РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2022 г. с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Челаевой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Петрушкиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1359/2022 по исковому заявлению Прокурора Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации м.р. Красноярский Самарской области, МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа» о возложении обязанности по обеспечению бесперебойным функционированием системы оповещения и управления эвакуацией в здании,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского района Самарской области обратился в Красноярский районный суд Самарской области в интересах неопределенного круга лиц с уточненным иском к администрации муниципального района Красноярский Самарской области, МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа» об обязании администрации муниципального района Красноярский Самарской области обеспечить бесперебойное функционирование системы оповещения и управления эвакуацией здании ГБОУ СОШ п. Коммунарский муниципального района Красноярский Самарской области; обязании муниципального казенного учреждения «хозяйственно-эксплуатационная служба» муниципального района Красноярский Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по бесперебойному функционированию системы оповещения и управления эвакуацией здания ГБОУ СОШ п. Коммунарский муниципального района Красноярский Самарской области.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой Красноярского района Самарской области проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства ГБОУ СОШ п. Коммунарский муниципального района Красноярский Самарской области.
В результате проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ГБОУ СОШ п. Коммунарский муниципального района Красноярский Самарской области не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией, а также не обеспечена охрана образовательной организации сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В связи с указанным прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании прокурор Гаврилов А.Э. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального района Красноярский Самарской области в судебное заседание не явился, в адрес суда направил письменный отзыв на иск, в котором исковые требования признал.
Представитель третьего лица ГБОУ СОШ п. Коммунарский ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора Красноярского района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Красноярского района Самарской области проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства ГБОУ СОШ п. Коммунарский муниципального района Красноярский Самарской области.
В силу п. п. 4, 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35 – ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Закона № 35 - ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Закона № 131-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35 - ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Согласно подп. «б» п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
На основании п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с актом обследования и категорирования ГБОУ СОШ п. Коммунарский муниципального района Красноярский Самарской области присвоена третья категория опасности.
В результате проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ГБОУ СОШ п. Коммунарский муниципального района Красноярский Самарской области не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией, а также не обеспечена охрана образовательной организации сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией, необеспечение надлежащей охраны образовательной организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательной организации, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья.
В соответствии с договором о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключенным между муниципальным образованием муниципальный район Красноярский, представляемым Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее - КУМС администрации м.р. Красноярский), и ГБОУ СОШ п. Коммунарский муниципального района Красноярский Самарской области, в безвозмездное пользование ГБОУ СОШ п. Коммунарский муниципального района Красноярский Самарской области передано здание образовательной организации.
Передаваемое имущество является собственностью м. р. Красноярский Самарской области.
Согласно п. 3.1.3. указанного договора ссудодатель обязан в течение всего времени действия настоящего договора в отношении переданного имущества обеспечивать его содержание в состоянии безопасном для жизни и здоровья обучающихся в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с п. 2.2 устава муниципального казенного учреждения «хозяйственно-эксплуатационная служба» муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденного постановлением администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 07.06.2016 № 669, основной целью деятельности казенного учреждения является решение отдельных вопросов, возникающих при осуществлении администрацией муниципального района Красноярский Самарской области и отраслевыми (функциональными) органами администрации муниципального района Красноярский с правами юридического лица, своих полномочий.
В силу п.п. 2.3.3, 2.3.4. для достижения целей и задач настоящего устава казенное учреждение в установленном законодательством порядке осуществляет: проведение комплекса работ по обслуживанию инженерных сетей, технического оборудования и эксплуатации зданий и сооружений, обеспечение пропускного режима и охраны служебных помещений, территории, сохранности материальных ценностей.
Таким образом администрация м.р. Красноярский в нарушение п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ «О противодействии терроризму» в полной мере участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений не принимает, не обеспечивает надлежащие выполнение требований к антитеррористической защищенности объекта, находящегося в муниципальной собственности.
В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, суд признает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации м.р. Красноярский Самарской области, МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа» о возложении обязанности по обеспечению бесперебойным функционированием системы оповещения и управления эвакуацией в здании,
Обязать администрацию муниципального района Красноярский Самарской области обеспечить бесперебойное функционирование системы оповещения и управления эвакуацией здании ГБОУ СОШ п. Коммунарский муниципального района Красноярский Самарской области.
Обязать муниципальное казенное учреждение «хозяйственно-эксплуатационная служба» муниципального района Красноярский Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по бесперебойному функционированию системы оповещения и управления эвакуацией здания ГБОУ СОШ п. Коммунарский муниципального района Красноярский Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 22.08.2022.
Судья Челаева Ю.А.