ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2012г. г.Красноярск
Центральный районный суд г.Красноярска
В составе: председательствующего судьи Жуля А.В.
С участием пом. прокурора <данные изъяты> Шваенко А.В.,
представителя третьего лица <данные изъяты> Копейкина Д.В.,
представителя третьего лица <данные изъяты>» Мачиной А.П.,
при секретаре Санниковой О.Н.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Орлов ВВ к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах Орлова В.В. к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по не включению жилого дома в программу по переселению на 2012г. и предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> о нарушении из жилищных прав. Проверкой установлено, что решением межведомственной комиссии от 25.12.2009г. № 99 жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Однако жилой <адрес> не включен в перечень домов, подлежащих сносу в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в <адрес>» на 2012г. По информации Департамента городского хозяйства администрации <адрес> жилой <адрес> числится в списках ветхого жилья. По сведениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по поручению Департамента градостроительства Администрации <адрес> проводится организация работы по формированию целевых программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2011-2012г., <адрес> включен в данный перечень. Однако до настоящего времени указанный дом не включен в программу по переселению граждан из аварийного жилья и переселение жителей <адрес> не произведено. Таким образом, все разумные сроки переселения граждан прошли, администрацией <адрес>, должным образом не исполняются обязанности по переселению граждан из аварийного и подлежащего сносу дома на основании заключений межведомственной комиссии № 99 от 25.12.2009 г., чем нарушает жилищные права граждан, в том числе гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище, по которым понимается пригодное для постоянного проживания жилое помещение (ст. 15 ЖК РФ). В комнате № <адрес>, общей площадью 26,40 м2 и жилой площадью – 18,80 м2, проживает Орлов В.В., Алексенко Г.В. Бездействие органов местного самоуправления является незаконным, создающим угрозу жизни и здоровью проживающих в них граждан и иных лиц, свидетельствует о нарушении конституционных и жилищных прав граждан. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Бездействие органов местного самоуправления (администрации <адрес>), выразившееся в непринятии в течение трех лет мер по сносу аварийных многоквартирных жилых домов, является незаконным, создающим угрозу жизни и здоровью проживающих в них граждан и иных лиц, свидетельствует о нарушении конституционных и жилищных прав граждан (неопределенного круга лиц). На территории <адрес> реализуются региональные адресные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>. В настоящее время Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства лимит средств и процент софинансирования для <адрес> на 2012 год не установлен. Таким образом, вопрос о включении в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> многоквартирных домов по указанному адресу не разрешен. Просит признать бездействие Администрации <адрес> по не включению <адрес> в программу по переселению на 2012 год и не предоставлению Орлову В.В. другого жилого помещения взамен непригодного, незаконными, обязать Администрацию г.Красноярска в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Орлову В.В. жилое помещение -отдельную комнату в благоустроенной квартире общей площадью не менее 26,40 кв.м. и жилой не менее 18,80 кв.м.
В дальнейшем процессуальный истец уточнил исковые требования и просил обязать Администрацию <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Орлову В.В., составом семьи 2 человек жилое помещение- отдельную комнату в благоустроенной квартире общей площадью не менее 26,40 кв.м. и жилой не менее 18,80 кв.м.
В судебном заседании пом. прокурора Шваенко А.В. поддержала предъявленные требования с учетом поступивших уточнений.
Истец Орлов В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причине отсутствия суд не уведомил.
Третье лицо Алексенко Г.В. в зал суда не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причине отсутствия суд не уведомила.
Администрация <адрес> своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв по существу заявленных первоначальных требований, согласно которого просит отказать в иске.
Представитель Департамента градостроительства администрации <адрес> Копейкин Д.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просит отказать в удовлетворении требований, поскольку указанный дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, в настоящее время Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства лимит средств и процент софинансирования для <адрес> на 2012 год не установлен. Также, заявил о пропуске истцом трехмесячного срока на обращение в суд, с заявлением об обжаловании действий (бездействий) ответчика.
Представитель третьего лица МКУ г. <данные изъяты>» Мачина А.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддерживает доводы представителя Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, пояснив, что в настоящее время граждане из аварийных домов переселяются исключительно в рамках целевых программ, для реализации которых денежные средства выделаются РФ, определить количество домов, которые попадут под действие программы, и сроки, в которые будут проведены мероприятия, а также спрогнозировать, когда будет поступление денег, и размер финансирования не представляется возможным.
Представитель третьего лица <адрес> в зал суда не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Принимая во внимание, что ответчик не исполнил процессуальную обязанность по извещению суда об уважительности причин отсутствия, согласие стороны истца на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и принять по делу заочное решение.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.1,2 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
П.42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В ходе судебного разбирательства установлено, что заключением № 99 от 25.12.2009г. Межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации <адрес> от 06.07.2006г. №612, в соответствии с п.33 Постановления Правительства от 28.01.2006г. №47 многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания, аварийными, подлежащим сносу. Заключение принято, в том числе на основании технического отчета ООО «СтройМастер», ссылка на которое имеется в заключениях.
Согласно ответу Департамента городского хозяйства администрации <адрес> от 06.05.2012 г. жилой <адрес> включен в проект программы сноса аварийного жилья на 2011-2012 г.г. в рамках реализации ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с письмом МКУ г<данные изъяты>» от 28.04.2012г. жилой <адрес> в целевые программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда не включен.
В комнате № (жилой площадью – 18,80 м2) коммунальной <адрес>, общей площадью 74,5 кв.м. и жилой 59,1 кв.м, проживают Орлов В.В., на основании договора социального найма № 2654 от 21.04.2011г.
Алексенко Г.В. снялась с регистрационного учета 18.03.2011 года, что подтверждается выпиской из финансово-лицевого счета
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.1.ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. ( ч.2 ст. 89 ЖК РФ).
Как следует из п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Таким образом, предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием дома аварийным носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению в прежним, в связи с чем суд, полагает, что требования прокурора о возложении обязанности на ответчика Администрацию <адрес> предоставить Орлову В.В. составом семьи два человека благоустроенное жилое помещение, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, подлежат частичному удовлетворению.
Так, учитывая, что в настоящее время в указанной комнате проживают Орлов В.В., то жилое помещение должно предоставляться только ему. Кроме того, учитывая, что размер, приходящейся на Орлова В.В., общей площади коммунальной квартиры составляет 23,7 кв.м. (74,5 кв.м. (общая площадь квартиры) / 59,1 кв.м. (жилая площадь квартиры) х 18,8 кв.м. (жилая площадь комнаты занимаемой истцом) = 23,7 кв.м.), то Орлову В.В. жилое помещение в коммунальной квартире должно быть представлено не менее 23,7 кв.м. общей площади, а не как указывает прокурор- не менее 26,4 кв.м.
Суд считает несостоятельными доводы Департамента <данные изъяты> о пропуске трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействий) ответчика, так как они основаны на неверном толковании норм права.
Также, суд считает не обоснованными доводы Департамента <данные изъяты> об отсутствии финансирования программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда», так как соблюдение прав граждан на безопасные условия проживания, не могут ставиться в зависимость от наличия финансовых средств на их переселение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Орлов ВВ благоустроенное жилое помещение в пределах <адрес>, состоящее не менее чем из одной комнаты жилой площадью не менее 18,8 кв.м., общей площадью не менее 23,7 кв.м., в коммунальной благоустроенной квартире.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: подпись А.В.Жуль
Верно:
Судья А.В. Жуль