Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-481/2020 ~ М-545/2020 от 01.10.2020

Производство № 2-481/2020

Дело (УИД): 49RS0005-01-2020-000709-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 октября 2020 года                                                                             поселок Сеймчан

Среднеканский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Чернецова А.И.,

при секретаре судебного заседания Пивоварове А.А.,

с участием: заместителя прокурора Среднеканского района Магаданской области                       Шипшиной Н.А.,

представителя ответчика – директора Муниципального унитарного предприятия «Коммунальник» - Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Среднеканского районного суда, расположенного по адресу: пос. Сеймчан, ул. Николаева, д. 2, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Среднеканского района Магаданской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Сеймчанскому муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» (далее – СМУП «Коммунальник») о возложении обязанности оборудовать земельный участок, используемый под полигон твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Среднеканского района Магаданской области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к СМУП «Коммунальник» о возложении обязанности привести земельный участок, используемый под полигон твердых коммунальных отходов, в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: в соответствии с требованиями приказа Минприроды России № 303 от 14 мая 2019 года оборудовать земельный участок с кадастровым номером легким ограждением по периметру всей территории, производственно-бытовым зданием на территории, шлагбаумом, контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, переносным сетчатым ограждением.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения СМУП «Коммунальник» при эксплуатации земельного участка с кадастровым номером законодательства, регулирующего вопросы обращения с отходами производства и потребления, санитарного благополучия населения.

СМУП «Коммунальник», являясь региональным оператором, осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе по их размещению, на земельном участке с кадастровым номером .

В настоящее используемый земельный участок не включен в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО), также имеются препятствия для включения участка в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов в порядке, предусмотренном Приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года № 303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов», а именно на участке отсутствуют легкое ограждение по периметру всей территории объекта, производственно-бытовое здание на всей территории объекта, шлагбаум, контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, переносное сетчатое ограждение.

Как полагает прокурор, СМУП «Коммунальник» не соблюдаются требования федерального законодательства об обращении с отходами производства и потребления, об охране окружающей среды.

Прокурором директору СМУП «Коммунальник» ДД.ММ.ГГГГ направлено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона ответчиком не принято.

По мнению прокурора, бездействие ответчика способствует загрязнению окружающей среды, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, может привести к возникновению и распространению различных заболеваний.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ссылаясь на положения                     статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 2, 8, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 6, 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года № 303, прокурор просит суд возложить на СМУП «Коммунальник» обязанность оборудовать земельный участок с кадастровым номером , используемый под полигон твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 14 мая 2019 года № 303, а именно: легким ограждением по периметру всей территории объекта, производственно-бытовым зданием на территории объекта, шлагбаумом, контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, переносным сетчатым ограждением, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица – Администрации Среднеканского городского округа, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Руководствуясь положениями частей 3,5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд приходит к выводу о возможности рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Администрации Среднеканского городского округа.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика СМУП «Коммунальник» в судебном заседании с исковыми требованиями согласился. Положения ст. 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны. Просил суд принять его согласие с исковыми требованиями.

Заслушав объяснения прокурора, представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации установлены обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), а также право граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Право граждан на благоприятную среду обитания предусмотрено также статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).

Согласно положениям пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом                                                                                        от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

В соответствии с требованиями пункта 2.1. статьи 29.1. Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, устанавливающей переходные положения, до 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона, не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 указанной статьи.

До 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

Таким образом, из переходных положений вышеуказанного акта федерального законодательства следует, что деятельность по размещению отходов на объектах, не включенных в ГРОРО, может осуществляться до 01 января 2023 года, при условии обязательного их включения в соответствующий Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов.

Приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года № 303 утвержден Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 5, 7 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен объект, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объекте, направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении объекта в Перечень.

К заявлению о включении объекта в Перечень заявитель прилагает, в том числе информацию, фотоматериалы, подтверждающие обустройство легкого ограждения по периметру всей территории объекта, производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, а также обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением.

Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года № 16, установлены гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, а именно:

- хозяйственная зона устраивается для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет (пункт 4.1);

- на выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов (пункт 4.3);

- по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания (пункт 4.4);

- переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте (пункт 5.3.).

В соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Пункт 7.9. ГОСТ 30772-2001 определяет владельца отходов как юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которые по соглашению с собственником отходов производят их заготовку, утилизацию, перевозку на места хранения, захоронение и/или уничтожение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, СМУП «Коммунальник» в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ , заключенным с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее – Соглашение), является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляет деятельность в сфере ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение).

Зоной деятельности СМУП «Коммунальник» является территория муниципального образования «Среднеканский городской округ». Ответчик осуществляет свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. (пункты 1.2, 1.6 Соглашения)

В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.8. Соглашения региональный оператор (СМУП «Коммунальник») обязан осуществлять транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, а также при исполнении Соглашения руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и иными нормативными правовыми актами РФ и Магаданской области в сфере обращения с ТКО.

Постановлением администрации Среднеканского городского округа                             от ДД.ММ.ГГГГ -п СМУП «Коммунальник» на праве аренды, сроком на 49 лет, предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью 30000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в целях использования под размещение, накопление и захоронение твердых коммунальных отходов.

В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что данный земельный участок используется СМУП «Коммунальник» для размещения на нем твердых коммунальных отходов, т.е. в соответствии с видом разрешенного использования участка.

Доказательств, свидетельствующих о соответствии земельного участка с кадастровым номером , используемого для размещения твердых коммунальных отходов, требованиям Приказа Минприроды России от 14 мая 2019 года № 303, а именно о его оборудовании легким ограждением по периметру всей территории объекта, производственно-бытовым зданием, шлагбаумом, контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, переносным сетчатым ограждением, сторонами не представлено, материалы дела таких сведений также не содержат.

Поскольку используемый ответчиком объект размещения твердых коммунальных отходов не включен в ГРОРО и в соответствующий Перечень объектов в порядке, предусмотренном Приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года № 303, региональным оператором СМУП «Коммунальник» не соблюдаются требования федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды.

В данном случае бездействие ответчика нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, загрязняя атмосферный воздух, воду, почву химическими соединениями, ставит по угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, может привести к возникновению и распространению заболеваний.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора к СМУП «Коммунальник» о возложении обязанности оборудовать земельный участок, используемый под полигон твердых коммунальных отходов, в соответствие с требованиями действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, являются законными и подлежат удовлетворению.

При установлении периода времени, необходимого для осуществления мероприятий по обустройству земельного участка, суд, учитывая необходимость выполнения значительного объема работ, соглашается с тем сроком исполнения ответчиком обязанности, который предложен прокурором, а именно – 1 год, считая его разумным и достаточным.

В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Согласно ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Поскольку ответчик в письменном заявлении признал исковые требования в полном объеме, суд полагает возможным принять признание ответчиком исковых требований, поскольку таковое не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с изложенным с СМУП «Коммунальник» в доход бюджета муниципального образования «Среднеканский городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей (п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ).

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Среднеканского района Магаданской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Сеймчанскому муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» о возложении обязанности оборудовать земельный участок, используемый под полигон твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями действующего законодательства - удовлетворить.

Возложить на Сеймчанское муниципальное унитарное предприятие «Коммунальник» обязанность оборудовать земельный участок , используемый под полигон твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 14 мая 2019 года № 303, а именно: легким ограждением по периметру всей территории объекта, производственно-бытовым зданием на территории объекта, шлагбаумом, контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, переносным сетчатым ограждением, в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Сеймчанского муниципального унитарного предприятия «Коммунальник» в доход бюджета муниципального образования «Среднеканский городской округ» госпошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить срок составления мотивированного решения суда – 26 октября 2020 года.

Председательствующий                                                                     А.И. Чернецов

2-481/2020 ~ М-545/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Среднеканского района
Ответчики
СМУП "Коммунальник"
Другие
Администрация Среднеканского городского округа
Суд
Среднеканский районный суд Магаданской области
Судья
Чернецов Алексей Иванович
Дело на сайте суда
srednekansky--mag.sudrf.ru
01.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2020Передача материалов судье
05.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее