Судья Курникова А.В. Дело № 33а-10947/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 22 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Камышниковой Н.М., Антропова Е.А.
при секретаре Болкуновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Главы Солодчинского сельского поселения на решение Волгоградского областного суда от 28 мая 2019 года по административному исковому заявлению Буланова Юрия Александровича о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, которым постановлено
Исковые требования Буланова Юрия Александровича к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
В удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области и Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области отказать.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> общей площадью 16560 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 9404424,00 (девять миллионов четыреста четыре тысячи четыреста четыре) рубля по состоянию на 28 апреля 2011 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 10 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
10 апреля 2019 года административный истец обратился в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> общей площадью 16560 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 9404 424,00 рубля по состоянию на 28 апреля 2011 года. В обоснование требований административный истец указал, что является сособственником вышеуказанного земельного участка. По его мнению, установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает обязанность по уплате налога в необоснованно завышенном размере.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Глава Солодчинского сельского поселения Харитонова Л.Н. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Кузнецов Ю.Г. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица без удовлетворения.
Выслушав представителя административного истца Буланова Ю.А. по доверенности Кузнецова Ю.Г., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее-КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд, исходил из того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 34:22:000000:74, определена в соответствии с п. 2.1.15 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 года № 222, в связи с чем, оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, руководствуясь положениями статей 65,66 ЗК РФ, ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (п. 5 ст. 65 ЗК РФ, ст. 375, 390, 402 НК РФ, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Из материалов дела видно, что административный истец Буланов Ю.А. является собственником 1/67 доли земельного участка с кадастровым номером № <...> общей площадью 16560 000 кв.м., категория земель-земли сельхозназначения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Таким образом, определение в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости влияет на размер обязанности Буланова Ю.А. по уплате налогов (ст.ст.388,389,391 НК РФ), в связи с чем, у административного истца имеется правовая заинтересованность в установлении кадастровой стоимости в размере равной рыночной стоимости.
Как предусмотрено частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьёй, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (часть 2).
Как следует из кадастровой справки и также данных ЕГРН кадастровая стоимость указанного участка в размере 35320205,11 руб. установлена на основании п. 2.1.15 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 года № 222 по состоянию на 28.04.2011 г., дату внесения о нем сведений в ЕГРН как вновь образованном участке.
Согласно представленному отчету, подготовленному оценщиком <.......>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> общей площадью 16560 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, составляет 9404424 рубля по состоянию 28 апреля 2011 г.
Таким образом, суд, установив данные обстоятельства, правомерно установил кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенную отчетом оценщика.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами автора апелляционной жалобы об отсутствии оснований восстановления истцу пропущенного срока обращения в суд.
В силу ч. 1 ст. 245 КАС РФ и ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
По смыслу указанных правовых норм и разъяснений их применения, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.
Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 28.04.2011 года. Очередные результаты государственной кадастровой оценки земель сельхозназначения определены по состоянию на 1.01.2011 года на основании распоряжения Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 ноября 2013 г. № 2577-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области».
С настоящим иском Буланов Ю.А. обратился в суд 10.04.2019г., то есть с пропуском установленного законом пятилетнего срока.
В соответствии с абз. 3 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Пунктом 7 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 1 ст. 24.12 Закона слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" были исключены.
В связи с изменением закона очередная (по истечении 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка) оценка кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка не проводилась.
Принимая во внимание тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, учитывая, что очередная государственная кадастровая оценка земель сельхозназначения по истечении указанного срока не проводилась и оспариваемая оценка является действующей и затрагивающей права и законные интересы административного истца, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о восстановлении истцу срока на подачу иска ввиду уважительности причин его пропуска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в 2005 году участок с данным кадастровым номером имел иную площадь и был предметом договора аренды не влияют на законность принятого решения.
Судом первой инстанции верно определены все юридически значимые по делу обстоятельства, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка.
Оснований, предусмотренных ст.310 КАС РФ к отмене или изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Волгоградского областного суда от 28 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Солодчинского сельского поселения - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи: