Дело №2-208/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 21 апреля 2015 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Ксензовой Л.А.,
с участием прокурора - заместителя прокурора г. Костомукша Шороховой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛОИСТО» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ООО «ЛОИСТО» о возложении обязанности совершить определенные действия, указав, что в ходе проверки исполнения требований выданных представлений об устранении нарушений природоохранного законодательства установлено, что ответчиком не в полном объеме устранены нарушения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления. ООО «ЛОИСТО» с 2005 года в акватории оз. <данные изъяты> и с 2008 года в акватории оз. <данные изъяты>, расположенных в <адрес>, на основании договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства, эксплуатируются форелеводческие хозяйства. В результате эксплуатации форелеводческих хозяйств, а также при осуществлении хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления, в том числе отходы I-IV классов опасности: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства. В нарушение законодательства ответчиком не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов, не проведена инвентаризация образующихся отходов, не разработаны и не утверждены паспорта на опасные отходы, отсутстувует журнал учета. В ООО «ЛОИСТО» отсутствует должностное лицо, имеющее квалификацию в области экологической безопасности. ООО «ЛОИСТО» и директор ООО «ЛОИСТО» были привлечены к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, 12.09.2014 в адрес ответчика было направлено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, которые не были исполнены. Просит обязать ответчика в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию отходов, образующихся в процессе деятельности предприятия, по результатам которой разработать в установленном законом порядке паспорта на отходы, образующиеся в процессе деятельности Общества и направить копии паспортов в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, подтвердив факт получения копий паспортов указанным государственным органом, организовать обучение (подготовку) в области охраны окружающей среды и экологической безопасности директора Общества и ответственного специалиста, подтвердив прохождение курса обучения (подготовки) соответствующим свидетельством (сертификатом).
В судебном заседании прокурор Шорохова Н.С. поддержала требования по доводам, изложенным в заявлении, и пояснила, что до обращения в суд, прокуратурой были приняты меры прокурорского реагирования, однако ООО «ЛОИСТО» не в полном объеме устранило нарушения законодательства.
Представитель ООО «ЛОИСТО», извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица территориального отдела в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах Управления Роспотребнадзора по РК, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства по природопользованию и экологии РК, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В представленном письменном отзыве поддержал требования прокурора.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Понятие негативного воздействия на окружающую среду дано в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ и определяется как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Таким образом, право на благоприятную окружающую среду - это право граждан на благоприятные и безопасные условия жизни в здоровой окружающей природной среде, которое должно обеспечиваться, в том числе мерами по предупреждению аварий и катастроф.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон от 24.06.1998 г. №89-ФЗ) отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ).
На основании п. п. 4 и 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по установленной форме.
Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 года №7- ФЗ руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (ст. 26 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального Закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года №721 учету подлежат все виды отходов 1 - 5 класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных за учетный период; данные учета оформляются по установленному образцу; на отходы 1 - 4 класса опасности должен быть составлен паспорт.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ООО «ЛОИСТО» с 2005 года в акватории оз. <данные изъяты> и с 2008 года в акватории оз. <данные изъяты>, расположенных в <адрес>, на основании договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства, эксплуатируются форелеводческие хозяйства. В результате эксплуатации форелеводческих хозяйств, а также при осуществлении хозяйственной деятельности, образуются отходы производства и потребления, в том числе отходы I-IV классов опасности: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства. В нарушение законодательства ответчиком не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов, не проведена инвентаризация образующихся отходов, не разработаны и не утверждены паспорта на опасные отходы, отсутствует журнал учета, отсутствует должностное лицо, имеющее квалификацию в области экологической безопасности.
12.09.2014 Карельским межрайонным природоохранным прокурором в адрес ООО «ЛОИСТО» направлено представление об устранении нарушений законодательства.
ООО «ЛОИСТО» и директор ООО «ЛОИСТО» 24.09.2014 привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ.
Таким образом в судебном заседании установлено, что в результате деятельности ООО «ЛОИСТО» допустило нарушения законодательства об отходах производства и потребления и охране окружающей среды, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета Костомукшского городского округа в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛОИСТО»: в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию отходов, образующихся в процессе деятельности предприятия, по результатам которой разработать в установленном законом порядке паспорта на отходы, образующиеся в процессе деятельности и направить копии паспортов в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, подтвердив факт получения копий паспортов указанным государственным органом; организовать обучение (подготовку) в области охраны окружающей среды экологической безопасности директора ООО «ЛОИСТО» и ответственного специалиста, подтвердив прохождение курса обучения (подготовки) соответствующим свидетельством (сертификатом).
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью в бюджет Костомукшского городского округа государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья И.А.Сафарян
Мотивированное решение составлено 26 апреля 2015 года.