Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-376/2016 ~ М-321/2016 от 18.02.2016

Решение в окончательной форме изготовлено с помощью технических средств 16 мая 2016 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2016 года г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Аничкиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Бушмелевой М.В.,

с участием истца Громовой Л.Г. и ее представителя Белковского И.И., действующего на основании устного ходатайства,

представителя ответчика Администрации ГО Краснотурьинск Герб Н.Г., действующей по доверенности от <дата обезличена>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Громовой Л. Г. к Администрации городского округа Краснотурьинск о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Громова Л.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обосновании которого указала, что она является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от <дата обезличена> указанный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу. <дата обезличена> постановлением администрации городского округа Краснотурьинск ее семья была принята на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Однако жилое помещение по договору социального найма, взамен жилого помещения признанного в установленном порядке непригодным для проживания им не предоставлено. Считая, что ответчик нарушает действующее жилищное законодательство, истец просит обязать ответчика предоставить ей с учетом членов ее семьи другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания.

В судебном заседании истец Громова Л.Г. поддержала заявленные требования и пояснила суду, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону после смерти супруга она и ее дочь <данные изъяты> стали собственниками по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в котором она и ее семья проживали с 80-х годов прошлого века. Дом одноэтажный, бревенчатый, отопление печное, неблагоустроенный, фундамент сгнил, стены промерзают, нарушена целостность несущих конструкций, дом находится в аварийном состоянии. До <дата обезличена> она и члены ее семьи проживали в указанном доме, однако в доме стали рушиться балки, в связи с чем проживание в таком доме стало небезопасным, поэтому ее семья выехала из данного дома и до настоящего времени вынуждена проживать на съемных квартирах. <дата обезличена> постановлением администрации городского округа Краснотурьинск дом по <адрес обезличен> был признан аварийным и подлежащим сносу. <дата обезличена> постановлением администрации городского округа Краснотурьинск она (Громова Л.Г.) и члены ее семьи, а именно: <ФИО>10 (дочь), <ФИО>5, (дочь), <ФИО>8 (сын), <ФИО>7 (внук) и <ФИО>6 (внук) признаны нуждающимися в предоставлении по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда и поставлены в администрации города на соответствующий учет. Однако жилье им до сих пор не предоставили, ее семья состоит в общей очереди на предоставление жилья по договору социального найма под номером <данные изъяты> Вместе с тем, истец считает, что администрация обязана обеспечить ее семью жильем во внеочередном порядке общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, поскольку ее дом признан аварийным и непригодным для проживания. Она неоднократно обращалась в администрацию города, однако жилье ей и членам ее семьи до сих пор не предоставили.

Представитель истца Белковский И.И., действующий на основании устного ходатайства, в судебном заседании требования истца поддержал в полном объеме, и пояснил, что в соответствие с положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ Громова Л.Г. и члены ее семьи вправе рассчитывать на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку ее жилье (дом по <адрес обезличен>) в установленном порядке признан аварийным и непригодным для проживания, подлежащим сносу. Закон не связывает внеочередной порядок предоставления жилья гражданам с тем правом, на основании которого они ранее владели и пользовались непригодным для проживания жилым помещением. Обязанность органов местного самоуправления по внеочередному порядку предоставления жилья по договору социального найма возникает в силу прямого указания в законе. Истцу Громовой Л.Г. ответчиком были предложены для осмотра и вселения пустующие жилые помещения: две комнаты в жилом доме, расположенного по адресу <адрес обезличен>, а также однокомнатные квартиры по адресу <адрес обезличен>, однако истец от вселения и осмотра отказалась, поскольку предоставляемые жилые помещения не соответствовали бытовым и санитарным нормам. Полагает, что согласно положениям ст. 50, ст.57 ч. 5 Жилищного кодекса РФ, при предоставлении жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащем сносу по договору социального найма в черте городского округа Краснотурьинск, общая площадь должна составлять не менее нормы предоставления - <данные изъяты> одного члена семьи, т.е. не менее <данные изъяты> поскольку на момент признания дома аварийным и подлежащим сносу в <адрес обезличен> вместе с Громовой Л.Г. было зарегистрировано <данные изъяты> человек, в этом же составе семья Гровомой Л.Г. была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставлена на учет.

При изложенном, просит суд обязать администрацию городского округа Краснотурьинск предоставить Громовой Л.Г. и членам ее семьи во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одно человека не менее нормы предоставления.

Представитель ответчика Администрации ГО Краснотурьинск Герб Н.Г., действующая по доверенности от <дата обезличена>, в судебном заседании требования истца не признала и пояснила, что поскольку истец является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, то в силу закона сам должен нести бремя содержания своего имущества. По результатам обследования вышеуказанного жилого помещения, было дано заключение от <дата обезличена>, на основании которого принято решение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу. <дата обезличена> постановлением администрации городского округа Краснотурьинск ее семья была принята на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда городского округа Краснотурьинск. Номер очередности семьи Громовой Л.Г. по предоставлению жилья по договору социального найма в настоящее время составляет <данные изъяты> В силу закона при определении общей площади жилого помещения, предоставляемых по договорам социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящего у него в собственности, таким образом Громовой Л.Г. и членам ее семьи должно быть предоставлено жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому, то есть не более <данные изъяты>.м., требования истца о предоставлении жилого помещения, исходя из нормы предоставления <данные изъяты> на одного члена семьи, считает не обоснованными. Истцу Громовой Л.Г. были предложены для осмотра и вселения пустующие жилые помещения: две комнаты в благоустроенном жилом доме, расположенного по адресу <адрес обезличен>, а также однокомнатные благоустроенные квартиры по адресу <адрес обезличен>, истец от вселения и осмотра отказалась, о чём имеется её письменное заявление от <дата обезличена>. Представитель ответчика просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку, полагает, что законных оснований для предоставления Громовой Л.Г. и членам ее семьи жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке не имеется, как и не имеется оснований для предоставления жилого помещения общей площадью не менее нормы представления на одного человека.

Третьи лица <ФИО>10, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего <ФИО>4, <ФИО>2 действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего <ФИО>6, <ФИО>8 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления судебной повестки по месту фактического проживания, а также размещения информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда, об уважительности причин неявки суду не сообщили, заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие либо об отложении разбирательства дела в адрес суда не направляли.

С учетом мнения истца и его представителя, а также представителя ответчика, не возражавших рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие третьих лиц, суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть данное гражданское дело при указанной явке.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на основании которого ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом суд учитывает, что положения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

В соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В судебном заседании установлено, что истец Громова Л.Г. является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> м. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата обезличена><данные изъяты>), собственником <данные изъяты> доли данного жилого помещения является <ФИО>3, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата обезличена> (л.д. 7).

Согласно Акта обследования жилого дома от <дата обезличена> (<данные изъяты>), заключению межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания от <дата обезличена> (л.д<данные изъяты>), постановлением администрации городского округа Краснотурьинск от <дата обезличена> жилой дом истца , расположенный по <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу (л<данные изъяты>).

<дата обезличена> постановлением администрации городского округа Краснотурьинск Громова Л.Г. и члены её семьи были приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда (л<данные изъяты>).

Из справки службы регистрации граждан ООО «КРЦ» следует, что в жилом доме по адресу: <адрес обезличен>, кроме истца зарегистрированы члены ее семьи –дочери <ФИО>10 и <ФИО>1 сын <ФИО>8, внуки <ФИО>7 и <ФИО>6 ( л.д. <данные изъяты>).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 05.03.2009 N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Обязанность предоставления гражданам жилых помещений, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания в силу ст. 32 Устава городского округа Краснотурьинск возложена на администрацию городского округа.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что поскольку Громова Л.Г. и члены её семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и решением органа местного самоуправления занимаемое ей жилое помещение признано аварийным и непригодным для проживания, то у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу и членам её семьи жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. При этом ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других участников, нет в ней указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Доводы ответчика о том, что к спорным правоотношениям не применимы нормы ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а права собственника в случае признания дома непригодным для проживания должны обеспечиваться в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, несостоятельны.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не исключает такого обеспечения в порядке ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которой и были заявлены исковые требования.

Право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма принадлежит любому гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и собственнику жилого помещения, являющемуся малоимущим.

Определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено семье истца, суд принимает во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в определении от 03.11.2009 N 1368-О-О, в соответствии с которой внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

При таких обстоятельствах ссылки истца на положения ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, исходя из нормы предоставления на одного человека, не основаны на законе.

Общая площадь жилого помещения, принадлежащего истцу, составляет <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д<данные изъяты> Исходя из этого, Администрация городского округа Краснотурьинск обязана предоставить истцу и членам её семьи жилое помещение в г. Краснотурьинске благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта площадью, не менее <данные изъяты>

При этом истец, которому предоставлено другое равнозначное жилое помещение, вправе состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если основания состоять на таком учете у него имеются.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░: <░░░>10, <░░░>9, <░░░>8, <░░░>7<░░░>6 ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░

2-376/2016 ~ М-321/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Громова Людмила Григорьевна
Ответчики
Администрация ГО Краснотурьинск
Суд
Краснотурьинский городской суд Свердловской области
Судья
Аничкина Елена Алексеевна
Дело на сайте суда
krasnoturinsky--svd.sudrf.ru
18.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2016Передача материалов судье
24.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2016Подготовка дела (собеседование)
15.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2016Судебное заседание
13.04.2016Судебное заседание
12.05.2016Судебное заседание
16.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2016Дело оформлено
15.11.2016Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее