УИД 28RS0009-01-2019-000833-60
Дело №2а-457/2019г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2019 года с.Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Конфедератовой В.Г.,
при секретаре судебного заседания Мартель О.Б.,
при участии представителя административного ответчика – ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области Войтовой О.Е., действующей в силу должностных полномочий,
представителя заинтересованного лица прокурора Ивановского района Амурской области – помощника прокурора Лисиной И.А., действующей в силу должностных полномочий,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области к ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что на основании исполнительного документа - исполнительного листа (ФС №018674259), выданного 18.02.2019 года Ивановским районным судом по делу №2-503/2018, на основании вступившего в законную силу 15.02.2019 года судебного решения, в отношении администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района возбуждено исполнительное производство №56796/19/28009-ИП, предмет исполнения: возложить обязанность в срок до 01 июля 2019 года установить приборы учета тепловой энергии на котельной, расположенной по адресу: Амурская область, Ивановский район, с.Дмитриевка, ул.Южная, 8.
06.09.2019 года должнику поступило требование судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району о направлении в срок до 09.09.2019 года документов, подтверждающих исполнение решения Ивановского районного суда от 27.12.2018, Дело №2-503/2018.
09.09.2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Ивановскому району Рыльцевой С.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, согласно которого судебным приставом-исполнителем принято решение взыскать с должника Администрации Дмитриевского сельсовета исполнительский сбор в размере 50000,00 рублей.
Полагает, что фактические основания для взыскания исполнительского сбора с должника - Администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района отсутствуют в виду следующего. Определением Ивановского районного суда от 28.06.2019 года должнику - Администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 27.12.2018 Дело №2-503/2018 на срок до 01 сентября 2019 года. 06 сентября 2019 года должник - Администрация Дмитриевского сельсовета обратилась в Ивановский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда 27.12.2018 Дело №2-503/2018, однако дата рассмотрения указанного заявления в настоящее время не назначена. Таким образом, должник – администрация Дмитриевского сельсовета Ивановского района обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения до окончания срока ранее предоставленной судом отсрочки исполнения судебного решения. В период, предшествующий обращению должника в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, Администрацией принимались меры, направленные на исполнение решения Ивановского районного суда от 27.12.2018 года. Так, в виду дефицита местного бюджета в адрес администрации Ивановского района направлялись письма о выделении дополнительного финансирования в бюджет Дмитриевского сельсовета для приобретения и установки прибора учета тепловой энергии в котельной, расположенной на территории МО Дмитриевского сельсовета, на что был получен ответ об отсутствии финансовых средств в бюджете района.
Наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительский сбор в размере 50000 рублей является значительной суммой для муниципального образования Дмитриевского сельсовета.
Из вышеприведенных доказательств следует, что решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, и вина Администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области как должника в исполнительном производстве отсутствует. При таких обстоятельствах взыскание с администрации исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, нельзя признать обоснованным. Считает, что администрация Дмитриевского сельсовета должна быть освобождена от исполнительского сбора, так как на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора судом не рассмотрено заявление должника - Администрации Дмитриевского сельсовета от 06.09.2019 года об отсрочке исполнения судебного решения. На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.ст.112, 128 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "Об исполнительном производстве", ст.ст.19, 124, 127, 218, 219, 226, 227, ч.2 ст.358, ч.3 ст.363 КАС РФ, просит суд: признать вынесение судебным приставом-исполнителем ОСП по Ивановскому району Рыльцевой С.В. постановления о взыскании исполнительского сбора от 09.09.2019 года по исполнительному производству №56796/19/28009-ИП, незаконным; освободить администрацию Дмитриевского сельсовета Ивановского района от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району от 09.09.2019 года по исполнительному производству №56796/19/28009-ИП.
Определением Ивановского районного суда от 24.09.2019 года был принят отказ административного истца администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района от административного иска в части требования о признании вынесения судебным приставом – исполнителем ОСП по Ивановскому району Рыльцевой С.В. постановления о взыскании исполнительского сбора от 09.09.2019 года по исполнительному производству №56796/19/28009-ИП, незаконным. Производство по административному делу в указанной части заявленных требований прекращено.
Дело рассмотрено судом в силу ч.6 ст.226 КАС РФ в отсутствии надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания представителя административного истца – главы администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района Журбина В.В., просившего о рассмотрении дела в своё отсутствие, а также административных соответчиков судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП России по Амурской области Рыльцевой Светланы Вячеславовны и Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, о причинах неявки суду не сообщивших, о рассмотрении дела в их отсутствие не просивших.
Представитель административного ответчика ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области – начальник отдела Войтова О.Е. в решении вопроса об освобождении администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района полагалась на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица прокурора Ивановского района Амурской области – помощник прокурора Ивановского района Лисина И.А. не возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что администрацией Дмитриевского сельсовета Ивановского района принимаются все возможные меры к исполнению решения Ивановского районного суда от 27.12.2018 года.
Суд, изучив материалы настоящего дела, материалы исполнительного производства №56796/19/28009-ИП, приняв во внимание позиции представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица, приходит к следующим выводам.
В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Федерального Закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона "Об исполнительном производстве").
На основании со ст.16 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока (ч.1). Действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока (ч.6).
Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока (ч.3 ст.15 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст.105 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Как следует из материалов дела, решением Ивановского районного суда Амурской области от 27 декабря 2018 года по гражданскому делу №2-503/2018г. (по исковому заявлению заместителя прокурора Ивановского района Амурской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области о возложении обязанности установить приборы учета тепловой энергии на котельной), вступившему в законную силу 15.02.2019 года, исковое заявление заместителя прокурора Ивановского района Амурской области было удовлетворено. На администрацию Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области возложена обязанность до 01 июля 2019 года установить приборы учета тепловой энергии на котельной, расположенной по адресу: Амурская область, Ивановский район, с.Дмитриевка, ул.Южная, д.8.
Исполнительный лист по гражданскому делу №2-503/2018 (серия ФС №018674259) в отношении должника – Администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области был выдан 18 февраля 2019 года.
Согласно материалам исполнительного производства №56796/19/28009-ИП, 17 апреля 2019 исполнительный лист №2-503/2018 года поступил на исполнение в ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области.
19 апреля 2019 года на основании данного исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП России по Амурской области Рыльцевой С.В. возбуждено исполнительное производство №56796/19/28009-ИП.
Из указанного постановления следует, что должнику – администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Определением Ивановского районного суда Амурской области от 28.06.2019 года администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области предоставлена отсрочка исполнения решения Ивановского районного суда Амурской области от 27.12.2018 года по гражданскому делу №2-503/2018г. до 01.09.2019 года.
06 сентября 2019 года администрация Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области вновь обратилась в Ивановский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Ивановского районного суда от 27.12.2018 года на срок до 31.07.2020 года.
На момент рассмотрения настоящего административного дела №2а-457/2019 указанное заявление по существу не рассмотрено.
Требованием судебного пристава – исполнителя к исполнительному производству №56796/19/28009-ИП, врученным представителю должника – главе администрации Журбину В.В. 06.09.2019 года, администрация Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области уведомлена о необходимости в срок до 09.09.2019 года предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда. При этом должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера будет вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере пятидесяти тысяч рублей (ст.112 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), а в дальнейшем за неисполнение решения суда должник будет привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
09 сентября 2019 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области Рыльцевой С.В. вынесено постановление о взыскании с должника администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
В отношении руководителя организации – должника администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области вынесено предупреждение об уголовной ответственности по ст.315 УК РФ за неисполнение решения суда, которое было вручено 11.09.2019 года главе администрации Дмитриевского сельсовета Журбину В.В.
В соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Статьёй 401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п.1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора выяснению подлежат вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015г. №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Рассматривая причины неисполнения должником администрацией Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области исполнительного документа в установленный судебным приставом – исполнителем для добровольного исполнения срок, суд приходит к следующему.
Согласно представленных суду административным истцом документов, со стороны администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района имело место обращение на имя главы администрации Ивановского района об оказании финансовой помощи для исполнения решения Ивановского районного суда по установке приборов учета тепловой энергии на котельной в с.Дмитриевка, в связи с нехваткой собственных средств (письмо от 16.05.2019г. №169). Администрация Ивановского района на указанное обращение по вопросу оказания финансовой помощи на приобретение и установку прибора учета тепловой энергии на котельной в селе Дмитриевка сообщила, что в бюджете района не предусмотрены и нет финансовых средств на вышеуказанные цели (информация от 03.06.2019г. №10/1785). Повторное обращение в администрацию Ивановского района по вопросу выделения денежных средств было направлено администрацией Дмитриевского сельсовета 06.09.2019 года, ответ на него суду не предоставлен.
Как следует из направленного ЗАО СПМК «Ивановская» в адрес администрации Дмитриевского сельсовета коммерческого предложения от 05.06.2019 года, стоимость работ по установке приборов учета тепловой энергии на котельной №2 по адресу: с.Дмитриевка, ул.Южная, составляет 280000 рублей.
В силу прямого предписания закона, вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст.401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Из представленных административным истцом документов установлено, что в бюджете Дмитриевского сельсовета Ивановского района на 2019 год не предусмотрен такой вид расходов, который позволил бы исполнить решение суда. Кредиторская задолженность администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района по состоянию на 24.09.2019 года составляет 888502,31 рублей.
Суд принимает во внимание, что исполнение судебного решения по установке приборов учета тепловой энергии связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности ограничена бюджетным финансированием и установленной процедурой проведения конкурсных процедур.
Ограниченность бюджета и обязанность использовать бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке, предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
Неисполнение администрацией Дмитриевского сельсовета Ивановского района в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок обязанности по установке приборов учета тепловой энергии на котельной, расположенной по адресу: Амурская область, Ивановский район, с.Дмитриевка, ул.Южная, 8, нельзя расценивать в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ни в указанный в судебном решении срок – до 01.07.2019 года, ни в течение установленного в требовании судебного пристава – исполнителя пятидневного срока - до 09.09.2019 года, реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств, в связи с чем, со стороны должника – администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Учитывая изложенное, суд находит подлежащим удовлетворению требование администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области о взыскании исполнительского сбора от 09.09.2019 года в размере 50000 рублей по исполнительному производству №56796/19/28009-ИП, возбужденному в отношении администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Государственная пошлина по рассматриваемому делу взысканию не подлежит, поскольку в силу положения пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
На основании установленного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Администрации Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области к ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, - удовлетворить.
Освободить Администрацию Дмитриевского сельсовета Ивановского района Амурской области от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району от 09.09.2019 года по исполнительному производству №56796/19/28009-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Ивановского районного суда Конфедератова В.Г.