Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6755/2021 ~ М-5665/2021 от 15.10.2021

КОПИЯ

Дело № 2а-6755/2021

УИД: 36RS0002-01-2021-007857-46

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2021 года г. Воронеж

Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Самардаковой В.С.,

с участием представителя административного истца Куликова В.В. Курбатова Г.А., действующего на основании доверенности и копии диплома,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Куликова Валентина Валентиновича к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Куликов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области с требованиями о признании незаконным отказа администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области в рассмотрении заявлений Куликова В.В. о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельных участков:

Лот № 1 – земельный участок, площадь <данные изъяты>

Лот № 2 – земельный участок, площадь <данные изъяты>

Лот № 3 – земельный участок, площадь <данные изъяты>

В обоснование исковых требований указано, что администрация Верхнемамонского муниципального района Воронежской области опубликовала извещение на сайте https://torgi.gov.ru о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, указав способом подачи заявлений личное обращение. Административным истцом Куликовым В.В. на электронную почту административного ответчика (vmamon@govvrn.ru) были поданы заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. 23.07.2021 г. истцом был получен отказ, мотивированный нарушением порядка подачи заявок на участие в аукционе, указанного в извещении. Истец полагает, что заявление им было подано с соблюдением установленных требований, в то время как администрация, указав в извещении, что заявление о намерении участвовать в аукционе может быть подано лично, ограничила возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений и не имеют возможности обеспечить личное участие в подаче заявления по иным причинам. Кроме того, действующим земельным законодательством не предусмотрен запрет на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе иным путем, кроме личного обращения. В связи с изложенным, истец обратился в суд с настоящим иском.

Определением суда от 12.11.2021 г., вынесенным в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Черепков В.В., Зайниддинов С.Н., поскольку они признаны победителями аукциона на право заключения договора аренды земельных участков.

Административный истец Куликов В.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд представителя.

Представитель истца Куликова В.В. Курбатов Г.А., действующий на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил возражения, согласно которым полагал, что истец ошибочно ссылается в обоснование исковых требований на Порядок и способы подачи заявлений, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 N 7, поскольку он может быть применим исключительно в случае направления заявления в уполномоченный орган для организации аукциона. Установление времени, места и порядка проведения аукциона является правом организатора аукциона, указанным в ч.18 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Определение способа подачи заявлений путем личного обращения не свидетельствует о нарушении п.8 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку истец имел возможность подать как документы лично, так и, в случае невозможности прибыть по указанному в извещении адресу, направить своего представителя. На основании изложенного, просил отказать в удовлетворении исковых требований Куликова В.В. в полном объеме.

Заинтересованные лица Черепков В.В., Зайниддинов С.Н. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что постановлением и.о. главы администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 17.06.2021 г. № 149 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков» постановлено провести аукцион на право заключения договора аренды земельных участков сроком на 5 лет, относящихся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенной использование – для сельскохозяйственного производства:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

21.06.2021 г. на официальном сайте администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, а также на сайте https://torgi.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.

В извещении указано, что заявки подаются, начиная с даты начала приема заявок до даты окончания приема заявок, указанных в настоящем извещении, путем вручения их организатору аукциона лично или через надлежаще уполномоченного представителя.

22.07.2021 г. Куликовым В.В. были поданы заявления о намерении участвовать в аукционе в форме электронного документа на официальную электронную почту администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области и подписаны электронной подписью заявителя.

Ответом от 23.07.2021 г. № 2060/11 администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области Куликову В.В. было сообщено о невозможности рассмотрения вышеназванных заявлений, поскольку нарушен порядок подачи заявок на участие в аукционе, указанный в извещении.

Земельным кодексом Российской Федерации установлены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлено, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Земельным кодексом РФ установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ земельные участки предоставляются: гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, крестьянским (фермерским хозяйствам) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В извещении указывается информация согласно пункту 2 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 39.18 ЗК граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Согласно пункту 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В силу подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ указываются: информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта.

Из изложенного следует, что земельные участки предоставляются только на конкурентной основе, а опубликование извещения о предоставлении земельного участка для данных целей следует рассматривать как часть этой процедуры.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации установлен определенный порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Этот порядок направлен на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

В этом случае, администрация должна учитывать требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который регулирует не только отношения, связанные с обеспечением конкурентной среды хозяйствующих субъектов, но и устанавливает основы обеспечения добросовестной конкуренции и иных субъектов при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Из взаимосвязанных целей регулирования Земельного кодекса Российской Федерации и Закона № 135-ФЗ следует, что орган местного самоуправления при размещении извещений, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ, должен таким образом зафиксировать соответствующие требования, в том числе к способу предоставления заявлений о намерении участвовать в аукционе, чтобы, с одной стороны, это способствовало достижению эффективного предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а с другой стороны – не ограничивало количество участников аукциона.

Как определено в пункте 4 статьи 39.18 ЗК граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. При этом данная норма не определяет, что заявления подаются только посредством личного присутствия заявителей.

Из материалов дела следует, что администрацией Верхнемамонского муниципального района Воронежской области в извещении установлена подача заявлений в письменной форме лично или через надлежаще уполномоченного представителя организатору аукциона по адресу: <адрес> по рабочим дня с 8-00 до 16-00 часов по московскому времени (перерыв с 12-00 до 13-00 часов).

Таким образом, суд считает, что администрация Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, указав в извещении, что заявления о намерении участвовать в аукционе могут быть поданы исключительно лично или путем личного присутствия представителя, а, соответственно, поступившие иным способом заявления не учитываются, ограничила возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют возможности обеспечить свое личное участие (личное участие представителя) в подаче заявления по иным причинам.

В силу п. п. 2 и 5 Порядка и способа подачи заявлений, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 N 7, зарегистрированным в Минюсте России 26.02.2015 N 36232, заявление в форме электронного документа представляется в орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на принятие предусмотренного заявлением решения по выбору заявителя: путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет, в том числе посредством отправки через личный кабинет единого портала или местного портала; путем направления электронного документа в уполномоченный орган на официальную электронную почту. Заявление в форме электронного документа подписывается по выбору заявителя; электронной подписью заявителя; усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

В извещении о приеме заявлений электронная почта администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области была указана.

В силу положений п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи - "электронная подпись - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией, и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Заявление Куликова В.В. о намерении участвовать в аукционе было подписано электронной подписью, что подтверждается указанным заявлением.

Доводы административного ответчика о невозможности применения к спорным правоотношениям Порядка и способа подачи заявлений, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 N 7 ошибочны, поскольку настоящий Порядок определяет требования к формату заявлений и прилагаемых к ним документов, предоставляемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал и местные порталы, или иных технических средств связи, в том числе и заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, способом предоставления которых может являться аукцион.

Таким образом, Куликовым В.В. в установленном законом порядке были поданы заявления о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельных участков, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Куликова В.В. к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельных участков.

Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Однако, поскольку административным истцом оспаривается только непосредственно процедура принятия заявок о намерении участвовать в аукционе и не заявляется о нарушении его иных прав, в силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ сам факт признания судом незаконными действий административного ответчика по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе является достаточным для восстановления нарушенных прав административного истца и не требует возложения каких-либо еще обязанностей на административного ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Куликова Валентина Валентиновича удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области в рассмотрении заявлений Куликова Валентина Валентиновича о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельных участков:

Лот № 1 – земельный участок, <данные изъяты>

Лот № 2 – земельный участок, <данные изъяты>

Лот № 3 – земельный участок, <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья: подпись Л.В. Анисимова

Мотивированное решение

изготовлено 24.12.2021 года

КОПИЯ

Дело № 2а-6755/2021

УИД: 36RS0002-01-2021-007857-46

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2021 года г. Воронеж

Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Самардаковой В.С.,

с участием представителя административного истца Куликова В.В. Курбатова Г.А., действующего на основании доверенности и копии диплома,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Куликова Валентина Валентиновича к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Куликов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области с требованиями о признании незаконным отказа администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области в рассмотрении заявлений Куликова В.В. о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельных участков:

Лот № 1 – земельный участок, площадь <данные изъяты>

Лот № 2 – земельный участок, площадь <данные изъяты>

Лот № 3 – земельный участок, площадь <данные изъяты>

В обоснование исковых требований указано, что администрация Верхнемамонского муниципального района Воронежской области опубликовала извещение на сайте https://torgi.gov.ru о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, указав способом подачи заявлений личное обращение. Административным истцом Куликовым В.В. на электронную почту административного ответчика (vmamon@govvrn.ru) были поданы заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. 23.07.2021 г. истцом был получен отказ, мотивированный нарушением порядка подачи заявок на участие в аукционе, указанного в извещении. Истец полагает, что заявление им было подано с соблюдением установленных требований, в то время как администрация, указав в извещении, что заявление о намерении участвовать в аукционе может быть подано лично, ограничила возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений и не имеют возможности обеспечить личное участие в подаче заявления по иным причинам. Кроме того, действующим земельным законодательством не предусмотрен запрет на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе иным путем, кроме личного обращения. В связи с изложенным, истец обратился в суд с настоящим иском.

Определением суда от 12.11.2021 г., вынесенным в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Черепков В.В., Зайниддинов С.Н., поскольку они признаны победителями аукциона на право заключения договора аренды земельных участков.

Административный истец Куликов В.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд представителя.

Представитель истца Куликова В.В. Курбатов Г.А., действующий на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил возражения, согласно которым полагал, что истец ошибочно ссылается в обоснование исковых требований на Порядок и способы подачи заявлений, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 N 7, поскольку он может быть применим исключительно в случае направления заявления в уполномоченный орган для организации аукциона. Установление времени, места и порядка проведения аукциона является правом организатора аукциона, указанным в ч.18 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Определение способа подачи заявлений путем личного обращения не свидетельствует о нарушении п.8 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку истец имел возможность подать как документы лично, так и, в случае невозможности прибыть по указанному в извещении адресу, направить своего представителя. На основании изложенного, просил отказать в удовлетворении исковых требований Куликова В.В. в полном объеме.

Заинтересованные лица Черепков В.В., Зайниддинов С.Н. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что постановлением и.о. главы администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 17.06.2021 г. № 149 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков» постановлено провести аукцион на право заключения договора аренды земельных участков сроком на 5 лет, относящихся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенной использование – для сельскохозяйственного производства:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

21.06.2021 г. на официальном сайте администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, а также на сайте https://torgi.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.

В извещении указано, что заявки подаются, начиная с даты начала приема заявок до даты окончания приема заявок, указанных в настоящем извещении, путем вручения их организатору аукциона лично или через надлежаще уполномоченного представителя.

22.07.2021 г. Куликовым В.В. были поданы заявления о намерении участвовать в аукционе в форме электронного документа на официальную электронную почту администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области и подписаны электронной подписью заявителя.

Ответом от 23.07.2021 г. № 2060/11 администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области Куликову В.В. было сообщено о невозможности рассмотрения вышеназванных заявлений, поскольку нарушен порядок подачи заявок на участие в аукционе, указанный в извещении.

Земельным кодексом Российской Федерации установлены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлено, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Земельным кодексом РФ установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ земельные участки предоставляются: гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, крестьянским (фермерским хозяйствам) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В извещении указывается информация согласно пункту 2 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 39.18 ЗК граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Согласно пункту 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В силу подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ указываются: информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта.

Из изложенного следует, что земельные участки предоставляются только на конкурентной основе, а опубликование извещения о предоставлении земельного участка для данных целей следует рассматривать как часть этой процедуры.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации установлен определенный порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Этот порядок направлен на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

В этом случае, администрация должна учитывать требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который регулирует не только отношения, связанные с обеспечением конкурентной среды хозяйствующих субъектов, но и устанавливает основы обеспечения добросовестной конкуренции и иных субъектов при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Из взаимосвязанных целей регулирования Земельного кодекса Российской Федерации и Закона № 135-ФЗ следует, что орган местного самоуправления при размещении извещений, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ, должен таким образом зафиксировать соответствующие требования, в том числе к способу предоставления заявлений о намерении участвовать в аукционе, чтобы, с одной стороны, это способствовало достижению эффективного предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а с другой стороны – не ограничивало количество участников аукциона.

Как определено в пункте 4 статьи 39.18 ЗК граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. При этом данная норма не определяет, что заявления подаются только посредством личного присутствия заявителей.

Из материалов дела следует, что администрацией Верхнемамонского муниципального района Воронежской области в извещении установлена подача заявлений в письменной форме лично или через надлежаще уполномоченного представителя организатору аукциона по адресу: <адрес> по рабочим дня с 8-00 до 16-00 часов по московскому времени (перерыв с 12-00 до 13-00 часов).

Таким образом, суд считает, что администрация Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, указав в извещении, что заявления о намерении участвовать в аукционе могут быть поданы исключительно лично или путем личного присутствия представителя, а, соответственно, поступившие иным способом заявления не учитываются, ограничила возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют возможности обеспечить свое личное участие (личное участие представителя) в подаче заявления по иным причинам.

В силу п. п. 2 и 5 Порядка и способа подачи заявлений, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 N 7, зарегистрированным в Минюсте России 26.02.2015 N 36232, заявление в форме электронного документа представляется в орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на принятие предусмотренного заявлением решения по выбору заявителя: путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет, в том числе посредством отправки через личный кабинет единого портала или местного портала; путем направления электронного документа в уполномоченный орган на официальную электронную почту. Заявление в форме электронного документа подписывается по выбору заявителя; электронной подписью заявителя; усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

В извещении о приеме заявлений электронная почта администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области была указана.

В силу положений п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи - "электронная подпись - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией, и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Заявление Куликова В.В. о намерении участвовать в аукционе было подписано электронной подписью, что подтверждается указанным заявлением.

Доводы административного ответчика о невозможности применения к спорным правоотношениям Порядка и способа подачи заявлений, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 N 7 ошибочны, поскольку настоящий Порядок определяет требования к формату заявлений и прилагаемых к ним документов, предоставляемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал и местные порталы, или иных технических средств связи, в том числе и заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, способом предоставления которых может являться аукцион.

Таким образом, Куликовым В.В. в установленном законом порядке были поданы заявления о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельных участков, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Куликова В.В. к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельных участков.

Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Однако, поскольку административным истцом оспаривается только непосредственно процедура принятия заявок о намерении участвовать в аукционе и не заявляется о нарушении его иных прав, в силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ сам факт признания судом незаконными действий административного ответчика по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе является достаточным для восстановления нарушенных прав административного истца и не требует возложения каких-либо еще обязанностей на административного ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Куликова Валентина Валентиновича удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области в рассмотрении заявлений Куликова Валентина Валентиновича о намерении участвовать в аукционе на заключение договора аренды земельных участков:

Лот № 1 – земельный участок, <данные изъяты>

Лот № 2 – земельный участок, <данные изъяты>

Лот № 3 – земельный участок, <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья: подпись Л.В. Анисимова

Мотивированное решение

изготовлено 24.12.2021 года

1версия для печати

2а-6755/2021 ~ М-5665/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Куликов Валентин Валентинович
Ответчики
Администрация Верхнемамонского муниципального района Воронежской области
Другие
Черепков Виталия Викторович
Зайниддинов Сухроб Нажмуддинович
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Анисимова Лилия Викторовна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
15.10.2021Регистрация административного искового заявления
15.10.2021Передача материалов судье
18.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2021Подготовка дела (собеседование)
12.11.2021Рассмотрение дела начато с начала
12.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2021Судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее