Дело № 2-666/2012
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2012 года г. СосногорскСосногорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Краснова В.Б.,
при секретаре Подойницыной И.Е.,
с участием помощника прокурора г. Сосногорска Володиной О.В., представителя Администрации муниципального района «Сосногорск» Авериной Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по иску прокурора г. Сосногорск в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сосногорска, Администрации муниципального района «Сосногорск» о возложении обязанности по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сосногорска,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сосногорска (далее - истец) первоначально обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального района «Сосногорск», МБОУ «СОШ № 2» (далее - ответчики) о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МБОУ «СОШ № 2» по адресу: <адрес обезличен> срок до <дата обезличена>. В обоснование исковых требований указано, что, прокуратурой города Сосногорска была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов, в ходе которой установлено, что вход в здание МБОУ «СОШ № 2» по адресу: <адрес обезличен>, не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование работ, связанных с жизнедеятельностью общеобразовательного учреждения возложена на Администрацию муниципального района «Сосногорск».
В ходе рассмотрения дела прокуратур г. Сосногорска изменил исковые требования, просила обязатьМБОУ «СОШ № 2» в срок до <дата обезличена> создать беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в здание школы по адресу: <адрес обезличен> путем оборудования входа в здание пандусами, имеющими поручни, обязать Администрацию муниципального района «Сосногорск» профинансировать выполнение работ по оборудованию входа в здание МБОУ «СОШ № 2» по адресу: <адрес обезличен> пандусами, имеющими поручни.
Представитель Администрации муниципального района «Сосногорск» Аверина Г.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора г. Сосногорска не признала.
МБОУ «СОШ № 2» г. Сосногорска извещено о времени и месте рассмотрения гражданского дела, представителя в судебное заседание не направило, в суд направило заявление, в котором исковые требования признало, указав, что для установления специально оборудованных лестниц и пандусов подана заявка на составление сметы.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя МБОУ «СОШ № 2» г. Сосногорска.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Установив в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям).
Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 2, 24, 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (в частности, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).
В соответствии с пп. 1.4, 3.13 и 3.14 СНиП 35-01-2001 проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри здания и сооружения. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для граждан указанной категории подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м. и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
Согласно пп. 3.29, 3.31, 3.32 СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м. и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м., в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно п. 3.18. Площадка на горизонтальных участках пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м. по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м. для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м., у лестниц - на высоте 0,9 м., а в дошкольных учреждениях также на высоте 0,5 м.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
При этом муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней (ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Судом установлено, что МБОУ «СОШ № 2» г. Сосногорска не созданы условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе детей-инвалидов, в здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес обезличен>. Вход в здание школы осуществляется по ступеням, специальные приспособления для беспрепятственного доступа в учреждение маломобильных групп населения отсутствуют.
Данное обстоятельство следует из текста искового заявления, подтверждается информацией Управления образования Администрации муниципального района «Сосногорск», от <дата обезличена> <номер обезличен> и сторонами не оспаривается.
Здание по указанному адресу является муниципальной собственностью, на основании договора <номер обезличен> от <дата обезличена> передано Администрацией муниципального района «Сосногорск» МБОУ «СОШ № 2» г. Сосногорска на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1.2 Приложения № 1 к СНиП 02.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» здания общеобразовательных учреждений относятся к группе общественных зданий.
МБОУ «СОШ № 2» г. Сосногорска является муниципальным бюджетным образовательным учреждением.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно пп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования на территории городского округа, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Поскольку МБОУ «СОШ № 2» г. Сосногорска владеет зданием школы по адресу: <адрес обезличен> на праве оперативного управления, следовательно, обязано обеспечивать доступность здания для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Требование прокурора в части установления срока совершения действий указанным критериям соответствуют.
В соответствии со ст. 23 Устава муниципального образования муниципального района «Сосногорск» (далее - Устав) Администрация муниципального района «Сосногорск» - исполнительно-распорядительный орган в структуре органов местного самоуправления муниципального района «Сосногорск».
Согласно ст. 32 Устава Администрация района осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, в том числе управляет муниципальной собственностью, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности.
Положением об Администрации муниципального района «Сосногорск», утвержденным решением Совета муниципального района «Сосногорск» от 29 июня 2011 года №XI-89 определено, что Администрация муниципального района «Сосногорск» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального образования муниципального района «Сосногорск», к числу полномочий администрации отнесено управление муниципальной собственностью, решение вопросов создания приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности (п. 3 раздела 2). Пунктом 3 раздела 5 указанного положения предусмотрено, что Администрация муниципального района «Сосногорск» наделяется основными и оборотными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципального образования в гражданско-правовых отношениях выступают органы местного самоуправления в рамках имеющейся у них компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Настоящее заявление прокурора в суд обусловлено нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц, имеющих инвалидность, детей-инвалидов на доступ к объекту социальной инфраструктуры.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.
В соответствии со ст. 103 ГК РФ с МБОУ «СОШ № 2» г. Сосногорска подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» в размере <скрытые данные> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Сосногорск в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сосногорска, Администрации муниципального района «Сосногорск» о возложении обязанности по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сосногорска удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сосногорска в срок до <дата обезличена> создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание школы по адресу: <адрес обезличен> путем оборудования входа в здание пандусами, имеющими поручни,
Обязать Администрацию муниципального района «Сосногорск» профинансировать выполнение работ по оборудованию входа в здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сосногорска по адресу: <адрес обезличен>, пандусами, имеющими поручни.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сосногорска государственную пошлину в размере <скрытые данные> рублей.
Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2012 года
Судья В.Б. Краснов