образования не относится к зоне возможного затопления или подтопления, т.к. на протяжении длительного времени существования данного муниципального образования, случаев затопления или подтопления территории г. Полярные Зори, повлекших какие-либо чрезвычайные ситуации, не было.

Кроме того, создание и содержание аварийно-спасательных формирований не является безусловной обязанностью органа местного самоуправления. Действительно, подпункты 28 и 29 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают полномочия органов местного самоуправления по созданию таких формирований, однако, вопрос необходимости создания таких формирований решается органом местного самоуправления самостоятельно.

Согласно статье 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе, на нештатной основе, на общественных началах. Указанные службы в органах местного самоуправления создаются по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Согласно статье 2 указанного закона при создании аварийно-спасательных служб или формирований органы местного самоуправления должны также учитывать ряд законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов власти в чрезвычайных ситуациях. Орган местного самоуправления на своей территории обязан обеспечить защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций, но каким путем и какими средствами, орган местного самоуправления решает самостоятельно.

Таким образом, законодательством Российской Федерации не установлена прямая обязанность органа местного самоуправления по созданию аварийно-спасательных служб или формирований.

Кроме того, в ряде предприятий, расположенных на территории муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территории, уже имеются свои аварийно-спасательные службы и формирования, например, на Кольской АЭС. Поскольку руководители данных предприятий входят в состав комиссии по чрезвычайным ситуациям, созданной в муниципальном образовании, указанные аварийно-спасательные службы и формирования могут быть задействованы администрацией г. Полярные Зори в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Постановлением администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией от 12.09.2008 №** утверждено Положение об организации аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией, которым определен порядок проведение аварийно-спасательных работ.

Изучив жалобу администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области, выслушав представителя администрации г. Полярные Зори Соколову С.Н., свидетеля гр.С, проверив материалы дела, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Вывод мирового судьи о виновности администрации г.Полярные Зори в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела, и подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении, исследованными мировым судьей при рассмотрении дела.

Так, из копии свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц и свидетельства о постановке администрации г. Полярные Зори на налоговый учет, следует, что администрация г. Полярные Зори является юридическим лицом (л.д. 35-36).

Согласно Уставу муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией указанное муниципальное образование входит в состав Мурманской области (л.д.12-33). Законом Мурманской области от 02.12.2004 №** «О статусе муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией» муниципальное образование г. Полярные Зори с подведомственной территорией наделено статусом городского округа (статья 1 Устава).

К вопросам местного значения муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией отнесены участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования (пункты 8 и 29 статьи 7 Устава).

Администрация г. Полярные Зори является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, а также полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Мурманской области, что следует из статьи 35 Устава муниципального образования г. Полярные Зори.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнения в Краснодарском крае», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предписано во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации провести проверку наличия средств, предназначаемых и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации и указания Министра МЧС России на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 24.07.2012 № 27 в отношении администрации г.Полярные Зори была проведена внеплановая, выездная проверка (л.д.6). Задачами данной проверки являлись контроль за соблюдением администрацией г.Полярные Зори обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его уполномоченными представителями требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также принятие мер, установленных законодательством Российской Федерации, по результатам проверки.

В соответствии с актом проверки от 26.07.2012 №** в ходе ее проведения были выявлены нарушения администрацией г. Полярные Зори обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: в муниципальном образовании г. Полярные Зори с подведомственной территорией не создана аварийно-спасательная служба и (или) аварийно-спасательное формирование, что является нарушением пункта 24 статьи 14 и пункта 29 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Приказа МЧС России от 03.03.2005 № 125 «Об утверждении инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (пункт 2.4); Приказа МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания внештатных аварийно-спасательных формирований» (пункт 9) (л.д.4-5).

Согласно предписанию от 26.07.2012 №** указанные нарушения администрация г. Полярные Зори обязана устранить в срок до 31.12.2012 (л.д.7).

По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении от 26.07.2012 №**, из которого следует, что в действиях администрации г. Полярные Зори усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.2-3).

Приведенные доказательства были правильно оценены мировым судьей на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, как это предусмотрено статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, при рассмотрении жалобы судом второй инстанции был допрошен в качестве свидетеля инспектор Отделения надзорной деятельности г. Полярные Зори Управления Надзорной деятельностью Главного управления МЧС России по Мурманской области гр.С., который суду пояснил, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнения в Краснодарском крае» и указания Главного Управления МЧС России по Мурманской области им, как временно исполняющим обязанности начальника отделения надзорной деятельности г. Полярные Зори, было издано распоряжение от 24.07.2012 № 27 о проведении проверки наличия средств, предназначаемых и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Задачами данной проверки являлись контроль за соблюдением администрацией г. Полярные Зори обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» согласование проведения указанной внеплановой проверки с органами прокуратуры не требовалось, поскольку основанием ее проведения послужило прямое указание Президента Российской Федерации.

В ходе проверки было выявлено, что в муниципальном образовании г. Полярные Зори с подведомственной территорией не создана аварийно-спасательная служба и (или) аварийно-спасательное формирование, что является нарушением пункта 24 статьи 14 и пункта 29 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На вопросы суда свидетель гр.С. пояснил, что г.Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области расположен на берегу реки Нива и озера Пинозеро. В городе действует постоянное гидротехническое сооружение "Н", которое построено по плотинно – деривационному типу. Напорные сооружения "Н" образуют Пиренгское водохранилище многолетнего регулирования, включающее в себя крупное озеро Имандра.

Ему известно, что в связи со сбросом воды на "Н" в весенний период, регулярно происходит подтопление прилегающих к ГЭС территорий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружение, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Количественные характеристики перечисленных показателей определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

С учетом указанных норм закона, а также с учетом пункта 3.7 «Перечня возможных аварий и предаварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях и их негативных воздействий», утвержденного Приказом МЧС России №**, Минэнерго России №** от 29.12.2003 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений предприятий топливно-энергетического комплекса», и Приложения №** к данному приказу, территория муниципального образования г. Полярные Зори относится к зоне возможного затопления (подтопления) и, в случае аварии на "Н", одним из негативных воздействий для территории города и его жителей будет затопление местности.

Считает, что создание аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования, является не правом, а обязанностью администрации г. Полярные Зори.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении администрации г.Полярные Зори по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Показания свидетеля гр.С суд считает объективными и достоверными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, и принимает их в качестве одного из допустимых и относимых доказательств, подтверждающих вину администрации в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы администрации г. Полярные Зори, о том, что, в связи с тем, что Указом Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнения в Краснодарском крае» МЧС России предписано провести проверку лишь в зонах возможного затопления (подтопления), а, так как территория муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией к таким зонам не относится, надзорный орган был не вправе проводить проверку в отношении администрации г. Полярные Зори, суд считает несостоятельным в силу следующего.

Согласно информации, полученной судом из Отделения надзорной деятельности г. Полярные Зори Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Мурманской области от 17.12.2012, на территории муниципального образования г. Полярные Зори с подведомственной территорией действует основное, постоянное гидротехническое сооружение Нива ГЭС-1, и, поскольку, в случае аварии на указанном гидротехническом сооружении, одним из негативных воздействий, как для территории муниципального образования, так и для населения, будет являться затопление (подтопление) местности, территория данного муниципального образования относится к зоне возможного затопления (подтопления) (л.д.112).

Указанные обстоятельства также подтверждается письмом руководителя Беломорского Управления Ростехнадзора от 17.12.2012, согласно которому в связи с расположением на территории муниципального образования г.Полярные Зори гидротехнических сооружений эта территория относится к зоне возможного затопления в случае возникновения чрезвычайной ситуации (л.д.116).

Из письма начальника Главного Управления МЧС России по Мурманской области от 26.12.2012 следует, что в соответствии с расчетом вероятного вреда от возможной гидродинамической аварии на гидротехническом сооружении "Н", проведенным ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники имени Б.Е. Веденеева», определены следующие объекты, подпадающие под разрушающие воздействия волны прорыва и затопления г. Полярные Зори с подведомственной территорией: грунтовые автодороги на участках суммарной протяженностью 1 км; линии ЛЭП, находящиеся за створом аварийной плотины, протяженностью 500 м; линии ЛЭП, находящиеся на участках протяженностью 1200 м; пешеходный мост; 10 гаражей, непосредственно примыкающих к реке Нива и используемых для хранения лодок. В зону затопления также могут попасть 48 гектаров леса, которому может быть нанесен ущерб, как объекту окружающей среды. Основной ущерб от последствий аварий на указанном гидротехническом сооружении может быть нанесен Имандровскому водохранилищу, как объекту рыбного хозяйства (л.д.117-118).

Таким образом, судом достоверно установлено, что муниципальное образование г. Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области относится к зонам возможного затопления (подтопления). Следовательно, в рамках исполнения вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации отделение надзорной деятельности г. Полярные Зори Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области было вправе провести проверку в отношении администрации г. Полярные Зори.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнения в Краснодарском крае» Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предписано провести проверку наличия средств, предназначаемых и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций в определенных зонах.

В силу статьи 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательная служба представляет собой совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Таким образом, аварийно-спасательная служба отнесена законом к силам и средствам, предназначенным для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проверка которых была обусловлена Указом Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнения в Краснодарском крае», соответственно, осуществляя эту проверку, должностное лицо ГУ МЧС России по Мурманской области действовало в рамках предоставленных Указом полномочий.

Довод администрации г. Полярные Зори о необходимости признания акта проверки недопустимым доказательством, как полученного с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294 –ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку проведение проверки не было согласовано с органами прокуратуры, был исследован мировым судьей при рассмотрения дела об административном правонарушении по существу и получил надлежащую правовую оценку.

Анализируя данное обстоятельство мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку основанием для проведения внеплановой выездной проверки в отношении администрации г.Полярные Зори послужил приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, что предусмотрено пунктом 3 части 2 статьи 10 названного федерального закона, то согласование проведения проверки с органами прокуратуры не требовалось, следовательно, оснований для признания акта проверки недопустимым доказательством не имеется.

Изложенная позиция основана на положениях статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно части 1 статьи 10 указанного закона предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

При этом основанием для проведения внеплановой проверки является: приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пункт 3 части 2 статьи 10 Закона).

Исходя из приведенной нормы, для проведения внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда, обязательного согласования проверки с органом прокуратуры не требуется.

Суд также считает необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что законодательством Российской Федерации не установлена безусловная обязанность органа местного самоуправления по созданию профессиональной аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования.

Так, согласно статье 2 Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении.

Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусмотрено, что профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 29 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.01.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа.

Из анализа указанных правовых норм в их совокупности следует, что создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа не только входит в круг полномочий администрации городского округа, но и является ее обязанностью.

Представитель администрации г. Полярные Зори Соколова С.Н. также обратила внимание суда на то, что созданные на предприятиях г. Полярные Зори аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования могут быть задействованы администрацией г. Полярные Зори для ликвидации чрезвычайной ситуации в отношении всей территории муниципального образования г. Полярные Зори.

Однако, это обстоятельство выводов мирового судьи о виновности юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергает.

По мнению суда, созданные на предприятиях аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования призваны ликвидировать чрезвычайные ситуации, произошедшие на этих предприятиях, и не обязаны обслуживать территорию г.Полярные Зори с подведомственной территорией в целом.

Постановление главы муниципального образования от 12.09.2008 №**, на которое ссылалась представитель администрации г.Полярные Зори, не обязывает аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования предприятий участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших на территории муниципального образования.

Более того, как следует из раздела 3 указанного постановления ликвидация чрезвычайной ситуации муниципального характера (не выходящей за пределы населенного пункта, города, района) осуществляется силами и средствами муниципального образования г.ФИО1 с подведомственной территорией (л.д.47-49).

Оценивая постановление мирового судьи с точки зрения законности и обоснованности, суд отмечает, что мировой судья верно исключила из объема обвинения юридического лица – администрации г.Полярные Зори отмеченное в протоколе об административном правонарушении нарушение требований законодательства по созданию органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования г.Полярные Зори, поскольку полномочия по созданию единой диспетчерской службы не возложены на орган местного самоуправления действующими законами и иными нормативными актами (Федеральным законом от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральным Законом от 01.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794, Законом Мурманской области от 29.12.2004 № 585-01-ЗМО «О защите населения и территорий Мурманской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положением о Мурманской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 18.11.2005 № 431-ПП.).

Аналогичная позиция изложена в кассационном определении судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16.06.2010 (л.д.50-52).

Постановление мирового судьи в этой части не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При изложенных обстоятельствах вина администрации г. Полярные Зори в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, правильно установлена мировым судьей при рассмотрении дела.

Обжалуемое постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ.

Административное наказание, назначенное администрации г. Полярные Зори за совершение указанного правонарушения, соответствует требованиям главы 4 КоАП РФ, не выходит за рамки санкции части 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым, соразмерным тяжести совершенного правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, мировым судьей не установлены, что соответствует фактическим данным.

Учитывая изложенное, суд полагает, что мировой судья вынес законное и обоснованное постановление, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи судебного участка г. Полярные Зори с подведомственной территорией от 10.10.2012 не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка г.Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области от 10.10.2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г.Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области оставить без изменения, а жалобу администрации г. Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области – без удовлетворения.

Судья                     О.Ф. Фазлиева

12-3/2013 (12-44/2012;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Администрация г.Полярные зори
Суд
Полярнозоринский районный суд Мурманской области
Судья
Фазлиева Ольга Фагимовна
Статьи

ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
polzori--mrm.sudrf.ru
04.12.2012Материалы переданы в производство судье
10.01.2013Судебное заседание
14.01.2013Судебное заседание
14.01.2013Вступило в законную силу
15.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее